Решение и предписание по делу по признакам нарушения Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации антимонопольного законодательства

04 июня 2013, 15:12
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу № 1-15-129/00-07-12

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 20 мая 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 31 мая 2013 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – заместителя руководителя ФАС России А.Б. Кашеварова, членов Комиссии: начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России О.С. Сергеевой, заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России – Р.Ю. Фонарева, советника отдела расследований Управления контроля органов власти ФАС России – С.С. Кобзева (далее – Комиссия ФАС России),
рассмотрев дело № 1-15-129/00-07-12 по признакам нарушения Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, д.21) пунктов 1 и 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела № 1-15-129/00-07-12 о нарушении Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации антимонопольного законодательства (далее – дело) послужило обнаружение ФАС России в действиях Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в части установления в отношении всех негосударственных пенсионных фондов (далее – НПФ) не предусмотренной законодательством Российской Федерации обязанности по поддержанию величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности (далее - ИОУД) в размере не менее 100 миллионов рублей признаков нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В ФАС России поступило заявление НПФ «Империя» от 15.06.2012 № 235 о выдаче ФСФР России предписаний осуществляющим деятельность по обязательному пенсионному страхованию (далее – ОПС) НПФ, содержащих не предусмотренное законодательством Российской Федерации требование о доведении величины денежной оценки ИОУД до 100 миллионов рублей (вх. № 35535 от 25.06.2012) (далее – заявление). В целях рассмотрения заявления ФАС России в адрес ФСФР России письмом от 16.07.2012 № АЦ/22603 был направлен запрос информации, в котором сообщалось о необходимости представить позицию по вопросам, изложенным в заявлении.
ФСФР России в ответ на запрос ФАС России от 16.07.2012 № АЦ/22603 письмом от 06.08.2012 № 12-СХ-01/34730 (вх. № 44325 от 07.08.2012) сообщил, что обязанность НПФ поддерживать величину денежной оценки ИОУД в размере не менее 100 миллионов рублей в соответствии со статьей 36.1 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон о негосударственных пенсионных фондах) установлена подпунктом 21 пункта 4 раздела 3 формы типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом (далее – Форма типового договора об ОПС), утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.07.2010 № 523н (далее – Приказ №523н), и подпунктом «ю» пункта 42 раздела 9 Типовых страховых правил негосударственного пенсионного фонда (далее - Типовые страховые правила НПФ), утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 731н (далее – Приказ № 731н). В связи с этим ФСФР России в адрес НПФ, осуществляющих деятельность по ОПС и величина денежной оценки ИОУД которых по состоянию на 31.12.2011 и 31.03.2012 составила менее 100 миллионов рублей, были направлены предписания о доведении величины денежной оценки ИОУД до 100 миллионов рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о негосударственных пенсионных фондах НПФ - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению (далее – НПО) участников НПФ в соответствии с договорами НПО;
- деятельность в качестве страховщика по ОПС в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об ОПС;
- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
НПФ имеет право на осуществление указанных видов деятельности с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном Законом о негосударственных пенсионных фондах, если иное не предусмотрено данным законом (пункт 1 статьи 7 Закона о негосударственных пенсионных фондах).
Абзацем 4 пункта 2 статьи 7 Закона о негосударственных пенсионных фондах установлено, что НПФ должен иметь величину денежной оценки ИОУД не менее трех миллионов рублей, с 1 января 2005 года - не менее 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 года - не менее 50 миллионов рублей.
Таким образом, для осуществления указанной в пункте 1 статьи 2 Закона о негосударственных пенсионных фондах деятельности НПФ обязан с 1 июля 2009 года иметь величину денежной оценки ИОУД НПФ в размере не менее 50 миллионов рублей, если иное не установлено Законом о негосударственных пенсионных фондах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах ОПС может осуществлять НПФ, в установленном порядке получивший лицензию, зарегистрировавший в уполномоченном федеральном органе страховые правила НПФ, подавший в уполномоченный федеральный орган заявление о намерении осуществлять деятельность по ОПС в качестве страховщика (далее – Заявление о намерении осуществлять деятельность по ОПС) и соответствующий требованиям, установленным пунктом 2 статьи 36.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах, если иное не предусмотрено данным законом.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 36.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах на момент подачи в уполномоченный федеральный орган Заявления о намерении осуществлять деятельность по ОПС НПФ должен иметь величину денежной оценки ИОУД НПФ с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2009 года - не менее 100 миллионов рублей. Пункт 21 статьи 36.2 Закона о негосударственных пенсионных фондах устанавливает, что НПФ, осуществляющий деятельность по ОПС, обязан поддерживать величину денежной оценки ИОУД НПФ в размерах, установленных статьей 36.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах.
В связи с этим, НПФ, осуществляющие деятельность по ОПС, обязаны поддерживать величину денежной оценки ИОУД, установленную абзацем 4 пункта 2 статьи 36.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах на дату подачи НПФ Заявления о намерении осуществлять деятельность по ОПС.
Таким образом, из совокупности положений статей 7, 36.1 и 36.2 Закона о негосударственных пенсионных фондах следует, что НПФ, осуществляющий деятельность по ОПС и подавший в уполномоченный федеральный орган Заявление о намерении осуществлять деятельность по ОПС до 1 июля 2009 года, обязан поддерживать величину денежной оценки ИОУД в размере не менее 50 миллионов рублей.
Вместе с тем, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в подпункте 21 пункта 4 раздела 3 Формы типового договора об ОПС, утвержденной Приказом № 523н, и в подпункте «ю» пункта 42 раздела 9 Типовых страховых правил НПФ, утвержденных Приказом № 731н, установило в отношении всех НПФ, осуществляющих деятельность по ОПС, обязанность по поддержанию величины денежной оценки ИОУД в размере не менее 100 миллионов рублей вне зависимости от даты подачи ими в уполномоченный федеральный орган Заявления о намерении осуществлять деятельность по ОПС.
Подпункт 21 пункта 4 раздела 3 Формы типового договора об ОПС внесен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 539н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.07.2010 № 523н «Об утверждении формы типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом» и вступил в силу 1 июля 2012 года. Подпункт «ю» пункта 42 раздела 9 Типовых страховых правил НПФ внесен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 540н «О внесении изменений в типовые страховые правила негосударственного пенсионного фонда, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 731н «Об утверждении типовых страховых правил негосударственного пенсионного фонда» и вступил в силу 22 июля 2012 года.
В соответствии с абзацем 14 пункта 3 статьи 9 и пунктом 3 статьи 36.3 Закона о негосударственных пенсионных фондах Типовые страховые правила НПФ и Форма типового договора об ОПС утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 части 1 и абзацами 2 и 3 пункта 1 части 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2003 № 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2010 № 9 (далее – Постановление № 669 в редакции от 19.01.2010) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет государственное регулирование деятельности НПФ по НПО, ОПС и профессиональному пенсионному страхованию в части правоотношений между НПФ и участниками НПФ, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, и утверждает по согласованию с ФСФР России форму типового договора об ОПС и типовые страховые правила НПФ.
Полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по принятию Формы типового договора об ОПС и Типовых страховых правил НПФ также закреплены пунктами 5.2.64.1 и 5.2.64.4 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2010 № 650.
Таким образом, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации обладало полномочиями по принятию Формы типового договора об ОПС и Типовых страховых правил НПФ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ № 636) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации было преобразовано Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, которому переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, включая негосударственное.
Таким образом, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является правопреемником Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации письмом от 28.01.2013 № 21-0/10/2-419 (вх. № 6834/13 от 30.01.2013) представлены пояснения по делу, в которых Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сообщило, что положения подпункта 21 пункта 4 раздела 3 Формы типового договора об ОПС, утвержденной Приказом № 523н, и подпункта «ю» пункта 42 раздела 9 Типовых страховых правил НПФ, утвержденных Приказом № 731н, соответствуют положениям пункта 2 статьи 36.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах.
В связи с изложенным, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не усматривает признаков нарушения антимонопольного законодательства и не считает требование к величине денежной оценки ИОУД НПФ, установленное Приказами № 731н и № 523н, отличным от требования к величине денежной оценки ИОУД НПФ, установленного пунктом 2 статьи 36.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах.
Вместе с тем, в пункте 2 статьи 36.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах слово «размер» применительно к величине денежной оценки ИОУД НПФ указано во множественном числе. При этом, данный пункт не содержит прямого указания на обязанность поддерживать величину денежной оценки ИОУД НПФ в размере не менее 100 миллионов рублей.
Учитывая положения статей 7, 36.1 и 36.2 Закона о негосударственных пенсионных фондах Комиссия ФАС России пришла к выводу, что обязанность поддерживать величину денежной оценки ИОУД в размере не менее 100 миллионов рублей, установленная Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в Приказах № 523н и №731н, в отношении НПФ, подавших в уполномоченный федеральный орган Заявление о намерении осуществлять деятельность по ОПС до 1 июля 2009 года, Законом о негосударственных пенсионных фондах не установлена.
Также Комиссия ФАС России приняла во внимание, что аналогичные положениям статей 36.1 и 36.2 Закона о негосударственных пенсионных фондах требования установлены статьей 26 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах) к минимальному уставному капиталу открытого общества, который на дату государственной регистрации общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в части 8 постановления от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» дал арбитражным судам разъяснения в отношении применения нормы статьи 26 Закона об акционерных обществах, согласно которым при применении указанной нормы судам необходимо учитывать, что если на момент государственной регистрации акционерного общества (при его создании) размер уставного капитала общества соответствовал уровню, установленному действовавшими в тот период правовыми актами, то при регистрации изменений, вносимых в устав общества, либо регистрации устава в новой редакции государственный орган, осуществляющий такую регистрацию, не вправе отказывать в ее проведении по мотиву несоответствия уставного капитала общества минимальному размеру, действующему на дату регистрации изменений (кроме случаев внесения изменений в устав в связи с уменьшением размера уставного капитала по инициативе общества).
Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России рассмотрела указанные в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.01.2013 № 21-0/10/2-419 пояснения и пришла к выводу о том, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации установило в Приказах № 523н и № 731н требование к величине денежной оценки ИОУД в отношении НПФ, подавших в уполномоченный федеральный орган Заявление о намерении осуществлять деятельность по ОПС до 1 июля 2009 года, не соответствующее требованию к величине денежной оценки ИОУД НПФ, установленному пунктом 2 статьи 36.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах.
На заседании Комиссии ФАС России от 20.02.2013 уполномоченный представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации И.А. Губанов, действующий на основании доверенности от 19.02.2013 № Д-19-13, согласился с выводом Комиссии ФАС России и сообщил о готовности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации внести изменения в соответствующие приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В то же время он отметил, что в соответствии с процедурами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения», минимальный срок внесения изменений в данные нормативно-правовые акты составит не менее 1 месяца.
Уполномоченный представитель НПФ «Империя» А.А. Морозов, действующий на основании доверенности от 23.09.2011 № б/н, на заседании Комиссии ФАС России от 20.02.2013 сообщил, что требование о доведении размера денежной оценки ИОУД до 100 миллионов рублей препятствует осуществлению НПФ «Империя» деятельности по ОПС в связи с получением предписаний со стороны ФСФР России.
В связи с этим, Комиссией ФАС России было принято решение о привлечении ФСФР России к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией ФАС России обстоятельствах, а также о продлении срока рассмотрения дела до 29 сентября 2013 года и отложении рассмотрения дела и назначении рассмотрение дела на 22 апреля 2013 года. Однако, в связи с  невозможностью проведения заседания Комиссии ФАС России по рассмотрению дела 22 апреля 2013 года лица, участвующие в рассмотрении дела, и ФСФР России были уведомлены о назначении рассмотрения дела на 20 мая 2013 года письмом ФАС России от 19.04.2013 № АК/15751/13.
На заседание Комиссии ФАС России 20 мая 2013 года уполномоченный представитель ФСФР России не явился. Вместе с тем, ФСФР России письмом от 02.04.2013 № 13-ОП-10/11386 (вх. № 26666/13 от 04.04.2013) представил сведения об НПФ, зарегистрировавших Заявление о намерении осуществлять деятельность по ОПС до 1 июля 2009 года, в том числе перечень НПФ, получивших предписание о доведении величины денежной оценки ИОУД НПФ до 100 миллионов рублей.
Согласно письму ФСФР России от 02.04.2013 № 13-ОП-10/11386 до 1 июля 2009 года Заявление о намерении осуществлять деятельность по ОПС зарегистрировали 85 НПФ, а именно: НО НПФ «Норильский никель», НПФ электроэнергетики, НПФ «Уралоборонзаводский», НО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», НПФ «Гефест», НПФ «Пенсионный фонд ПСБ», НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии», НПФ «СУРГУТНЕФТЕГАЗ», НПФ «Алмазная осень», НПФ «Московия», НПФ «Промагрофонд», НПФ «СБЕРФОНД», НО НПФ «Уральский финансовый дом», НПФ «Ресурс», РНПФ «СИБИРСКИЙ СБЕРФОНД», ХАНТЫ-МАНСИИЙСКИЙ НПФ, НПФ «ТНК-Владимир», НПФ «Волгоград АСКО-Фонд», НПФ «Дженералли ППФ», НПФ «Райффайзен», НПФ «Первый Русский Пенсионный Фонд», МН «БПФ», МГНПФ, НПФ «Эрэл», НПФ «ПОРТ-ГАРАНТ», НПФ «МЕЧЕЛ-ФОНД», НПФ «НПФ ОПК», Подольский НПФ, НПФ «ПНПФ «Гарант-Проф», НПФ «Благовест», НПФ «АПК-Фонд», НПФ «Башкомснаббанк», НПФ «Роствертол», НПФ «Согласие», НПФ ОАО «АВТОВАЗ», НПФ «СТРОЙКОМПЛЕКС», НПФ «ЦЕРИХ», НПФ «Русский фонд пенсионной опеки», НПФ «Кооперация», НПФ «Персональная пенсия», НПФ «Дорога», НПФ металлургов, НПФ «Благоденствие», НПФ «Атомгарант», НПФ «Надежда», НПФ «Железнодорожный», НПФ «Империя», НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», ОНПФ «Доверие», НПФ «Пенсион-Инвест», НО НПФ ВТБ Пенсионный фонд, НПФ «ГАЗФОНД», НО НПФ Национальный негосударственный пенсионный фонд, НПФ «Генеральный Пенсионный Фонд», НПФ «Русский Стандарт», НПФ «Социальное развитие», НО НПФ «Адекта-Пенсия», НПФ «Доверие», НПФ «Социум», НПФ «Тихий Дон», НПФ АО МОСЭНЕРГО, МНПФ «АКВИЛОН», НПФ «РЕГИОНФОНД», НПФ «Система», НПФ «Нефтегарант», НПФ «Транснефть», НПФ «ОПФ», НПФ «Вимм-Билль-Данн», НПФ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ», НПФ «УРАЛСИБ», НПФ «ВНИИЭФ-ГАРАНТ», НПФ «МДМ», НПФ «Европейский пенсионный фонд», НПФ «Волга-Капитал», НПФ «УГМК-Перспектива», ННПФ РТ «Берсил», НПФ «ТПП фонд», НПФ «Объединенные регионы», НПФ «Право», НПФ «РГС», КИТ Финанс НПФ, НПФ «ПРОФИНВЕСТ», НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ», НПФ «Альянс» и НПФ «Индустриальный».
Из перечня указанных НПФ в адрес 16 НПФ ФСФР России были направлены предписания о доведении величины денежной оценки ИОУД до 100 миллионов рублей, а именно: в адрес НПФ металлургов, НПФ «ВНИИЭФ-ГАРАНТ», НПФ «Московия», РНПФ «СИБИРСКИЙ СБЕРФОНД», НПФ «Первый Русский Пенсионный Фонд», Подольский НПФ, НПФ «АПК-Фонд», НПФ «Русский фонда пенсионной опеки», НПФ «Кооперация», НПФ «Персональная пенсия», НПФ «Железнодорожный», НПФ «Империя», НПФ «Вимм-Билль-Данн», НПФ «МДМ», НПФ «Объединенные регионы» и НПФ «ПОРТ-ГАРАНТ» письмами от 26.09.2012 №№12-ОП-10/2012 и 12-ОП-10/42114, от 11.10.2012 №№ 12-ОП-10/44268, 12-ОП-10/44332, 12-ОП-10/44248, 12-ОП-10/44349, 12-ОП-10/44247, 12-ОП-10/44319, 12-ОП-10/44260, 12-ОП-10/44353, 12-ОП-10/44256, 12-ОП-10/44252, 12-ОП-10/44249, 12-ОП-10/44271 и 12-ОП-10/44281, от 10.12.2012 № 12-ОП-10/52196, соответственно.
Предписания ФСФР России исполнили 8 НПФ, а именно: НПФ «Московия», РНПФ «СИБИРСКИЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ», НПФ «Первый Русский Пенсионный Фонд», НПФ «АПК-Фонд», НПФ «Русский фонд пенсионной опеки», НПФ металлургов, НПФ «Вимм-Билль-Данн» и НПФ «ВНИИЭФ-ГАРАНТ».
В адрес 8 НПФ ФСФР России были направлены предписания о введении запрета на совершение операций, а именно: НПФ «ПОРТ-ГАРАНТ», Подольский НПФ, НПФ «Кооперация», НПФ «Персональная пенсия», НПФ «Железнодорожный», НПФ «Империя», НПФ МДМ» и НПФ «Объединенные регионы» письмами от 06.03.2013 № 13-ОП-10/7498, от 11.12.2012 № 12-ОП-10/52639, от 20.12.2012 №№ 12-ОП-10/54174, № 12-ОП-10/54173, № 12-ОП-10/52643, № 12-ОП-10/52641, № 12-ОП-10/54172 и от 29.11.2012 № 12-ЕК-04, соответственно.
Из них:
- аннулированы по решению ФСФР России в связи с неисполнением предписаний лицензии Подольского НПФ, НПФ «Железнодорожный», НПФ «Империя» и НПФ «Объединенные регионы» приказами от 14.02.2013 №№ 13-357/пз-н, № 13-358/пз-н, от 22.03.2013 № 13-665/пз-н и от 12.02.2013 № 13-325/пз-н, соответственно;
- прекратили свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения/слияния НПФ «Кооперация» и НПФ «Персональная пенсия» (свидетельства 48 № 001502724 от 14.03.2013 и 77 № 014251759 от 29.12.2012).
- введен запрет по состоянию на 02.04.2013 на совершение операций в отношении НПФ «ПОРТ-ГАРАНТ» и НПФ «МДМ».
Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что установление Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации не предусмотренной законодательством Российской Федерации обязанности в отношении НПФ, подавших в уполномоченный федеральный орган Заявление о намерении осуществлять деятельность по ОПС до 1 июля 2009 года, по поддержанию величины денежной оценки ИОУД в размере не менее 100 миллионов рублей в Форме типового договора об ОПС, утвержденной Приказом № 523н, и в Типовых страховых правилах НПФ, утвержденных Приказом № 731н, ограничило осуществление НПФ деятельности по ОПС и привело к сокращению числа НПФ, осуществляющих деятельность по ОПС.
На заседании Комиссии ФАС России от 20.05.2013 уполномоченный представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации М.К. Титов, действующий на основании доверенности от 19.02.2013 № Д-19-14, сообщил, что введение нормы, утвержденной статьей 36.2 Закона о негосударственных пенсионных фондах, которая обязывала НПФ поддерживать величину денежной оценки ИОУД в размерах, установленных статьей 36.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах, было связано с отсутствием четкой формулировки, которая говорила бы о том, что НПФ обязан поддерживать на определенную дату определенную величину денежной оценки ИОУД НПФ. В связи с этим возникала вероятность снижения величины денежной оценки ИОУД НПФ после регистрации НПФ Заявления о намерении осуществлять деятельность по ОПС.
По словам М.К. Титова, при утверждении Приказов № 523н и № 731н Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации действовало в интересах застрахованных лиц, которые должны иметь гарантию возврата вложенных ими в НПФ средств.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России отмечает, что содержание договора об ОПС определено частью 1 статьи 36.3 Закона о негосударственных пенсионных фондах, содержание страховых правил НПФ - частью 3 статьи 9 Закона о негосударственных пенсионных фондах. Указанные положения не предусматривают обязанность НПФ по доведению и поддержанию величины ИОУД до значения, установленного статьей 36.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах и действующего после подачи НПФ в уполномоченный федеральный орган Заявления о намерении осуществлять деятельность по ОПС.
Частью 2 статьи 36.3 Закона о негосударственных пенсионных фондах и частью 5 статьи 9 Закона о негосударственных пенсионных фондах установлено, что договор об ОПС и страховые правила НПФ могут содержать не противоречащие законодательству Российской Федерации положения.
Установленные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в Форме типового договора об ОПС, утвержденной Приказом № 523н, и в Типовых страховых правилах НПФ, утвержденных Приказом № 731н, положения, предусматривающие в отношении НПФ, подавших в уполномоченный федеральный орган Заявление о намерении осуществлять деятельность по ОПС до 1 июля 2009 года, обязанность поддерживать величину денежной оценки ИОУД в размере не менее 100 миллионов рублей, противоречат Закону о негосударственных пенсионных фондах и не могут содержаться в Форме типового договора об ОПС и Типовых страховых правилах НПФ.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Установление Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации не предусмотренной законодательством Российской Федерации обязанности в отношении НПФ, подавших в уполномоченный федеральный орган Заявление о намерении осуществлять деятельность по ОПС до 1 июля 2009 года, по поддержанию величины денежной оценки ИОУД в размере не менее 100 миллионов рублей в Форме типового договора об ОПС, утвержденной Приказом № 523н, и в Типовых страховых правилах НПФ, утвержденных Приказом № 731н, привело к ограничению конкуренции на рынке услуг НПФ по ОПС в связи с сокращением числа НПФ, не входящих в одну группу лиц, на рынке услуг НПФ по ОПС.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается:
введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров (пункт 1 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции);
необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что действия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по установлению в Форме типового договора об ОПС, утвержденной Приказом № 523н, и в Типовых страховых правилах НПФ, утвержденных Приказом № 731н, обязанности в отношении НПФ, подавших в уполномоченный федеральный орган Заявление о намерении осуществлять деятельность по ОПС до 1 июля 2009 года, поддерживать величину денежной оценки ИОУД в размере не менее 100 миллионов рублей, привели к ограничению конкуренции на рынке услуг НПФ по ОПС в связи с ведением не предусмотренного федеральными законами ограничения в отношении осуществления НПФ деятельности по ОПС и необоснованным препятствованием осуществлению деятельности по ОПС путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к НПФ.
Вместе с тем, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации став правопреемником Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, не внесло изменений в Приказы № 523н и № 731н.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России установила в действиях Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации как правопреемника Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, и руководствуясь статьей 4, статьей 23, частью 1 статьи 15, частью 1 статьи 39, частями 1 и 2 статьи 41, частью 2 статьи 45, статьей 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации нарушившим пункты 1 и 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с установлением Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации обязанности по поддержанию величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности негосударственных пенсионных фондов в размере не менее 100 миллионов рублей в форме типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.07.2010 № 523н, и в Типовых страховых правилах негосударственного пенсионного фонда, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 731н.

2. Выдать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

31 мая 2013 г. г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – заместителя руководителя ФАС России А.Б. Кашеварова, членов Комиссии: начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России О.С. Сергеевой, заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России – Р.Ю. Фонарева, советника отдела расследований Управления контроля органов власти ФАС России – С.С. Кобзева (далее – Комиссия ФАС России),
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
на основании решения от 20.05.2013 по делу № 1-15-129/00-07-12 о нарушении Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, д.21) пунктов 1 и 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации в срок до 01.10.2013 прекратить нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации обязанности по поддержанию величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности негосударственных пенсионных фондов в размере не менее 100 миллионов рублей в форме типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.07.2010 № 523н, и в Типовых страховых правилах негосударственного пенсионного фонда, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 731н, а именно:
1) подпункт «ю» пункта 42 раздела 9 Типовых страховых правил негосударственного пенсионного фонда, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 731н, изложить в следующей редакции:
«ю) поддерживать величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда в размерах, установленных статьей 36.1 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»;»;
2) подпункт 21 пункта 4 раздела 3 формы типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.07.2010 № 523н, изложить в следующей редакции:
«21) поддерживать величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда в размерах, установленных статьей 36.1 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»;»;
3) направить приказы, вносящие изменения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего Предписания, на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь