Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 30 октября 2014 г. № 1866-д

«Об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении МУП ЖКХ «Ильиногорское» о досудебном hассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Региональной службой по тарифам Нижегородской области (вх. № 4-786 от 07.02.2014 г.) »

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. № 669, на основании заявления МУП ЖКХ «Ильиногорское» (регистрационный номер вх. № 4-786 от 07.02.2014 г.) о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Региональной службой по тарифам Нижегородской области, рассмотрев представленные со стороны МУП ЖКХ «Ильиногорское» и Региональной службой по тарифам Нижегородской области, связанные с оспариванием в досудебном порядке решения Региональной службой по тарифам Нижегородской области от 31.01.2014 г. № 2/23 «О внесении изменения в решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 13 декабря 2013 года № 63/11 «Об установлении организациям Володарского муниципального района Нижегородской области тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей Володарского муниципального района Нижегородской области», установлено следующее.
В поданном заявлении о досудебном рассмотрении спора МУП ЖКХ «Ильиногорское» заявляет требование к Региональной службе по тарифам Нижегородской области прекратить нарушение положений приказа ФСТ России от 21.10.2013 г. № 192-э/3 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год», а также указывает на допущенные со стороны Региональной службы по тарифам Нижегородской области процессуальные нарушения законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в процессе установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП ЖКХ «Ильиногорское» на 2014 год.
В соответствии с п. 9 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406 (далее – Правила регулирования тарифов), предельные уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации, а цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года. 
Приказом ФСТ России от 21.10.2013 г. № 192-э/3 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год» были установлены соответствующие индексы максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год, которые составили для Нижегородской области:
- с 01.01.2014 по 30.06.2014: 100%;
- с 01.07.2014 по 31.12.2014: 103,8%.
В рамках утвержденных ФСТ России индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 13 декабря 2013 года № 63/11 «Об установлении организациям Володарского муниципального района Нижегородской области тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей Володарского муниципального района Нижегородской области» были установлены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП ЖКХ «Ильиногорское» на 2014 год в первоначальной редакции.
В соответствии с п. 31 Правил регулирования тарифов, орган регулирования тарифов в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов, но не позднее 21 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, направляет заверенную копию указанного решения с приложением протокола (выписки из протокола) в адрес каждой регулируемой организации, для которой этим решением установлены тарифы.
Направление указанных документов осуществляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в электронном виде (с получением подтверждения информации адресатом).
В соответствии с информацией, представленной Региональной службой по тарифам Нижегородской области в адрес ФСТ России письмом (исх. № 516-848/14 от 21.02.2014 г., вх. № 4-1923 от 04.03.2014 г.), копия решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 13 декабря 2013 года № 63/11 была направлена в адрес МУП ЖКХ «Ильиногорское» 23 декабря 2013 года, т.е. с пропуском установленного срока.
Таким образом, Региональной службой по тарифам Нижегородской области было допущено нарушение п. 31 Правил регулирования тарифов в процессе установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП ЖКХ «Ильиногорское» на 2014 год.
Одновременно с этим, согласно п. 32 Правил регулирования тарифов, орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 13 декабря 2013 года № 63/11 было опубликовано в официальном печатном издании – газете «Нижегородская правда» от 28.12.2013 г. № 142 (25749), в этой связи ФСТ России считает, что МУП ЖКХ «Ильиногорское» обладало возможностью до момента начала нового периода регулирования (2014 года) получить информацию о величине утвержденных для предприятия ставок тарифов на услуги водоотведения на 2014 год, по которым им должны выставляться счета потребителям в данном периоде регулирования.
Одновременно ФСТ России указывает, что решением от 13 декабря 2013 года № 63/11 Региональная служба по тарифам Нижегородской области в нарушение утвержденных ФСТ России индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год установила тарифы для МУП ЖКХ «Ильиногорское» с ростом в первом полугодии, что не предусмотрено положениями действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.
Решением от 31.01.2014 г. № 2/23 «О внесении изменения в решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 13 декабря 2013 года № 63/11 «Об установлении организациям Володарского муниципального района Нижегородской области тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей Володарского муниципального района Нижегородской области» Региональная служба по тарифам Нижегородской области устранила ранее допущенное нарушение законодательства, выразившееся в установлении решением от 13 декабря 2013 года № 63/11 тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП ЖКХ «Ильиногорское» с ростом в первом полугодии 2014 года и установила тарифы для МУП ЖКХ «Ильиногорское» на 2014 год в соответствии с законодательством, однако придала вновь введенным в действие тарифам обратную силу, определив датой начала их действия 01.01.2014 г., тем самым нарушив положения п. 33 Правил регулирования тарифов.
Согласно п. 35 Основ ценообразования, размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов.
Таким образом, первоначально допущенные Региональной службой по тарифам Нижегородской области нарушения законодательства, выразившееся в установлении решением от 13 декабря 2013 года № 63/11 тарифов на услуги водоотведения для МУП ЖКХ «Ильиногорское» с ростом в первом полугодии 2014 года были устранены, однако, вместе с тем, образовавшиеся у организации в январе 2014 года излишне полученные доходы в результате применения первоначально утвержденных Региональной службой по тарифам Нижегородской области некорректных ставок тарифов на услуги водоотведения в нарушение п. 35 Основ ценообразования не были секвестированы регулируемой организации.
В рамках рассмотрения досудебного спора Региональная служба по тарифам Нижегородской области письмом (исх. № 516-3670/14 от 24.07.2014 г., вх. № 516-3670/14 от 24.07.2014 г., вх. № 4-622эл.п. от 28.07.2014 г.) представила в адрес ФСТ России информацию, в соответствии с которой запланированный рост тарифов на услуги водоотведения для МУП ЖКХ «Ильиногорское» с 01.07.2014 г. в размере 157,5% не привел к превышению утвержденного ФСТ России индекса максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоотведения на 2014 год по Нижегородской области в размере 103,8%, что также подтверждается отчетными данными, представленными в адрес ФСТ России в форме шаблонов ЕИАС. 
ФСТ России считает, что доводы МУП ЖКХ «Ильиногорское» о том, что Региональной службой по тарифам Нижегородской области были допущены нарушения приказа ФСТ России от 21.10.2013 г. № 192-э/3 в части несоответствия установленных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год утвержденным тарифам на услуги водоотведения для МУП ЖКХ «Ильиногорское» на 2014 год не могут рассматриваться как экономически обоснованные, поскольку предельные индексы максимального возможного изменения действующих тарифов устанавливаются ФСТ России в среднем по соответствующим субъектам Российской Федерации, а не для конкретных регулируемых организаций, и в этой связи они не регламентируют предельную (максимально и минимально возможную) величину роста тарифов для каждой из этих организаций. 
Рост тарифов на услуги водоотведения для МУП ЖКХ «Ильиногорское» с 01.07.2014 г. в размере 157,5% обусловлен пропорциональным увеличением с 01.07.2014 г. тарифов на услуги водоотведения и очистки сточных вод для другой регулируемой организации – ООО «Энергоресурс», которая оказывает их МУП ЖКХ «Ильиногорское» в рамках действующих договорных отношений.
Согласно п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Таким образом, ООО «Энергоресурс», являясь поставщиком коммунальной услуги для МУП ЖКХ «Ильиногорское», обоснованно применяет утвержденные тарифы на услуги водоотведения и очистки сточных вод на 2014 год, и выставляет счета потребителям по ставкам тарифов, утвержденным решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 13 декабря 2013 года № 63/11.
Одновременно ФСТ России отмечает, что являясь федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, не обладает в соответствии с действующим законодательством полномочиями по выделению субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях компенсации (возмещения) экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, некомпенсируемых за счет средств тарифных источников.
На основании изложенных доводов, ФСТ России не усматривает нарушения действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) со стороны Региональной службы по тарифам Нижегородской области в части необоснованного, по мнению МУП ЖКХ «Ильиногорское», роста тарифов на услуги водоотведения на 2014 год с 01.07.2014 г.
Учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, а также с учетом рассмотрения данного вопроса на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 24.10.2014 г. № СЗ-195) 
п р и к а з ы в а ю:

1. Отказать в удовлетворении требований МУП ЖКХ «Ильиногорское», указанных в заявлении о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Региональной службой по тарифам Нижегородской области.
2. Органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении тарифов на услуги водоотведения для МУП ЖКХ «Ильиногорское» на 2015 год провести анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности МУП ЖКХ «Ильиногорское» в сфере водоотведения за 2014 год и учесть экономически обоснованные выпадающие доходы (либо исключить экономически необоснованные избыточные доходы) регулируемой организации, образовавшиеся в 2014 году в результате применения утвержденных решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 13.12.2013г. № 63/11 «Об установлении организациям Володарского муниципального района Нижегородской области тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей Володарского муниципального района Нижегородской области» ставок тарифов на услуги водоотведения, не обеспечивающих сбор утвержденного размера необходимой валовой выручки МУП ЖКХ «Ильиногорское» на 2014 год. 
3. В случае компенсации подлежащих дополнительному учету экономически обоснованных выпадающих доходов МУП ЖКХ «Ильиногорское» за счет бюджетов органов местного самоуправления и (или) субъекта Российской Федерации – Нижегородской области, исполнение положений пункта 2 настоящего приказа органом исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения подлежит осуществлению с учетом размера компенсированных за счет средств соответствующих бюджетов экономически обоснованных расходов.
4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2, 3 настоящего приказа решений, но не позднее 15 января 2015 года проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которых предписано пунктами 2, 3 настоящего приказа;
- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на которых принимались вышеуказанные решения (с приложением сводной калькуляции затрат);
- информации о размерах компенсированных МУП ЖКХ «Ильиногорское» не учитываемых при установлении тарифов экономически обоснованных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Нижегородской области.


Руководитель Федеральной
службы по тарифам                             С. Новиков
 

Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 30 октября 2014 г. № 1866-д
(DOC, 72 Кб)