Решение по делу по признакам нарушения Департаментом аграрной политики Воронежской области антимонопольного законодательства

03 июня 2013, 11:16
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу о нарушении антимонопольного законодательства
№ 1 15/56-12
г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 16 мая 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 29 мая 2013 года

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – начальника Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса Мирочиненко А.В.; членов Комиссии – заместителя начальника Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса Епифановой И.Н.; начальника отдела сельского хозяйства Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса Трусовой Г.Н.; заместителя начальника отдела сельского хозяйства Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса Нечаевой Н.М.; главного специалиста-эксперта отдела сельского хозяйства Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса Столбовой Е.М.; консультанта отдела правовой экспертизы Правового управления Фонарева Р.Ю.; главного специалиста-эксперта отдела судебной работы Правового управления Макориной А.А.; начальника отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления Фролова Д.В.; главного специалиста-эксперта отдела проверок Управления контроля органов власти Шульженко К.Н., в присутствии представителей заявителя, ОАО «Куриное Царство» - Гетманова А.Н. (доверенность № 46/0513/КУ от 13.05.2013), Старотиторова А.А. (доверенность № 47/0513/КУ от 13.05.2013), в отсутствии ответчика, Департамента аграрной политики Воронежской области (извещен надлежащим образом), в отсутствии представителей заинтересованного лица, Управления сельского хозяйства Липецкой области (извещен надлежащим образом), рассмотрев дело № 1 15/56-12, возбужденное в отношении Департамента аграрной политики Воронежской области (пл. им. Ленина, д. 12, г. Воронеж, 394000) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Приказом Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) от 09.06.2012 № 371 возбуждено дело № 1 15/56-12 в отношении Департамента аграрной политики Воронежской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия).
Дело возбуждено по заявлению ОАО «Куриное Царство» (вх. № 8039 от 10.02.2012) (далее – Общество) об отказе Департамента аграрной политики Воронежской области (далее – Департамент) в предоставлении Обществу субсидии по областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008-2011 годы» на поддержку свиноводства, мясного и яичного птицеводства обособленному подразделению БЦ «Рамонский», осуществляющему деятельность по разведению бройлеров на территории Воронежской области.
Определением от 11.07.2012 № ЦА/22103 рассмотрение дела № 1 15/56-12 было приостановлено в связи с рассмотрением в Арбитражном суде Тульской области дела № А68-4924/12 в отношении Министерства сельского хозяйства Тульской области по аналогичному вопросу, имеющему значение для рассмотрения данного дела.
Определением от 19.04.2013 № ЦА/15727/13 рассмотрение дела № 1 15/56-12 было возобновлено.
Департамент аграрной политики Воронежской области письмом от 16.05.2013 № 60-01-13/99 проинформировал о том, что извещен о дате и времени рассмотрения дела и ходатайствовал об отложении его рассмотрения в связи с тем, что не имеет возможности направить представителя.
Данное ходатайство было отклонено Комиссией.
Других ходатайств процессуального характера до начала рассмотрения Комиссией дела заявлено не было.
Согласно представленной ОАО «Куриное Царство» информации, Общество 02.05.2005 зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Липецкой области в качестве юридического лица. Местом нахождения Общества является г. Елец Липецкой области.
Общество имеет на территории Рамонского района Воронежской области обособленное подразделение по производству мяса птицы, в связи с чем состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области.
Таким образом, заявитель осуществляет деятельность на рынке мяса птицы Воронежской области.
Общество, ссылаясь на то, что является сельскохозяйственным производителем, и имеет право на получение мер государственной поддержки сельхозпроизводителей, обратилось в Департамент с заявлением от 25.08.2011 № 1036/01/1 о предоставлении субсидий в размере 15 164 532 руб. в связи с сельскохозяйственной деятельностью (производство мяса птицы), осуществляемой Обществом по месту нахождения обособленного структурного подразделения Общества в Воронежской области (площадки по выращиванию бройлеров - БЦ «Рамонский»).
На указанное обращение Департаментом был дан ответ (письмо от 07.09.2011 № 03-05/3329) о том, что поскольку Общество не предоставляло в Департамент ежеквартальную отчетность, предусмотренную Приказом Минсельхоза России № 13 от 18.01.2011, не представляется возможным установить категорию хозяйства, имеющего право на получение субсидий.
С сопроводительным письмом № 1084/02 от 09.09.2011 Общество предоставило в Департамент отчетность по формам, предусмотренным Приказом Минсельхоза России № 13 от 18.01.2011 за 2010 год и 1 квартал 2011 года.
Письмом от 28.10.2011 № 03-13/1369/02 Общество предоставило в Департамент уточненные отчеты по форме № 6-АПК за 2010 год и 1-й квартал 2011 года.
Письмом от 11.11.2011 № 03-12-05/4248 Департамент уведомил Общество о том, что согласно представленной отчетности, Общество не является сельскохозяйственным производителем, так как объем его выручки от реализации сельскохозяйственной продукции составляет 0,1% от общего объема выручки.
Данные выводы были сделаны Департаментом без учета представленных Обществом уточнений к отчетности (письмо от 28.10.2011 № 03-13/1369/02), о чем Общество дополнительно проинформировало Департамент письмом от 15.11.2011 № 03-13/1441/01.
Письмом от 21.11.2011 № 03-12/4362 Департамент сообщил Обществу об отказе в предоставлении субсидий ввиду того, что обособленное структурное подразделение Общества - БЦ «Рамонский» (площадка по производству мяса бройлеров) является обособленным подразделением Общества, по нормативно-правовой базе не имеет самостоятельного баланса и, соответственно, не может представить отчет в Департамент о финансово-экономической деятельности предприятий агропромышленного комплекса по формам и в сроки, утвержденные приказом Минсельхоза России.
Общество 20.12.2011 повторно обратилось с заявлением на выплату субсидий, приложив все документы, необходимые для рассмотрения заявления.
Департамент, рассмотрев указанное обращение, письмом от 30.12.2011 № 03-12-07/4986 отказал в выплате субсидии по причине отсутствия лимита бюджетных ассигнований по состоянию на 22 декабря 2011 года.
В ходе рассмотрения документов, материалов, а также устных пояснений, представленных сторонами по делу, Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450 (далее - Положение), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции (в том числе) по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.
Пунктом 5.5.1 того же Положения предусмотрено, что реализацию федеральных целевых, ведомственных и иных программ в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий, осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (далее - Программа).
Данной Программой предусмотрено предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 №1247-р в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый 2012 и 2013 годы» утверждено распределение дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2011 год, в соответствии с которым Воронежской области в виде дотаций выделено 181 362 000 рублей.
Между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Воронежской области 28.07.2011 было заключено соглашение №01-01-06/06-160 «Об условиях предоставления бюджету Воронежской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета субъекта Российской Федерации», в соответствии с пунктом 3.2.2 которого дотации предоставлены на условиях осуществления мероприятий, согласованных с Минсельхозом России, по оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим производство яиц, мяса птицы и свинины.
Постановлением Правительства Воронежской области от 18.08.2011 №718 был утвержден порядок предоставления в 2011 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на поддержку свиноводства, мясного и яичного птицеводства (далее – Порядок предоставления субсидий).
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления субсидий субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на поддержку свиноводства, мясного и яичного птицеводства, сформированные из средств федерального бюджета, предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), осуществляющим свою деятельность на территории Воронежской области и не имеющим задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей (Получатели).
Пунктом 3.2. Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат по производству реализованного в I квартале 2011 года мяса птицы из расчета 5,34 рубля за 1 кг данной продукции.
В силу пункта 4 Порядка предоставления субсидий, Получатели субсидии предоставляют в Департамент аграрной политики Воронежской области следующие документы: заявление о предоставлении субсидий; справку-расчет по форме, установленной данным Порядком; копии статистической отчетности по формам № П1(СХ) или №3-фермер федерального статистического наблюдения за январь-март 2011 года с отметкой о сдаче в орган государственной статистики; справку налогового органа об отсутствии у Получателя субсидии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам на последнюю дату отчета.
При этом в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – ФЗ «О развитии сельского хозяйства»), сельскохозяйственным товаропроизводителем признается организация, осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Согласно свидетельству о государственной регистрации общества и сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, ОАО «Куриное Царство» в качестве юридического лица было зарегистрировано 02.05.2005 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Липецкой области. Местом нахождения общества является г. Елец Липецкой области.
Основным видом деятельности Общества является разведение сельскохозяйственной птицы и последующая реализация мяса птицы.
В связи с осуществлением сельскохозяйственной деятельности Общество ежеквартально отчитывается в Управление сельского хозяйства Липецкой области об отраслевых показателях деятельности организации агропромышленного комплекса, по форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (форма 6-АПК).
Из представленного Обществом отчета об отраслевых показателях деятельности организации агропромышленного комплекса (форма 6-АПК) следует, что доля дохода от реализации обществом сельскохозяйственной продукции в 2010 году в общем доходе общества составляла 99%. Таким образом, Общество в силу вышеуказанных норм признается сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Общество имеет на территории Рамонского района Воронежской области обособленное подразделение по производству мяса птицы, в связи с чем состоит на учете в межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области.
Согласно отчетам о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции (форма №П-1 (СХ), предоставленным в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, Обществом в 1 квартале 2011 года на территории Воронежской области произведено и реализовано 2 839 800 кг продукции мясного птицеводства.
При таких обстоятельствах, ОАО «Куриное Царство» признается субъектом государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории Воронежской области в соответствии с ФЗ «О развитии сельского хозяйства», постановлением Правительства Воронежской области от 18.08.2011 №718.
Обратившись 25.08.2011 в Департамент с заявлением от № 1036/01/1 о предоставлении субсидий в размере 15 164 532 руб., Общество представило все предусмотренные Порядком предоставления субсидий документы, необходимые для рассмотрения заявки и выплаты субсидии, а именно: заявление о предоставлении субсидий; справку-расчет по форме, установленной Порядком предоставления субсидий; копии статистической отчетности по формам № П1(СХ) за январь-март 2011 года с отметкой о принятии отчетов Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Воронежской Области; справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам. Представление вместе с заявлением на выплату субсидий иных документов Порядком предоставления субсидий не предусмотрено.
Вместе с тем, на указанное обращение Департаментом был дан ответ (письмо от 07.09.2011 г. № 03-05/3329) о том, что поскольку Общество не предоставляло в Департамент ежеквартальную отчетность, предусмотренную Приказом Минсельхоза России № 13 от 18.01.2011, не представляется возможным установить категорию хозяйства, имеющего право на получение субсидий.
Комиссия полагает, что в случае необходимости предоставления документов в подтверждение статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя Департамент мог запросить такие документы у Общества. При таких обстоятельствах, недостаточность у Департамента сведений, необходимых для рассмотрения заявки, не является основанием для отказа в ее рассмотрении.
Общество письмом № 1084/02 от 09.09.2011 предоставило в Департамент отчетность по формам, предусмотренным Приказом Минсельхоза России № 13 от 18.01.2011 за 2010 год и 1 квартал 2011 года.
Письмом от 28.10.2011 № 03-13/1369/02 Общество предоставило в Департамент уточненные отчеты по форме № 6-АПК за 2010 год и 1-й квартал 2011 года.
Письмом от 11.11.2011 № 03-12-05/4248 Департамент уведомил Общество о том, что согласно представленной отчетности, Общество не является сельскохозяйственным производителем, так как объем его выручки от реализации сельскохозяйственной продукции составляет 0,1% от общего объема выручки. Как пояснил представитель Общества, на самом деле доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции составляет 99% от общей выручки, а неправильный подсчет доли явился следствием технической ошибки, которая была оперативно исправлена.
Письмом от 21.11.2011 № 03-12/4362 Департамент сообщил Обществу об отказе в предоставлении субсидий ввиду того, что обособленное структурное подразделение Общества - БЦ «Рамонский» (площадка по производству мяса бройлеров) является обособленным подразделением Общества, по нормативно-правовой базе не имеет самостоятельного баланса и, соответственно, не может представить отчет в Департамент о финансово-экономической деятельности предприятий агропромышленного комплекса по формам и в сроки, утвержденные приказом Минсельхоза России.
Как указывалось выше, Общество зарегистрировано на территории Липецкой области, в связи с чем, отчетность организации предоставлялась в налоговый орган по месту нахождения Общества и Управления сельского хозяйства Липецкой области.
В соответствии со статьей 83 Налогового Кодекса Российской Федерации организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, а также по месту нахождения своих обособленных подразделений.
Из материалов дела следует, что обособленное структурное подразделение Общества по месту своего нахождения состоит на налоговом учете в Воронежской области.
В материалах дела имеется уведомление о постановке ОАО «Куриное Царство» на учет в Межрайонной ИФНС России № 1 по Воронежской области, а также письмо ОАО «Куриное Царство» от 19.04.2012 № 03-13/430/06, подтверждающее уплату налогов, сборов и взносов обособленным подразделением ОАО «Куриное Царство» - БЦ «Рамонский» в соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации в 2010 и 2011 годах.
Таким образом, Общество полностью выполнило установленные действующим законодательством требования для получения субсидии.
Исходя из изложенного, по мнению Комиссии, отказ в предоставлении субсидий от 21.11.2011 № 03-12/4362 является необоснованным.
Согласно Методике распределения дотаций бюджетам Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (Приложение к Письму от 25 мая 2011 № СК-17-18/5242) при определении размера дотаций субъекту Российской Федерации учитывается объем производства мяса птицы в конкретном субъекте Российской Федерации в 1 квартале 2011 г. в тыс. тонн живой массы. При распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации Минсельхозом России учтен объем реализации произведенной на территории Воронежской области птицы в размере 21,72 тыс. тонн. Сумма дотаций бюджету Воронежской области на производство птицы составила 100,5 млн. руб.
Таким образом, объем произведенного Обществом на территории Воронежской области мяса птицы (по месту нахождения обособленного подразделения – БЦ «Рамонский») учтен при определении размера дотаций Воронежской области.
Вместе с тем, при расчете ставки субсидии объем мяса птицы, произведенного заявителем, не учитывался, то есть расчет ставки субсидии производился путем деления размера предоставленной дотации (100,5 млн. руб.) на объем реализованного мяса птицы, произведенного в 1 квартале 2011 года на территории Воронежской области (21,72 тыс. тонн) за вычетом объема реализованного мяса птицы, произведенного ОАО «Куриное Царство» в 1 квартале 2011 года на территории Воронежской области (2,8 тыс. тонн).
Таким образом, денежные средства, выделенные на поддержку птицеводческих организаций, размер которых рассчитывался на основании показателей объема всего произведенного на территории Воронежской области мяса птицы (в том числе ОАО «Куриное Царство»), фактически были перераспределены между другими хозяйствующими субъектами.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются в том числе обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Комиссия пришла к выводу о том, что другие сельхозтоваропроизводители, подавшие заявки на получение субсидий, были поставлены в более выгодные условия осуществления предпринимательской деятельности посредством частичного возмещения затрат на производство мяса птицы за счет субсидий из бюджета Воронежской области, предполагающих безвозмездный и безвозвратный характер.
Таким образом, действия Департамента привели к созданию условий на рынке производства и реализации мяса птицы на территории Воронежской области, при которых Общество было поставлено в неравные экономические условия осуществления хозяйственной деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на территории Воронежской области и получившими субсидии за счет средств бюджета Воронежской области.
Статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии со статьей 5 ФЗ «О развитии сельского хозяйства» одним из основополагающих принципов проведения государственной аграрной политики является единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке. Одной из мер по реализации государственной политики, в соответствии со статьей 6 ФЗ «О развитии сельского хозяйства», является антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Действия Департамента, выразившиеся в отказе в предоставлении Обществу субсидии в рамках государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, осуществивших производство мяса птицы в Воронежской области в 1 квартале 2011 года, привели к ограничению конкуренции на рынке производства и реализации мяса птицы в Воронежской области. Указанные действия являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Департамент аграрной политики Воронежской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части осуществления действий, которые привели к ограничению конкуренции на рынке мяса птицы Воронежской области путем необоснованного отказа ОАО «Куриное царство» в предоставлении субсидии в рамках поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществивших в 1 квартале 2011 года производство мяса птицы, из бюджета Воронежской области.
2. Предписание Департаменту аграрной политики Воронежской области не выдавать в связи с освоением бюджетных средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Воронежской области в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 1247-р.
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь