Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа на кассационную жалобу ОАО "Мосэнерго"

23 ноября 2005, 16:45
Подтип документа:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
по заявлению ОАО "Мосэнерго" о признании недействительными решения и предписания ФАС России
3-и лица: ГУП "Жилкомсервис", ФСТ России, РЭК г. Москвы, Департамент экономической политики и развития г. Москвы
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мосэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (с учетом произведенного уточнения) о признании частично недействительными решения от 19.01.05 № 1 05/201-04 (п.1, 2, 3) и предписания от 21.01.05 № 1 05/201-04 (п.1 подл. 1.1, 1.2, п.2) Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГУП "Жилкомсервис", Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России), Региональная энергетическая комиссия г. Москвы (далее - РЭК г. Москвы), Департамент экономической политики и развития г. Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.05, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.05, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как несоответствующие требованиям ст. ст.12, 23 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", законодательства о ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии, а также как вынесенные на основе неполного исследования и оценки доводов общества.
В отзыве на жалобу ФАС России возражала против ее удовлетворения, считая обжалованные судебные акты соответствующими законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ОАО "Мосэнерго" поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представители ФАС России и ГУП "Жилкомсервис" просили жалобу отклонить, указывая на правильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм права. Другие участвующие в деле лица уведомлены о месте и времени судебного разбирательства по жалобе в установленном законом порядке, их представители на заседание суда кассационной инстанции не явились.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст.286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятых по делу актов суда первой и апелляционной инстанции.
ФАС России решением от 19.01.05 № 1 05/201-04 признала ОАО "Мосэнерго" нарушившим требования п.1 ст.5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и установленного нормативными актами порядка ценообразования при расчетах с ГУЛ "Жилкомсервис" за тепловую энергию и 21.01.05 выдала предписание № 1 05/201-04 о прекращении нарушения законодательства путем применения в расчетах с названным предприятием тарифа "Население" за тепловую энергию, фактически потребляемую населением. Также предписала перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в период 2002-2004 гг. в результате нарушения антимонопольного законодательства, и не допускать действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного законодательства, а именно: применять при расчетах с жилищными (управляющими) организациями, осуществляющими управление жилищным фондом, за тепловую энергию, конечным потребителем которой является население, тариф, установленный для категории населения.
ОАО "Мосэнерго" оспорило в судебном порядке эти акты антимонопольного органа.
В соответствии с п.1 ст.5 вышеупомянутого Закона запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Порядок ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии предусмотрен Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 № 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными постановлением ФСТ России от 31.07.02 № 49-Э/8.
Указанными нормативными правовыми актами предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации осуществлять расчеты со своими потребителями по утвержденным регулирующими органами тарифам (ценам) в зависимости от того, к какой группе потребителей они относятся.
ОАО "Мосэнерго" включено в Реестр субъектов естественных монополий по снабжению тепловой и электрической энергией (приказ ФСТ России от 19.12.1997 № 12/8) и в Реестр субъектов, имеющих долю на рынке услуг по снабжению тепловой и электрической энергией по присоединенным сетям г.Москвы и Московской области (приказ ТУ МАП России по г. Москве и Московской области от 17.08.1998 № 51).
РЭК г. Москвы постановлением от 08.12.03 № 79 утвердила следующие тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую названным обществом потребителям г. Москвы в 2004 году: по группе "Население" - 175 руб./Гкал, по группе "Жилищные организации" - 325 руб./Гкал.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанции установили, что ГУЛ "Жилкомсервис" является жилищной организацией, осуществляющей функции управления жилым и нежилым фондом, сбором платежей с населения и иных потребителей. Поставляемая ОАО "Мосэнерго" тепловая энергия согласно заключенному с ним договору от 01.10.1997 поступает в жилой дом по адресу: ул. Большая Тульская, д.2 (жилая и нежилая часть), в здания школы и детского сада по адресу: ул. Малая Тульская, д. 17, здания кабельной сети по адресу: ул. Малая Тульская, д.4. При расчетах за отпущенную тепловую энергию общество применяло разные тарифы в зависимости от группы конечного потребителя: за тепловую энергию, поступающую в школу и детский сад - тариф "Бюджетные организации", в здание кабельной сети -тариф "Промышленные предприятия", к нежилой части дома - тариф "Прочие потребители", в жилую часть дома - тариф "Жилищные организации".
Суды первой и апелляционной инстанции признали, что энергия, используемая на нужды населения, должна оплачиваться ГУЛ "Жилкомсервис" по тарифу "Население". Тариф "Жилищные организации" применяется к теплоснабжению только помещений, используемых непосредственно жилищной организацией. Иное применение тарифов не соответствует законодательству, поскольку применение тарифа обусловлено специфической деятельностью потребителей тепловой энергии, а именно- жилищной организации. В связи с чем признали законными оспариваемые по делу решение и предписание антимонопольного органа.
Ссылка в жалобе об ошибочности утверждения двух судебных инстанций о правомерности предписания ФАС России о перечислении в федеральный бюджет полученного за период 2002-2004 гг. дохода в результате нарушения антимонопольного законодательства отклоняется.
В соответствии со ст. 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" антимонопольный орган вправе выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания в целях устранения допущенных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Оспариваемым по делу решением ФАС России установлено нарушение обществом требования п.1 ст.5 вышеупомянутого Закона, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением, ущемлении интересов ГУЛ "Жилкомсервис", а также в нарушении установленного нормативными актами порядка ценообразования. Данные действия отвечают критериям монополистической деятельности, установленным абз.9 ст.4 названного Закона.
Довод жалобы об отсутствии у антимонопольного органа законных оснований для обязания ОАО "Мосэнерго" перечислить в федеральный бюджет полученный доход, так как 18.02.05 - до истечения срока действия предписания (до 21.02.05) общество оспорило в судебном порядке решение от 19.01.05 № 1 05-201-04 и предписание от 21.01.05 № 1 05/201-4 ФАС России и суд приостановил действие этих актов до вступления в законную силу судебного акта по делу, отклоняется. Предметом настоящего спора не является взыскание с общества необоснованно полученного дохода. Право антимонопольного органа выдавать предписания с предложением перечислить в бюджет сумму необоснованно полученного дохода вытекает из Закона.
Ссылка в жалобе на то, что ОАО "Мосэнерго" в расчетах с ГУП "Жил-комсервис" не нарушало установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в отношении тепловой энергии, отклоняется. Данное утверждение было предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанции и правильно признано, что применение тарифа "Жилищные организации" при расчетах с ГУП "Жилкомсервис" за тепловую энергию, поступающую на нужды населения, вместо тарифа "Население" не соответствует действующему порядку ценообразования в отношении тепловой энергии, потребляемой населением в домах, обслуживаемых названной жилищной организацией.
Указание в жалобе на то, что постановлением Правительства Москвы от 26.12.2000 № 1009 "О состоянии расчетов за тепловодоснабжение и водоотведение в жилищном фонде г. Москвы и мерах по их совершенствованию" установлен порядок компенсации разницы в тарифах за тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями для бытовых нужд населения, отклоняется. Установленный этим постановлением порядок не затрагивает вопросов, связанных с государственным регулированием тарифов на тепловую энергию.
Утверждение в жалобе о неисследованности судом первой и апелляционной инстанции вопроса, касающегося возникновения у ОАО "Мосэнерго" убытков (выпадающих доходов) вследствие исполнения оспариваемых по делу решения и предписания ФАС России, отклоняется. Указанное обстоятельство не подлежит выяснению в рамках настоящего дела.
Ссылка в жалобе на то, что ФАС России превысила свои полномочия, обязав ОАО "Мосэнерго" применять тариф "Население" в расчетах со всеми жилищными (управляющими) организациями, также не принимается во внимание.
В соответствии со ст. 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписания выдаются в целях прекращения нарушений антимонопольного законодательства, в том числе недопущения действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного законодательства.
Названная норма предоставляет право антимонопольному органу предпринять меры по предупреждению (недопущению) нарушений антимонопольного законодательства.
Поэтому суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что ФАС России действовала в пределах предоставленных ей Законом полномочий.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы 28.04.05 по делу № А40-7838/05-120-78, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.05 № 09АП-6556/05-АК по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Мосэнерго" - без удовлетворения.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь