2 заседание

29 июня 2012, 00:00

Второе заседание в Вене (Австрия) было посвящено вопросам методологии анализа товарных рынков нефти и нефтепродуктов, учёта особенностей  оптовой и розничной реализации, особенностей этих рынков, обусловленную наличием олигопольной структуры и цепочек вертикальных интегрированных связей между её участниками.

Все страны используют аналогичные подходы к анализу рынка. Имеется практика рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и страновых (межстрановых) анализов рынков нефти и нефтепродуктов.

Опыт Италии. Конкурентным ведомством Италии в 2004 году было возбуждено дело (рассмотрение закончилось в 2006 году) в отношении крупнейших нефтяных компаний: Эни, Эксон,  Тоталь,Тамойл, Кувейт, и Шелл. Предметом рассмотрения дела был рынок авиационного керосина, который имеет олигопольную структуру. В рамках дела было установлено, что между основными участниками рынка было установлено ограничивающее конкуренцию соглашение, в рамках которого компании отказались конкурировать друг с другом на проводимых авиакомпаниях тендерах, а также ограничивали вхождение на рынок новых участников, отказывая в доступе к мощностям по хранению, наладили постоянный обмен информацией между своими фирмами и совершали другие антиконкурентные действия. По итогам рассмотрения дела ВИНКи были оштрафованы на сумму более 300 млн. евро. Суды всех инстанции подтвердили законность и обоснованность решения ICA и размеров наложенных на компании штрафов.

Опыт России. В течение 2008-2011 г.г. ФАС России были рассмотрены вопросы анализа состояния конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации в рамках рассмотрения трёх «волн» дел о злоупотреблении доминирующим положением на рынке крупными ВИНК, как с государственным участием (Газпром нефть, Роснефть), так и частных компаний, в т.ч. с иностранным участием (ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, Башнефть). Решения и предписания ФАС России были обжалованы в арбитражных судах. Суды полностью подтвердили законность и обоснованность выводов ФАС России относительно положения компаний на рынке (в т.ч. географических и продуктовых границ), а также выводов ФАС России о том, что компании злоупотребили своим доминирующим положением на рынке. Нарушения касались установления монопольно высоких цен, изъятия товара из обращения, результатом которого стал необоснованный рост цен, а также создание дискриминационных условий в поставках топлива в адрес своих дочерних компаний, и в адрес независимых хозяйствующих субъектов. Сумма перечисленных в бюджет Российской Федерации штрафов составила более 500 млн.евро.

Опыт Германии. В сентябре 2012 года Конкурентное ведомство Германии начало второе по счету исследование рынка «upstream» нефтяного сектора, в рамках которого проведет оценку конкуренции на рынках переработки нефти, транспортировки и хранения, а также рынок оптовой торговли нефтепродуктами. Оно также исследует, каким образом изменения цен на сырую нефть влияют на цены транспортировки и в конце концов на потребителей через бензоколонки. Предыдущее исследование антимонопольного органа, которое было завершено в мае 2011 года, исследование дало более детальное понимание розничного рынка нефтепродуктов, в рамках которого, в частности, впервые представилась возможность изучить процесс ценообразования на розничном рынке нефтепродуктов. Исследование рынка выявило коллективное доминирование пяти компаний (BP, Shell, ConocoPhillips, ExxonMobil и Total) на розничном рынке нефтепродуктов. По результатам исследования розничного рынка ведомство предупредило, что слияния в топливном секторе будут запрещены.

Опыт Евросоюза. Другие страны, включая Великобританию, Польшу и Испанию также недавно начали исследование рынков нефти и нефтепродуктов. Европейские конкурентные ведомства годами проводили такие исследования отдельно от других. Но Бруно Лассер, Руководитель Европейской конкурентной сети, недавно призвал страны-члены ЕС объединить ресурсы и провести общие исследования в данном секторе.

По итогам заседаний Рабочей группы была достигнута договорённость о создании общей базы данных, включающей данные мониторинга и статистических наблюдений, обобщающей основные наработки в области методологии и практики применения антимонопольного законодательства и др. Данная Платформа станет общим инструментом, позволяющим конкурентным ведомствам обмениваться основной информацией, касающейся национальных рынков нефти и нефтепродуктов.

 

Протокол

Второго заседания

Рабочей группы по исследованию вопросов  ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и способов их функционирования

29 июня 2012 года

г. Вена

 

Австрийская Республика

Председательствовали: 

От Австрийской Республики:

Матусек Петер

 

Заместитель генерального директора Австрийского федерального конкурентного ведомства

 

 

От Российской Федерации:

Голомолзин

Анатолий Николаевич

 

Заместитель руководителя ФАС России

Повестка дня:

  1. вопросы, связанные с определением продуктовых и географических границ оптовых и розничных рынков нефти и нефтепродуктов;
  2. тематика, время и место проведения следующих заседаний Рабочей группы.

Слушали:

  1. По пункту 1 повестки дня выступили (см. доклады участников в приложении № 1 к настоящему Протоколу):

1.1.         Голомолзин А.Н. с докладом «Методология определения продуктовых и географических границ оптовых и розничных рынков нефтепродуктов» об опыте Российской Федерации по проведению анализа состояния конкуренции на рынках нефтепродуктов, уделив особое внимание практике установления коллективного доминирования компаний-участниц рынка нефтепродуктов, методологии определения географических и продуктовых границ оптового рынка нефтепродуктов в Российской Федерации, рассказал о результатах судебных разбирательств, а также об особенностях ценообразования на рынке нефтепродуктов и принимаемых ФАС России мерах;

1.2.         Глив С. с докладом о методологии определения географических границ розничного рынка автомобильных бензинов в Германии, а также об опыте проведенных расследований на розничных рынках нефтепродуктов;

1.3.         Кальтенбруннер Р. с докладом о проводимом в настоящее время в Австрийском федеральном конкурентном ведомстве анализе рынка нефтепродуктов, включая исследования оптового и розничного рынков, взаимоотношения компаний на этих рынках, особенности транспортировки и ценообразования на них;

1.4.         Бара З. с докладом об импортном равенстве цен на оптовых рынках жидкого топлива;

1.5.         Хотекова Б. с докладом об исследовании, проведенном Комиссией по защите конкуренции Болгарии на рынке моторного топлива.

  1. По пункту 2 повестки дня выступил Голомолзин А.Н. с предложением о тематике, месте и времени проведения следующих заседаний Рабочей группы.

Решили:

  1. Заслушав доклады участников, решили отметить:

1.1.         влияние структуры рынка на состояние конкуренции на оптовом и розничных рынках, проблемы коллективного доминирования основных участников, усиления доминирующего положения вследствие цепочек вертикальной интеграции;

1.2.         особенности квалификации доминирующего положения на оптовом и розничных рынках;

1.3.         значение взаимосвязи между мировыми и национальными рынками, а также барьеры входа на рынок.

  1. По пункту 2 повестки дня решили:

2.1.         Провести третье заседание Рабочей группы в рамках Международного мероприятия «День конкуренции в России», который пройдет с 11 по 13 сентября 2012 года в г. Казань;

2.2.         Определить темы будущих заседаний в следующем порядке (см. Приложение № 2 «Блок-схема основных направлений Рабочей группы по исследованию вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и способов их функционирования на ближайшую перспективу»):

2.2.1.  Третье заседание Рабочей группы (11-13 сентября 2012 г., г. Казань, Россия) – вопросы существующих подходов к проведению мониторинга и анализа оптовых и розничных рынков нефти и нефтепродуктов;

2.2.2.  Четвертое заседание – изучение вопросов ценообразования на нефть и нефтепродукты на национальных рынках, в том числе влияние мировых цен на ценообразование на национальных рынках;

2.2.3.  Пятое заседание – (а) обмен опытом и подходами по применению антимонопольного законодательства на рынке нефти и нефтепродуктов; (б) обсуждение порядка осуществления обмена информацией, не носящей конфиденциального характера, между членами рабочей группы.

Приложенные файлы
Протокол_2_-_Рабочая_группа_по_нефти-1507136484.pdf (284,6 КБ)
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь