Вопрос-ответ. ФАС разъясняет

В данном разделе публикуются ответы ФАС России на часто задаваемые вопросы граждан и организаций.

Если вы не нашли ответа на интересующий вас вопрос, его можно задать здесь

 

29.09.2017

Вопрос
Правомерно ли установление дополнительных требований к участнику закупки на выполнение работ по текущему ремонту?

Ответ
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам ...
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее — Постановление № 99) Приложением 1 установлены дополнительные требования к участникам закупки. Позиция ФАС России и Министерства экономического развития Российской Федерации по вопросам применения Постановления № 99 изложена в совместном письме Минэкономразвития России № 23275-ЕЕ/Д28и и ФАС России № АЦ/45739/15 от 28.08.2015 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Письмо). Вместе с тем, отдельные положения Письма были обжалованы в Верховном Суде Российской Федерации. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2016 № АКПИ16-574 абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 Письма признан недействующим в части предъявления требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту при осуществлении закупок на выполнение работ по текущему ремонту. На основании изложенного, с учетом решения, принятого Верховным Судом Российской Федерации, в настоящее время установление в соответствии с пунктом 2 Приложения 1 к Постановлению№ 99 дополнительных требований к участникам закупки работ по текущему ремонту неправомерно и будет являться нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

29.09.2017

Вопрос
Правомерно ли требование о предоставлении исключительно согласия в первой части заявки на участие в закупке строительных работ?

Ответ
Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный ...
Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства с учетом требований Градостроительного кодекса осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг, потребностям заказчика. Таким образом, описание объекта закупки на выполнение строительных работ на объекте капитального строительства осуществляется заказчиком с учетом проектной документации на выполнение строительных работ на объекте капитального строительства. При этом, по мнению ФАС России, заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми, а также при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. ФАС России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. Исходя из указанных положений Закона о контрактной системе документация об аукционе на выполнение работ может содержать условие о предоставлении только согласия на выполнение работ, а может содержать условие о предоставлении помимо согласия показателей товара, который используется при выполнении работ. Таким образом, положениями Закона о контрактной системе предусмотрена возможность установления требования к участнику закупки на выполнение строительных работ о предоставлении в первой части заявки на участие в закупке исключительно согласия на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о закупке.

29.09.2017

Вопрос
Подлежат ли включению в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) сведения о поставщике, в случае в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки?

Ответ
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ...
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается в том числе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. На основании изложенного, расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) на момент подачи заявки не соответствовал установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, поскольку не связано с существенным нарушением условий контракта.

20.09.2017

Вопрос
Возможно ли заключение контракта на оказание почтовых услуг с ФГУП «Почта России» как с единственным исполнителем на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе?

Ответ
Согласно пункту 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляются заказчиком, ...
Согласно пункту 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляются заказчиком, если поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях) к сфере деятельности субъектов естественных монополий. В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги общедоступной почтовой связи. При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» установлен исчерпывающий перечень услуг общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба, а именно пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей). Согласно положениям статей 2, 29 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее — Закон о почтовой связи) государственные знаки почтовой оплаты (далее — ГЗПО) являются подтверждением оплаты услуг почтовой связи. В соответствии с пунктом 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 (далее – Правила оказания услуг почтовой связи), для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются ГЗПО. В качестве ГЗПО используются, в том числе, почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки, оттиски ГЗПО, наносимые франкировальными машинами. Согласно статье 2 Закона о почтовой связи услуги почтовой связи — действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств. Таким образом, закупка маркированных конвертов, нанесение оттисков ГЗПО франкировальными машинами не могут рассматриваться как услуги почтовой связи, так как имеют своей целью подтверждение оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых ФГУП «Почта России». Услуга по эксплуатации франкировальных машин также не может рассматриваться в качестве услуги почтовой связи в понимании статьи 2 Закона о почтовой связи. Кроме того, учитывая различные способы подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, указанные в пункте 24 Правил оказания услуг почтовой связи, а также право пользователя услуг почтовой связи в выборе способа подтверждения оплаты оказанных ему услуг почтовой связи, расходы на нанесение оттисков ГЗПО франкировальными машинами не относятся к расходам, учитываемым ФАС России при установлении тарифов на услуги общедоступной почтовой связи (в том числе на услуги по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции). Таким образом, поставка маркированных конвертов, услуги по эксплуатации франкировальных машин и нанесению оттиска франкировальной машины не являются услугами почтовой связи и не относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. На основании изложенного, ФАС России сообщает, что заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком только на услуги, указанные в перечне услуг общедоступной почтовой связи в постановлении Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи». При этом ФАС России обращает внимание, что при осуществлении закупки на оказание услуг общедоступной почтовой связи на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе самостоятельно определить приемлемые способ и порядок оплаты услуг общедоступной почтовой связи, в том числе, предусмотрев оплату указанных услуг с использованием ГЗПО.

17.09.2017

Вопрос
Вправе ли заказчик осуществлять закупку лекарственных препаратов путем проведения запроса котировок?

Ответ
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе медицинские учреждения при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков ...
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе медицинские учреждения при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений. В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р (далее – Аукционный перечень), за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Таким образом, заказчик вправе проводить закупку товаров (работ, услуг), включенных в Аукционный перечень, путем проведения запроса котировок при соблюдении требований Закона о контрактной системе. В соответствии с частью 2 статьи 72 Закона о контрактной системе медицинские учреждения вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 000 руб. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 100 млн руб. Таким образом, медицинское учреждение вправе осуществить закупку лекарственных препаратов путем проведения запроса котировок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тысяч рублей с учетом положений части 2 статьи 72 Закона о контрактной системе.