Решение и предписание ФАС России в отношении ООО "Кироврегионгаз" и ООО "Межрегионгаз" по жалобе ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат"

11 августа 2005, 16:15
Тип документа:
Р Е Ш Е Н И Е

"27" апреля 2005 г. г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Голомолзина А.Н., председателя Комиссии - заместителя Руководителя Федеральной антимонопольной службы, членов Комиссии: Карякина Д.Б., начальника Управления по контролю и надзору в ТЭК, Гречишкиной И.В., заместителя начальника Управления по контролю и надзору в ТЭК - начальника отдела угольной и газовой промышленности, Харитонашвили Т.И. - начальника Управления контроля и надзора в химической промышленности и природопользовании, Мишакова О.Г., заместителя начальника Правового управления, Алешина Д.А., заместителя начальника Аналитического управления, Гурджибэка Б.Г., руководителя УФАС по Тульской области, Мильчакова В.В., руководителя УФАС по Кировской области, Сухова Н.Н., ведущего специалиста отдела газовой и угольной промышленности Управления по контролю и надзору в ТЭК ФАС России в присутствии представителей от:

ОАО "Газпром": Васильевой Т.В.;
ООО "Межрегионгаз": Антоновой С.В., Секариной Е.А.;
ООО "Кироврегионгаз": Вершинской А.А.;
ООО "Туларегионгаз": Посашкова П.А.;
ОАО "КЧХК": Храпова И.М., Ермизина А.В.;
ОАО "Щекиноазот": Мазурова А.А.;
ОАО "Минеральные удобрения": Косковой Н.М., Юдицкой Д.Я.;
ООО "Пермрегионгаз": Иванина С.Е.

рассмотрев дело N 1 05/88-05 по признакам нарушения пункта 1статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее Закон "О конкуренции…") в отношении юридических лиц: ООО "Межрегионгаз" (142770, Московская обл., Ленинский р-н, п/о Коммунарка, п. Газопровод), ОАО "Газпром" (117997, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16), ООО "Кироврегионгаз" (610004, г. Киров, ул. Большевиков, д. 18), ООО "Пермрегионгаз" (614990, г. Пермь, ул. Коммунистическая, д. 54)

УСТАНОВИЛА:

1. В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат им Б.П. Константинова" (далее ОАО "КЧХК") на действия поставщиков газа ООО "Кироврегионгаз" и ООО "Межрегионгаз", а именно на отказ ООО "Кироврегионгаз" от заключения договора на 2005 год, и на отказ ООО "Межрегионгаз" от поставки газа в объеме заявленном ОАО "КЧХК". Также в антимонопольный орган поступило обращение Прокуратуры Тульской области (письмо от -21.01.2005 №7-981-04) об отказе ООО "Туларегионгаз" заключить с ОАО "Щекиноазот" договор поставки газа на 2005 год. К указанным заявлениям присоединилось ОАО "Минеральные удобрения" (г. Пермь), с жалобой на отказы ООО "Пермрегионгаз" и ООО "Межрегионгаз" заключить договор поставки газа на 2005 год в заявленных объемах. Федеральная антимонопольная служба приняла к рассмотрению дело № 1/2-05, возбужденное УФАС по Кировской области 28.01.2005г. и возбудила самостоятельно дело по признакам нарушения пункта 1 статьи 5 Закона "О конкуренции…" в отношении юридических лиц ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз", ООО "Кироворегионгаз", ООО "Пермрегионгаз" и привлекла к участию в деле ОАО "Щекиноазот" и ООО "Туларегионгаз".

2. ОАО "КЧХК" является самым крупным потребителем газа в Кировской области, и одним из крупнейших химических производств на территории Российской Федерации. Природный газ используется заявителем в качестве сырья для производства аммиака и минеральных удобрений и для котельной - на выработку горячей воды и пара для технических нужд, а также для подачи тепла на социально значимые объекты. Наибольшее потребление газа ведется двумя агрегатами аммиака, которые потребляют 92% суточного объема газа, расходуемого на технологические процессы.
Поставку газа для ОАО "КЧХК" осуществляло ООО "Кироврегионгаз" в соответствии с ежегодно заключаемыми договорами. При этом фактические объемы поставки газа для ОАО "КЧХК" составили в 2003 г. - 1365,0 млн. куб. м.; 2004 г. - 1314,1 млн. куб. м.

18.11.2004 года ООО "Кироврегионгаз" письмом №409/07 в адрес ОАО "КЧХК" сообщило, что в соответствии с балансом газа по РФ на 2005 год ОАО "Газпром" утвердило поставку газа для ОАО "КЧХК" в объеме 1310,8 млн. куб. м. и просило в срок до 19.11.2004 представить в ООО "Кироврегионгаз" распределение указанных объемов по кварталам.

Письмом от 19.11.2004 №413/07 ООО "Кироврегионгаз" сообщило ОАО "КЧХК", что доведенные объемы газа на 2005 год следует считать недействительными в связи с их возможной корректировкой со стороны ОАО "Газпром".

ОАО "КЧХК" письмом от 01.12.2004 № 01-123/78 направило предложение ООО "Кироврегионгаз" о заключении публичного договора на поставку газа на 2005 год в объеме 1454,4 млн. куб. м. ООО "Кироврегионгаз" письмом от 09.12.2004г. № 517/03 сообщило ОАО "КЧХК", что не возражает против заключения договора поставки газа на 2005 год и попросило отложить срок для акцепта до 27.12.2004г., чтобы определить плановые объемы поставки газа для ОАО "КЧХК" после заключения договора поставки газа на 2005 год между ООО "Кироврегионгаз" и ООО "Межрегионгаз".

28.12.2004 ООО "Кироврегионгаз" письмом №537/01 уведомило ОАО "КЧХК" о невозможности заключения договора на поставку газа на 2005 год в виду не выделения соответствующих объемов газа со стороны ООО "Межрегионгаз", и просило ОАО "КЧХК" по всем вопросам о заключении договора поставки газа на 2005 год обращаться к ООО "Межрегионгаз".
ООО "Межрегионгаз" направило ОАО "КЧХК" проект договора от 28.12.2004 №К-5-22-0183/05 с предусмотренным объемом поставки газа в размере 1000 млн. куб. м., при требуемом объеме 1454,4 млн. куб. м. В виду отказа ООО "Кироврегионгаз" в заключении договора и возникших разногласий с ООО "Межрегионгаз" по объемам газа, договор поставки газа на 2005 год ОАО "КЧХК" с указанными поставщиками не заключен. ОАО "КЧХК" обратилось в Арбитражные суды Кировской и Московской областей с исками о понуждении ООО "Кироврегионгаз" к заключению договора поставки газа на 2005 год и ООО "Межрегионгаз" об урегулировании разногласий по договору поставки газа. В соответствии с пунктом 11 Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.98 №162 (далее - Правила поставки газа), ОАО "КЧХК" в январе 2005 года продолжало отбирать газ, исходя из объема предусмотренного договором поставки газа на 2004 год, заключенным с ООО "Кироврегионгаз" на объем - 1310,8 млн. куб. м. Одновременно ОАО "КЧХК" продолжало оплачивать газ ООО "Кироврегионгаз" в соответствии с условиями договора на 2004 год, о чем свидетельствуют платежные поручения №47837 от 24.12.2004, №77006 от 12.01.2005, №31213 от 24.01.2005, №31336 от 31.01.2005. Однако перечисленные средства ООО "Кироврегионгаз" возвратило, как ошибочно перечисленные (платежные поручения №75 от 29.12.2004, №21 от 12.01.2005, №102 от 25.01.2005).

ООО "Межрегионгаз" совместно с ЦПДД ОАО "Газпром" направило ОАО "КЧХК" и ООО "Кироврегионгаз" факсограмму №ИД-18/4 от 13.01.2005, с указанием привести суточную норму потребления газа в соответствие с объемом, предусмотренным проектом договора ООО "Межрегионгаз" от 28.12.2004 №К-5-22-0183/05.

Кроме того, 19.01.2005 ООО "Межрегионгаз" совместно с ЦПДД ОАО "Газпром" направило факсограмму ОАО "КЧХК", что в случае не исполнения ОАО "КЧХК" факсограммы №ИД-18/4 от 13.01.2005 ООО "Волготрансгаз" с 10 час. 20.01.2005 года сократит поставку газа до объемов, установленных проектом договора от 28.12.2004, принудительно через соответствующую ГРС.

В результате перечисленных действий со стороны ОАО "Газпром" и ООО "Межрегионгаз" с 20.01.2005 поставка газа на ОАО "КЧХК" была сокращена практически на треть от объемов 2004 года.

ОАО "Газпром" правительственными телеграммами от 03.02.2005 №03-115 и от 10.02.2005 №03-138 обязало ООО "Волготрансгаз" прекратить подачу газа для ОАО "КЧХК" в связи с не заключением договора поставки газа с ООО "Межрегионгаз". В соответствии с телеграммой ОАО "Газпром" от 19.02.2005 №03-191 поставка газа для ОАО "КЧХК" была практически прекращена с 21.02.2005. Производство аммиака и минеральных удобрений на ОАО "КЧХК" полностью прекращено.

По мнению ОАО "КЧХК", в действиях группы лиц ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз" и ООО "Кироврегионгаз" содержится нарушение пункта 1 статьи 5 Закона "О конкуренции…", выразившееся в:

необоснованном отказе ООО "Кироврегионгаз" и ООО "Межрегионгаз" от заключения с ОАО "КЧХК" договора на поставку природного газа на 2005 год;

отказе ООО "Межрегионгаз" поставлять газ ОАО "КЧХК" в 2005 году в объеме 1 310,8 млн. куб. м.

сокращении или прекращении поставки объемов газа, на который имеется спрос, при наличии возможности его поставки;

в навязывании ОАО "КЧХК" условий договора не выгодных для него;

незаконных указаниях ОАО "Газпром", направленных на ограничение (прекращение) поставки газа на ОАО "КЧХК",

вмешательстве в преддоговорные отношения между поставщиками газа ООО "Межрегионгаз", ООО "Кироврегионгаз" и потребителем газа ОАО "КЧХК", препятствию транспортировке газа на ОАО "КЧХК", отказе независимым поставщикам газа в доступе к ГТС ОАО "Газпром"для поставки газа на ОАО "КЧХК".

3. ОАО "Щекиноазот" - одно из предприятий химической отрасли в Тульской области. ОАО "Щекиноазот" также использует газ для производства продукции (метанола жидкого и кристаллического капролактама, минеральных удобрений, плава соды, ПАЩ и других товаров бытовой химии).

В 2004 году поставку природного газа на ОАО "Щекиноазот" осуществляло ООО "Туларегионгаз" по договору поставки газа №54-5-0004/04 от 01.12.2003 в редакции дополнительного соглашения №1/04 от 08.04.2004 в объеме 564,2 млн. куб. м. Свои обязательства по данному договору в течение срока его действия ООО "Туларегионгаз" выполняло надлежащим образом.
22.03.2004 ООО "Туларегионгаз" письмом №202-25/217 предложило ОАО "Щекиноазот" направить заявку на общее количество природного газа в 2005 году.

22.04.2004 ОАО "Щекиноазот" письмом №08-359ф сообщило ООО "Туларегионгаз" свою годовую потребность в природном газе на 2005 год в объеме 606,73 млн. куб. м.

19.11.2004 ООО "Туларегионгаз" письмом №761-Д, ссылаясь на указание ООО "Межрегионгаз", довело до ОАО "Щекиноазот" распределение объема газа на 2005 год в объеме 423,7 млн. куб. м., сократив заявленный ОАО "Щекиноазот" объем газа на 30,2%.

25.11.2004 ООО "Туларегионгаз" письмом №502-25/6686, ссылаясь на распоряжение ООО "Межрегионгаз", предложило считать недействительным свое письмо №761-Д от 19.11.2004. В свою очередь, ОАО "Щекиноазот" 07.12.2004 направило в ООО "Туларегионгаз" оферту на заключение договора поставки газа и продлении договора поставки №54-5-0004/04 от 04.12.03 и дополнительного соглашения к нему №1/04 от 08.04.2004г. на срок до 31.12.2005г.. Однако ООО "Туларегионгаз" письмом №1-02-25/6970 сообщило об отказе заключить предложенное соглашение, не представив встречного предложения. Таким образом, при решении вопроса о продлении договорных отношений по поставке газа на 2005 год между ОАО "Щекиноазот" и ООО "Туларегионгаз" возникли разногласия, связанные с тем, что ООО "Туларегионгаз" отказалось продлевать прежний либо подписывать новый договор поставки газа, ссылаясь на то обстоятельство, что функции поставщика газа для ОАО "Щекиноазот" намерено самостоятельно осуществлять ООО "Межрегионгаз" (письма от 25.11.2004 № 2-02-25/6686 и от 07.12.2004 № 1-02-25/6970). ОАО "Щекиноазот" не согласилось с данным обоснованием отказа от заключения договора и обратилось в Арбитражный суд Тульской области и Арбитражный суд Московской области с соответствующими исками.
Вместе с тем, ОАО "Щекиноазот" не заявляет каких-либо претензий к ООО "Туларегионгаз" и ООО "Межрегионгаз" в связи с рассмотрением ФАС России дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства и считает, что в действиях ООО "Туларегионгаз" и ООО "Межрегионгаз" отсутствует состав правонарушения, предусмотренный пунктом 1 статьи 5 Закона "О конкуренции…", так как возможность преддоговорного спора между поставщиком и покупателем, в том числе применительно к согласованию объемов поставки газа, предусмотрена действующим законодательством.

4. ООО "Минеральные удобрения" усматривает в действиях ООО "Пермрегионгаз" и ООО "Межрегионгаз" нарушение антимонопольного законодательства. Производственный процесс по выпуску аммиака и карбамида - основной продукции ООО "Минеральные удобрения" основан на природном газе, поставщиком которого с 2001 года до 2005 года являлось ООО "Пермрегионгаз", дочернее общество ООО "Межрегионгаз".

Согласно условиям договора на поставку газа, заключенного между ООО "Пермрегионгаз" и ОАО "Минеральные удобрения", поставка природного газа предприятию в 2002-2003 годах производилась фактически в полном объеме по государственной регулируемой цене.

Однако, в 2004 году ООО "Пермрегионгаз" согласовало поставку газа в объеме 88% от годовой заявки предприятия, а именно 603 млн. куб. м. против заявленных ОАО "Минеральные удобрения" 680 млн. куб. м. При этом ООО "Пермрегионгаз" предложило предприятию поставлять дополнительный объем газа по цене выше установленной ФЭК России ориентировочно на 20-40% (письма ООО "Пермрегионгаз" от 27.11.2003 и 10.02.2004). Данные действия ООО "Пермрегионгаз" были обжалованы ОАО "Минеральные удобрения" в арбитражном суде Пермской области.

Арбитражный суд Пермской области, Федеральный арбитражный суд Уральского округа признал требования предприятия законными и обязал ООО "Пермрегионгаз" осуществить поставку природного газа в 2004 году в объеме 680 млн. куб. м. Постановление Арбитражного суда по данному делу вступило в законную силу 12.05.2004. При этом ООО "Пермрегионгаз" не исполняло судебное решение, ссылаясь на отсутствие лимитов, выделяемых ООО "Межрегионгаз".

ОАО "Минеральные удобрения" направило заявку ООО "Пермрегионгаз" на поставку газа в 2005 году в объеме 692,5 млн. куб. м. (письмо от 22.04.2004 № 1689). Кроме того, письмом от 30.12.2004 № Д/975 ОАО "Минеральные удобрения" направило дополнительное соглашение № 41-5-1087/01-11/05 от 29.12.2004 о пролонгации договора поставки газа № 41-5-1087/01. ООО "Пермрегионгаз" отказалось от заключения договора поставки газа на 2005 год (письмо от 31.12.2004 № 5095/09).
ООО "Межрегионгаз" 30.12.2004г. направило ОАО "Минеральные удобрения" оферту (проект договора поставки газа от 28.12.2004г. № К-5-41-0186/05) на поставку газа в 2005 году в объеме 422,0 млн. куб. м. ОАО "Минеральные удобрения" считает, что ООО "Межрегионгаз", минуя региональную компанию, понуждает предприятие к заключению договора поставки газа в заниженном объеме (422 млн. куб. м.), что составляет 61% от минимальной заявленной потребности предприятия на 2005 год и меньше, чем установлено Постановлением Арбитражного суда Пермской области на 2004 год.

Кроме того, ОАО "Минеральные удобрения" считает что, ООО "Межрегионгаз" и ООО "Пермрегионгаз" заведомо занижают договорные объемы поставки газа с целью реализации газа по регулируемым ценам с повышающим коэффициентом или для поставки газа независимых производителей по свободной цене.

По мнению ОАО "Минеральные удобрения", ООО "Пермрегионгаз" и ООО "Межрегионгаз" своими действиями (необоснованным отказом от заключения договора поставки газа на 2005 год и предложением поставки газа в меньшем объеме) нарушают нормы антимонопольного и гражданского законодательства, злоупотребляют доминирующим положением на рынке, ущемляют интересы ОАО "Минеральные удобрения".

5. ОАО "Газпром" считает, что своими действиями не нарушало антимонопольного законодательства. В соответствии с нормативными правовыми актами, а также учредительными документами, определяющими статус ОАО "Газпром", основной целью общества является организация эффективной работы в сфере обеспечения потребителей РФ газом. Вместе с тем, ОАО "Газпром" самостоятельно деятельность по снабжению потребителей газом, как правило, не ведет. Данные функции реализует дочерняя компания - ООО "Межрегионгаз".

На 2005 год ООО "Межрегионгаз" направило в адрес ОАО "Газпром" сводную заявку по потребностям потребителей РФ в газе с объемом 353333,808 млн. куб. м. Согласно действующему Договору поставки газа № МРГ-2004/1-042 от 30.12.2003г. в редакции дополнения №2 ООО "Межрегионгаз" на 2005 год выделено 283 080,0 млн. куб. м.

В соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении" ОАО "Газпром" осуществляет централизованное управление, технологический и диспетчерский контроль за бесперебойным и безаварийным функционированием объектов Единой системы газоснабжения (далее - ЕСГ). При этом к исключительной компетенции ОАО "Газпром" относятся все вопросы по обеспечению доступа к ЕСГ, регулированию направлений потоков, а также ограничению подачи газа потребителям в случаях, установленных законом.

По мнению ОАО "Газпром", в 2005 году ООО "Межрегионгаз" самостоятельно осуществляет поставку газа ОАО "КЧХК" в объеме 1000,0 млн. куб. м. на основании договора поставки газа №К-5-22-0183/05 от 28.12.2004г. Согласно пункту 11 Правил поставки газа считается заключенным ввиду того, что ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П. Константинова" конклюдентными действиями (путем отбора газа после истечения 30-дневного срока с момента направления им протокола разногласий к договору поставки газа №К-5-22-0183/05 от 28.12.2004г.) акцептовал оферту ООО "Межрегионгаз" от 28.12.2004г. о заключении договора.

Однако с января 2005 года комбинат начал превышать установленные объемы отбора газа, о чем поставщик и газотранспортная организация проинформировали ЦПДД ОАО "Газпром". Факсограммой от 13.01.2005 ЦПДД ОАО "Газпром" и ООО "Межрегионгаз" было дано указание ООО "Волготрансгаз" о понижении давления на ГРС с 12 кг/см2 до 11,6 кг/см2 для введения комбината в дисциплину потребления. Вместе с тем и после данного сокращения потребитель каких-либо мер по самостоятельному сокращению газопотребления не принял, о чем ООО "Волготрансгаз" проинформировало ЦПДД ОАО "Газпром" факсограммой от 18.01.2005 г. №18/15-05. 19.01.2005 г., в адрес потребителя была направлена факсограмма №01/1400-53Ф с указанием на необходимость вести отбор строго в соответствии с установленными договором объемами.
Кроме того, в соответствии с п.5.3 рассматриваемого Договора поставки газа №К-5-22-0183/05 от 28.12.2004 г. между ООО "Межрегионгаз" и ОАО "КЧХК" покупатель обязан в срок до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки, произвести авансовый платеж в размере 100% от суммы стоимостей планируемого месячного объема потребления газа и снабженческо-сбытовых услуг. ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П.Константинова" не перечисляло ООО "Межрегионгаз" в течение двух месяцев подряд - январь и февраль 2005 г., - оплату за поставленный ему по договору № К-5-22-0183/05 газ.

Право поставщика уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателю в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ предусмотрено п. 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 г. №162 (далее Правила поставки газа).
В связи с отсутствием со стороны потребителя действий по соблюдению дисциплины газопотребления, а также в связи с неоднократным нарушением покупателем сроков оплаты за поставленный газ ограничение подачи газа химкомбинату обоснованно. В отношении ОАО "Щекиноазот" каких-либо действий по ограничению подачи газа данному потребителю ОАО "Газпром" (в лице ЦПДД) не предпринимало и соответствующих указаний не давало.

6. ООО "Межрегионгаз" относительно возбужденного дела сообщает следующее:
В 2005 году ООО "Межрегионгаз" самостоятельно осуществляет поставку газа ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат" в объеме 1000,0 млн. куб. м. Дополнительных ресурсов газа в требуемом ОАО "КЧХК" объеме у ООО "Межрегионгаз" не имеется.

Весь объем газа, имеющийся в распоряжении ООО "Межрегионгаз", поставляется ему от ОАО "Газпром" по договору поставки газа №МРГ-2004/1-042 от 30.12.2003 г. в редакции дополнения №2. ООО "Межрегионгаз" не является компанией, осуществляющей добычу газа, ввиду чего иные объемы газа у него отсутствуют. Весь полученный от ОАО "Газпром" объем газа распределен (т.е. продан) ООО "Межрегионгаз" в пользу других покупателей.

Кроме того, оферта ОАО "КЧХК" о заключении договора поставки газа на 2005 год поступила в ООО "Межрегионгаз" 30.12.2004 г. К указанному моменту договорная компания была завершена, т.е. весь имевшийся в распоряжении ООО "Межрегионгаз" газ уже распределен по покупателям. Таким образом, у ООО "Межрегионгаз" отсутствуют ресурсы газа, необходимые к поставке ОАО "КЧХК".

Согласно п.3 ст. 426 ГК РФ, ст. 26 ФЗ "О газоснабжении", ст. 5 Закона "О конкуренции…", поставщикам газа запрещаются необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки. В данном случае, с учетом отсутствия у ООО "Межрегионгаз" ресурсов газа, необходимых к поставке ОАО "КЧХК", сокращение объемов поставки газа является правомерным.

Согласно п. 5 Правил поставки газа, в случае установления отдельным покупателям минимального объема потребления ими газа в соответствии с установленным законодательством РФ порядком в договоре по требованию такого покупателя должен быть определен объем поставки газа не менее этого минимального уровня. ОАО "КЧХК" не является покупателем, поставка газа которому в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами не может быть прекращена или уменьшена ниже определенного предела.

Таким образом, действия ООО "Межрегионгаз" по сокращению объемов газа, поставляемого ОАО "Кирово-Чепецкий химкомбинат", являются правомерными и не нарушают действующего законодательства.

7. ООО "Кироврегионгаз" также не согласилось с заявлением ОАО "КЧХК" и считает, что в его действиях не содержится нарушение антимонопольного законодательства. ООО "Кироврегионгаз" предлагало ОАО "КЧХК" заключить договор поставки газа на 2005 год в объеме 1310,8 млн. куб. м. газа, но в связи с тем, что ООО "Межрегионгаз" не выделило ООО "Кироврегионгаз" указанные объемы, отказало ОАО "КЧХК" в заключение договора на 2005 год, предложив заключить договор поставки газа непосредственно с ООО "Межрегионгаз". ООО "Кироврегионгаз" обращалось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о понуждении ООО "Межрегионгаз" увеличить объемы поставляемого газа для промышленности с 1080,361 млн. куб. м. до 1454,4 млн. куб. м. Арбитражный суд г. Москвы решением по делу № А40-68795/04-59-427 отказал ООО "Кироврегионгаз" в иске к ООО "Межрегионгаз" о понуждении исполнить обязательство по поставке газа.

8. ООО "Туларегионгаз" закупает объемы газа у ООО "Межрегионгаз" и поставляет его потребителям Тульской области. В 2004 году при плановых (договорных) объемах с ООО "Межрегионгаз" в количестве 8622,9 млн. куб. м. фактический объем поставки газа составил 7649,4 млн. куб. м.

01.12.2004 ООО "Туларегионгаз" письмом №1-02-24/6772 на имя заместителя генерального директора ООО "Межрегионгаз" Дмитриева И.Л. просило согласовать распределение договорных объемов 2005 года в пределах выделенного объема на регион без изменения общей ежеквартальной разбивки. Согласно данному письму общий объем газа для потребителей Тульской области должен был составить - 8622,9 млн. куб. м. Для ОАО "Щекиноазот" годовой объем на 2005 год предполагалось увеличить: "на 140,5 млн. м3 и довести до уровня договорного объема 2004 года (564,2 млн. м3) с учетом ожидаемого фактического отбора газа в текущем году - 567,3 млн. м3 , а также в связи с тем, что покупатель является надежным партнером и постоянно выполняет обязательства по оплате". ООО "Туларегионгаз" делало все возможное для поставки газа ОАО "Щекиноазот" в необходимых объемах. С ОАО "Щекиноазот" 01.12.2004г. заключен договор поставки газа № 54-5-0004/05 на 2005 год в объеме 560,0 млн. куб. м.

9. ООО "Пермрегионгаз" считает, что не нарушало требований антимонопольного законодательства. Действительно, ООО "Пермрегионгаз" отказалось от подписания договора поставки газа с ОАО "Минеральные удобрения" на 2005 год. На момент сообщения об отказе между ООО "Пермрегионгаз" и ООО "Межрегионгаз" был подписан договор поставки газа на 2005год № К-5-41040/05 от 24.12.2004г., согласно которому ООО "Межрегионгаз" выделило для реализации потребителям Пермской области 10998,7 млн. куб. м. газа. Весь указанный объем газа ООО "Пермрегионгаз" распределило между потребителями.
ОАО "Минеральные удобрения" обратилось к ООО "Пермрегионгаз" с офертой о заключении договора только 30.12.2004г., т.е. после распределения всех выделенных объемов газ между другими потребителями. Письмом от 30.12.2004г. ООО "Пермрегионгаз" сообщило ОАО "Минеральные удобрения о невозможности заключения договора поставки газа на 2005 год ввиду невыделения соответствующих объемов ООО "Межрегионгаз". Кроме того, данным письмом покупателю было рекомендовано по вопросам заключения договора поставки газа обращаться непосредственно в ООО "Межрегионгаз". ООО "Пермрегионгаз" считает, что отказ от заключения с ОАО "Минеральные удобрения" договора поставки газа при наличии оферты ООО "Межрегионгаз", не повлек для ОАО "Минеральные удобрения" каких-либо нарушений его прав в части обеспечения возможности приобретать газ, добываемый ОАО "Газпром" и реализуемый по регулируемой цене.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу и лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
10. Согласно справке о выделении и потреблении газа на 2003-2005г.г. по Кировской области поставка газ из ресурсов ООО "Межрегионгаз" осуществлялась через ООО "Кироврегионгаз" в соответствии с заключенными договорами:
млн. куб. м.

Поставка газа ООО "Кироврегионгаз" 2003 год 2004 год 2005 год
План факт План Факт Заявка План
Всего в Кировскую область, в т.ч. 2470,4 2587,31 2472,8 3016,21 3599,04 2162
- из ресурсов ООО "Межрегионгаз", из них 2470,4 2565,8 2472,8 2912,58 3599,04 2162
ОАО "КЧХК" 1310,8 1365 1310,8 1314,11 1454,4 1000
Прочие 1084,44 1126,6 1085,64 1520,4 2063 1080,36
Население 75,158 74,2 76,355 78,0662 81,64 81,639
- поставка газа независимых поставщиков, из них 21,510 103,62 269,0 -
Прочие 21,51 64,95
ОАО "КЧХК" 38,664 269,0 -

ООО "Межрегионгаз" выделило ООО "Кироврегионгаз" на 2005 год природный газ в объеме 1162 млн. куб. м. для поставки газа конечным потребителям Кировской области, в том числе для промышленных потребителей - 1080,4 млн. куб. м.
По сообщению представителя ООО "Кироврегионгаз", ООО "Кироврегионгаз" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о понуждении ООО "Межрегионгаз" увеличить договорные объемы поставки газа промышленным потребителям Кировской области, но арбитражный суд отказал ООО "Кироврегионгаз" в удовлетворении заявленных требований.

11. Комиссия считает необоснованными аргументы ООО "Кироврегионгаз" о том, что общество принимало необходимые меры по обеспечению поставки необходимых объемов газа ОАО "КЧХК" на 2005 год. Комиссия отмечает, что Арбитражный суд г. Москвы решением по делу № А40-68795/04-59-427 отказал ООО "Кироврегионгаз" в иске к ООО "Межрегионгаз" о понуждении исполнить обязательство по поставке газа в связи с тем, что сторонами 17.12.2004г. заключен договор поставки газа № К-5-22-0102/04 в объеме 1080,361 млн. куб. м. Протокол разногласий от 20.12.2004г. не принят судом в качестве акцепта оферты на иных условиях, так как протокол разногласий по договору должен направляться до заключения договора, в то время как договор на поставку газа между ООО "Межрегионгаз" и ООО "Кироврегионгаз" заключен 17.12.2004 года. Кроме того, в исковом заявлении о понуждении ООО "Межрегионгаз" увеличить объемы поставляемого газа для промышленности с 1080,361 млн. куб. м. до 1454,4 млн. куб. м. не содержатся объемы, предназначенные для поставки газа ОАО "КЧХК".
Таким образом, ООО "Кироврегионгаз" как основной поставщик газа в Кировской области не совершило надлежащих действий, предусмотренных действующим законодательством в отношении ООО "Межрегионгаз" для получения необходимых объемов газа и необоснованно отказало ОАО "КЧХК" в заключении договора поставки газа на 2005 год.

12. ООО "Кироврегионгаз" занимает доминирующее положение на рынке реализации природного газа и включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по товарной группе: реализация природного газа с долей более 65% в границах Кировской области (приказ Кировского ТУ МАП России от 27.01.2003 № 2). В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона "О конкуренции.." хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, запрещается совершать действия (бездействия), которые имеют своим результатом ограничение конкуренции или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе сокращение или прекращение поставки товара, на который имеется спрос и заказы потребителей, и необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности поставки товара.

13. Комиссия установила, что ООО "Туларегионгаз" занимает доминирующее положение на рынке реализации природного газа и включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по товарной группе: реализация природного газа с долей более 65% в границах Тульской области (приказ Тульского ТУ МАП России от 14.03.2002 № 10).

На 2005 год между ООО "Туларегионгаз" и ООО "Межрегионгаз" заключен договор поставки газа для потребителей Тульской области в объеме 8722,9 млн. куб. м. (договор от 24.12.2004г. № К-5-54-0150/05), что по отношению к плану 2004 года составляет 101,2 %. Согласно плану поставки газа по отраслям промышленности от 28.01.2005г., представленному ООО "Туларегионгаз", по потребителям Тульской области распределен объем газа в количестве 8299,2 млн. куб. м., в том числе ОАО "Щекиноазот" - 0,0 млн. куб. м. Не распределен объем газа в количестве 423,7 млн. куб. м., т.е. тот объем газа, на который ОАО "Щекиноазот" отказывалось заключить договор поставки газа на 2005 год, так как указанный объем газа не удовлетворял потребности предприятия в сырье. Между ООО "Туларегионгаз" и ОАО "Щекиноазот" имелись разногласия по объемам поставки газа.

ОАО "Щекиноазот" в заседание Комиссии представило договор поставки газа от 01.12.2005г. № 54-5-0004/05, заключенный с ООО "Туларегионгаз" на 2005 год, в объеме 560,0 млн. куб. м. Кроме того, согласно представленной справке ООО "Туларегионгаз" осуществляет фактическую поставку газа ОАО "Щекиноазот", которая в 1-м квартале 2005г. составила 149,5 млн. куб. м.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела в действиях ООО "Туларегионгаз" отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, Комиссия установила, что ООО "Межрегионгаз" производило выделение ООО "Туларегионгаз" дополнительных объемов газа, только для НАК "Азот", (факсограмма от 15.03.2005г. № 06/1400-127ф) на объем - 57,4 млн. куб. м., что свидетельствует о наличии у ООО "Туларегионгаз" необходимых объемов газа для удовлетворения потребности ОАО "Щекиноазот" на 2005 год.

14. Весь объем газа, реализуемый между потребителями Пермской области по регулируемым ценам, ООО "Пермрегионгаз" получает по ежегодно заключаемым договорам поставки с ООО "Межрегионгаз". В 2004 году планируемый объем поставки газа ООО "Пермрегионгаз" в Пермскую область составил - 12766,2 млн. куб. м., в том числе: для ОАО "Уралкалий" - 155,674 млн. куб. м.; для ОАО "Азот" - 1157,9 млн. куб. м.; для ОАО "Минеральные удобрения" - 603 млн. куб. м.. Фактическая поставка в 2004 году ООО "Пермрегионгаз" в Пермскую область составила 12763,3 млн. куб. м., в том числе: для ОАО "Уралкалий" - 154,756 млн. куб. м.; для ОАО "Азот" - 1203,9 млн. куб. м.; для ОАО "Минеральные удобрения" - 600,9 млн. куб. м.
Комиссия установила, что ОАО "Минеральные удобрения" является добросовестным плательщиком за поставляемый газ. Согласно акту №1821 сверки взаимных расчетов реализации газа по договору №41-5-1087/01 между ООО "Пермрегионгаз" и ОАО "Минеральные удобрения" по состоянию на 31.12.2004 сальдо в сумме 5158145,22 рублей в пользу ОАО "Минеральные удобрения".

15. Комиссия установила, что ООО "Пермрегионгаз" имеет с ОАО "Минеральные удобрения" действующий договор поставки газа от 01.12.2001 № 41-5-1087/01. Согласно пункту 8.2. указанного договора "для продления действия договора Покупатель обязан предоставить Поставщику обоснованную годовую заявку на поставку газа с разбивкой объемов по кварталам и месяцам до 1 мая года, предшествующего планируемому".

Для пролонгации договора ОАО "Минеральные удобрения" письмом от 22.04.2004 №1689 направило в ООО "Межрегионгаз" и ООО "Пермрегионгаз" заявку на поставку газа в 2005 году с указанием требуемого объема в размере - 692,5 млн. куб. м. Кроме того, ОАО "Минеральные удобрения" 30.12.2004г. направило в ООО "Пермрегионгаз" письмо № П/975 с предложением заключения дополнительного соглашения №41-5-1087/01-11/05 от 29.12.2004 на пролонгацию договора поставки газа №41-5-1087/01 от 01.12.01 с объемом поставки газа в 2005 году - 692,5 млн. куб. м. ООО "Пермрегионгаз" отказалось от заключения договора поставки газа на 2005 год (письма от 30.12.2004 № 5084/16 и от 31.12.2004 № 5095/09).
Представитель ООО "Пермрегионгаз" заявил, что на 2005 год между ООО "Пермрегионгаз" и ООО "Межрегионгаз" заключен договор №К-5-41-0140/05 от 24.12.2004 на объем 10998,7 млн. куб. м. без разногласий. Распределение указанных объемов и заключение договоров на поставку газа с конечными потребителями завершено до конца 2004 года. В рамках договора поставки газа с ООО "Межрегионгаз" не предусмотрено выделение каких-либо объемов для поставки газа ОАО "Минеральные удобрения" и ОАО "Азот", т.к. с 01.01.2005 поставку газа данным предприятиям ООО "Межрегионгаз" осуществляет самостоятельно по соответствующим прямым договорам поставки.

Вместе с тем, Комиссия установила, что к договору поставки газа от 24.12.2004г. №К-5-41-0140/05 между ООО "Пермрегионгаз" и ООО "Межрегионгаз" заключено дополнительное соглашение №3 от 31.01.2005 к договору №К-5-41-0140/05, согласно которому объем поставки газа потребителям Пермской области в 2005 году увеличен на 735,6 млн. куб. м. и составляет - 11747,8 млн. куб. м.

Комиссия также установила, что указанный объем газа ООО "Пермрегионгаз" распределило ОАО "Азот" и 21.02.2005г. заключило с ОАО "Азот" (г. Березники) дополнительное соглашение № 41-4-1097/05-11/05 к договору поставки газа № 41-4-1097/01 от 01.10.01г. на поставку газа в 2005 году в объеме - 735,6 млн. куб. м.

Таким образом, ООО "Пермрегионгаз" как основной поставщик газа в Пермской области не совершило надлежащих действий, предусмотренных действующим законодательством в отношении ООО "Межрегионгаз" для получения необходимых объемов газа и необоснованно отказало ОАО "Минеральные удобрения" в пролонгации действующего договора поставки газа от 01.12.2001г. № 41-5-1087/01 (заключении дополнительного соглашения к договора поставки газа № 41-5-1087/01) на 2005 год.
Комиссия установила, что ООО "Пермрегионгаз" занимает доминирующее положение на рынке реализации природного газа в границах Пермской области и имеет долю на рынке более 65%.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона "О конкуренции.." хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, запрещается совершать действия (бездействия), которые имеют своим результатом ограничение конкуренции или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе сокращение или прекращение поставки товара, на который имеется спрос и заказы потребителей, и необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности поставки товара.

16. ООО "Межрегионгаз" письмом от 28.12.2004г. № ИД/14/3194 направило ОАО "Минеральные удобрения" проект договора поставки газа на 2005 год от 28.12.2004 № К-5-41-0186/05 с годовым объемом поставки газа 422,1 млн. куб. м. и просьбой подписать его в срок до 30.12.2004г. Кроме того, ООО "Межрегионгаз" сообщило о возможности поставки газа, приобретенного у независимых поставщиков, в случае недостаточности выделенных объемов.

ОАО "Минеральные удобрения" 30.12.2004г. направило в ООО "Межрегионгаз" протокол разногласий к договору поставки газа от 28.12.2004 № К-5-41-0186/05 с годовым объемом поставки газа 692,5 млн. куб. м. в соответствии с ранее поданной заявкой на 2005 г. и обратилось в арбитражный суд Московской области об урегулировании разногласий к договору. Вместе с тем, ОАО "Минеральные удобрения" с 1 января 2005г. производило отбор газа в заявленных объемах.

Комиссия установила, что согласно актам приема-передачи газа фактическая поставка газа ООО "Межрегионгаз" на ОАО "Минеральные удобрения" в 1 кв. 2005г. составила - 184,4 млн. куб. м. Вместе с тем, согласно предложению ООО "Межрегионгаз" объем поставки газа в первом квартале 2005 года составляет - 118,3 млн. куб. м., согласно предложению ОАО "Минеральные удобрения" объем поставки газа в первом квартале - 179,6 млн. куб. м. Таким образом, ООО "Межрегионгаз" имеет в наличии объемы газа для удовлетворения потребности ОАО "Минеральные удобрения" в заявленных им объемах газа.
Комиссия установила, что ООО "Межрегионгаз" направляло ОАО "Минеральные удобрения" предупреждения о несанкционированных отборах газа в январе и феврале и принудительных сокращениях газа до установленных договором объемов (факсограммы от 14.01.2005г. № ИД-18/9 и от 08.02.2005г. № ИД-18/77), однако принудительное сокращение объемов газа ООО "Межрегионгаз" и ОАО "Газпром" не производили.

Комиссия также установила, что ООО "Межрегионгаз" обратилось в арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании задолженности с ОАО "Минеральные удобрения" за поставку газа (отобранный газ) в январе 2005г. сверх установленного офертой ООО "Межрегионгаз" в объеме 23,704 млн. куб. м. с применением коэффициента (1,5) в соответствии с п. 17 Правил поставки газа, а также оплате снабженческо-сбытовых услуг на этот же объем газа. Кроме того, ООО "Межрегионгаз" предъявило акты по исполнению условий договора № 5-41-0186/05 от 28.12.2004г. поставки газа ОАО "Минеральные удобрения" за февраль и март 2005г. с суммарным перерасходом газа без предварительного согласования с поставщиком (сверхдоговорной отбор газа) в объеме 19,842 млн. куб. м и 23,277 млн. куб. м. соответственно, на которые также будет применен повышающий коэффициент 1,5 в соответствии с п. 17 Правил поставки газа.

Комиссия отмечает, что фактическая поставка газа ООО "Межрегионгаз" (ООО "Пермрегионгаз") из ресурсов ОАО "Газпром" свидетельствует о том, что отказы в удовлетворении заявленных объемов газа (сокращение объемов поставки газа) ОАО "Минеральные удобрения" не связаны с отсутствием необходимых ресурсов газа, а являются необоснованными и служат для создания дефицита газа на рынке с целью повышения цен, посредством реализации газа с применением повышающего коэффициента, предусмотренных пунктом 17 Правил поставки газа.

17. ОАО "Газпром" 15.11.2004г. довело до ООО "Межрегионгаз" объем газа для его дальнейшей реализации покупателям РФ в 2005 году в количестве 283080,0 млн. куб. м. (факсограмма от 15.112004 № 06/1499/1-599(ф), что составляет 100,05 % против плана 2004 года. ООО "Межрегионгаз" на весь объем газа (283080,0 млн. куб. м.) заключило договоры поставки газа, в том числе для поставки газа потребителям Кировской, Пермской и Тульской областей:
Распределение газа в 2004-2005 годах и фактическая поставка указанным потребителям (см во вложенном файле)


18. Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 2.6 Порядка распределения ресурсов газа ОАО "Газпром" с учетом экспортных поставок и производства газа независимыми производителями, утвержденного Председателем Правления ОАО "Газпром" 29.10.2002г. (далее - Порядок распределения газа), распределение расчетных объемов газа субъектам Российской Федерации, организациям основных отраслей промышленности, коммунально-бытовым потребителям и населению до 15 ноября текущего года осуществляет Департамент маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов (ОАО "Газпром") и направляет его в ООО "Межрегионгаз". В соответствии с пунктом 2.7 Порядка распределения газа ООО "Межрегионгаз" через региональные компании и филиалы до конца года, предшествующего году поставки, заключает договоры на поставку газа потребителям в объемах согласно вышеуказанному распределению.

Комиссия установила, что у ООО "Межрегионгаз" отсутствуют документы, подтверждающие решение материнской компании (ОАО "Газпром") об обязании ООО "Межрегионгаз" самостоятельно осуществлять поставку газа непосредственно конечным потребителям. Кроме того, представитель ООО "Межрегионгаз" не смог объяснить, по какому принципу выбирались потребители для самостоятельной поставки газа. Самим потребителям (ОАО "КЧХК", ОАО "Минеральные удобрения") сообщение о поставке газа непосредственно ООО "Межрегионгаз" было направлено с проектом договора поставки газа на 2005 год от 28.12.2004г. факсимильным сообщением и предложением акцептовать оферту до 30.12.2005г. Таким образом, ООО "Межрегионгаз" нарушает внутренний порядок распределения ресурсов газа ОАО "Газпром" для дальнейшей поставки потребителям Российской Федерации.

Комиссия установила, что при формировании договорных отношений группа лиц ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз" и региональные газовые компании выступают как один хозяйствующий субъект в силу статьи 4 Закона "О конкуренции…". ООО "Межрегионгаз" является дочерним обществом ОАО "Газпром", доля участия в уставном капитале 100%. ООО "Межрегионгаз" имеет доли участия в уставном капитале ООО "Кироврегионгаз" - 75,3 %, в уставном капитале ООО "Пермрегионгаз" - 74,9 %, а также более 51 % в уставных капиталах иных региональных компаний по реализации газа (ООО "…регионгаз". При этом ОАО "Газпром" в соответствии с пунктом 5.2 Устава ООО "Межрегионгаз" и статьей 105 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет возможность определять условия ведения хозяйственной деятельности ООО "Межрегионгаз", в том числе в части формирования договорных отношений с потребителями газа. ООО "Межрегионгаз" обладает таким же правом по отношению к своим дочерним обществам (ООО "…регионгаз").

Комиссия отмечает, что в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.03.99г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон "О газоснабжении"), пунктами 6 и 9 Правил поставки газа ОАО "КЧХК" и ОАО "Минеральные удобрения" в установленном порядке подали заявки на продление (заключение) договора. Эти заявки в соответствии с Порядком распределения газа были доведены до сведения, как региональных компаний по реализации газа (ООО "…регионгаз"), так и ООО "Межрегионгаз" и ОАО "Газпром", входящих в одну группу лиц. Вместе с тем, в период с мая по ноябрь 2004 года группа лиц не информировала контрагентов ОАО "КЧХК" и ОАО "Минеральные удобрения" об изменении сложившегося порядка заключения договоров поставки газа. А до конца декабря 2004 года группа лиц ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз", ООО "…регионгаз" не информировали контрагентов о возможной смене поставщика. Таким образом, группа лиц ОАО "Газпром" сделала невозможной реализацию права потребителей на преимущественное заключение договоров (абзац 2 статьи 18 Закона "О газоснабжении" и пункта 6 Правил поставки газа). Подобные действия (бездействия) в отношении потребителей противоречат основам создания и развития рынка газа (ст. 16 Закона "О газоснабжении"), в части создания экономически взаимовыгодных отношений потребителей и поставщиков газа, а также создании условий надежного обеспечения газом потребителей различных категорий.

Комиссия отмечает, что продолжение подобной практики в будущем в отношении более широкого круга потребителей создает угрозу основам создания и развития единого рынка газа и правовым основам поставки газа.

19. Комиссия установила, ОАО "КЧХК" обращалось к ООО "Кироврегионгаз" с офертой от 02.12.2004г. на поставку газа на 2005 год. Письмом от 09.12.2004г. № 517/03 ООО "Кироврегионгаз" сообщило, что не возражает против заключения договора на поставку газа с ОАО "КЧХК" на 2005 год, но просит отложить срок для акцепта до 27.12.2004 года для заключения договора на поставку газа с ООО "Межрегионгаз" на 2005г. (т.е. определения плановых объемов поставки газа для ОАО "КЧХК").
Договор на поставку газа между ООО "Кироврегионгаз" и ООО "Межрегионгаз" был заключен 17.12.2004 года. Вместе с тем, ОАО "КЧХК" только 28.12.2004 года получило от ООО "Кироврегионгаз" письмо № 537/01, в котором ООО "Кироврегионгаз" уведомило ОАО "КЧХК" о невозможности заключения договора поставки газа на 2005 год в виду невыделения ООО "Межрегионгаз" объемов газа для ОАО "КЧХК", в связи с чем, просит ОАО "КЧХК" по всем вопросам обращаться к ООО "Межрегионгаз".

Комиссия считает, что свое решение о самостоятельной поставке газа ООО "Межрегионгаз" должно было направить ОАО "КЧХК" и ОАО "Минеральные удобрения" до заключения договоров поставки газа с региональными компаниями ООО "Кироврегионгаз" и ООО "Пермрегионгаз", основных поставщиков газа для потребителей Кировской и Пермской областей соответственно.

Комиссия установила, что, направив 28.12.2005 года оферты указанным потребителям с предложением заключить договоры на меньшие объемы газа по сравнению с плановыми и фактическими объемами поставки газа за предыдущий год, ООО "Межрегионгаз" лишило их возможности обжаловать разногласия по проектам договоров поставки газа в установленном нормативными актами порядке. Так, в соответствии с пунктом 11 Правил поставки газа в случае несогласия с предлагаемыми объемами поставки газа потребитель обязан для урегулирования разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа, что влечет остановку работы предприятия на неопределенный срок. Отбор (продолжение отбора) газа покупателем по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, считается согласием стороны, получившей оферту, на заключение договора поставки на условиях поставщика. В случае, если покупатель обратился в арбитражный суд, действие договора поставки газа, заключенного на предыдущий период, продлевается до вступления в силу решения суда.

ООО "Межрегионгаз" как юридическое лицо, является новым поставщиком газа для потребителей, и, следовательно, на него не распространяется последний абзац пункта 11 Правил поставки газа об отборе газа в объеме, продленного договора поставки газа, заключенного на предыдущий период. В то же время, ОАО "КЧХК" и ОАО "Минеральные удобрения" не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств перед потребителями их продукции (остановить заводы, так как газ используется в качестве сырья для производства продукции). Таким образом, ООО "Межрегионгаз", ООО "Кироврегионгаз" и ООО "Пермрегионгаз" понуждают указанные предприятия заключить договоры на невыгодных для них условиях в случае отбора газа с 01.01.2005 года.

20. Комиссия установила, что ОАО "Газпром" не имеет заключенных договоров для самостоятельной поставки газа конечным потребителям. Вместе с тем, ОАО "Газпром" направляет ОАО "КЧХК" телеграмму от 03.02.2005 № 03-115 о прекращении подачи газа данному предприятию с 09.02.2005г. в связи с незаключением ОАО "КЧХК" договора поставки газа с ООО "Межрегионгаз". Аналогичная телеграмма с требованием прекратить подачу газа ОАО "КЧХК" с 19.02.2005г. была направлена 10.02.2005 № 03-138. С 21.02.2005г. подача газа ОАО "КЧХК" была практически прекращена, производственная деятельность предприятия по производству аммиака и минеральных удобрений остановлена.

ОАО "Газпром" как газотранспортная организация имеет право давать указания о сокращении (прекращении) поставки газа в случае возникновения аварийной ситуации в газотранспортной системе ОАО "Газпром". Комиссия установила, что ОАО "Газпром" в составе группы лиц занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг транспортировки газа по магистральным трубопроводам в границах Российской Федерации и включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по товарной группе "транспортировка газа по трубопроводам" с долей более 65% в границах Российской Федерации (Приказ ГАК России от 12.08.97 №115). Таким образом, ОАО "Газпром" обладает рыночной властью, т.е. исключительным положением на рынке транспортировки газа, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке реализации газа и затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Вместе с тем, ОАО "Газпром" не предоставлено право использовать рыночную власть с целью понуждения потребителя к заключению договора поставки газа между поставщиком, входящим в группу лиц ОАО "Газпром" и конечным потребителем газа на условиях невыгодных для последнего.

ОАО "Газпром", как материнская компания, вправе давать обязательные для ООО "Межрегионгаз" указания о заключении договоров поставки газа (урегулированию отношений) с конечными потребителями, в том числе с ОАО "КЧХК" на объем поставки газа на уровне 2004г. (1310,8 млн. куб. м.). Вместе с тем, ОАО "Газпром" использовало рыночную власть (посредством указаний о сокращении и прекращении транспортировки газа) с целью понуждения потребителя к заключению договора поставки газа на невыгодных для него условиях.

Таким образом, ОАО "Газпром" своими действиями способствует ООО "Межрегионгаз" совершению последним действий по понуждению ОАО "КЧХК" к заключению договора на невыгодных условиях и ущемлению интересов конечного потребителя.

21. ООО "Межрегионгаз" выделило в 2005 году ОАО "КЧХК" объем газа в количестве 1000 млн. куб. м. и в письме от 28.12.2004 года № ИД-14/3192 сообщило ОАО "КЧХК" о том, что в случае недостаточности выделенных объемов газа о возможности поставки газа, приобретенного у независимых поставщиков газа.

Так как, указанного газа недостаточно для нормальной работы предприятия. ОАО "КЧХК" самостоятельно заключило договоры поставки газа с независимыми поставщиками газа:
- с ООО "СибЕвроГаз" (договор поставки газа от 14.12.2004г. № 4-2-/1537) на объем поставки газа в 2005 году в количестве 143,6 млн. куб. м.;
- с ЗАО "Национальная газовая компания" (договор поставки газа от 15.02.2005г. № ПГ-003/02-05) на объем поставки газа в 2005 году в количестве 125,4 млн. куб. м.

ОАО "Газпром" отказало в доступе к газотранспортной системе ОАО "Газпром" независимым поставщикам газа ЗАО "Национальная газовая компания" и ООО "СибЕвроГаз" (письма ОАО Газпром" от 21.03.2005 № 06-442 и от 21.03.2005 № 06-438 соответственно) для поставки газа ОАО "КЧХК" в 2005 году на общий объем газа 269,0 млн. куб. м., по причине, в том числе с "ограниченной пропускной способностью (полной загрузкой) газопроводов Оханск-Киров и КС Вятская-Киров".
Комиссия установила, что фактическое потребление газа ОАО "КЧХК" в 2004 году составило 1352,8 млн. куб. м., ООО "Межрегионгаз" предложило на 2005 год - 1000 млн. куб. м. газа). Кроме того, на момент отказа ОАО "Газпром" независимым поставщикам (21.03.2005г.) в доступе к ГТС ОАО "Газпром" поставка газа ОАО "КЧХК" из ресурсов ОАО "Газпром" по указанным газопроводам не производилась, чем подтверждается наличие технической возможности для транспортировки газа независимых поставщиков на ОАО "КЧХК". Таким образом, ОАО "Газпром" необоснованно ущемляет интересы конечного потребителя ОАО "КЧХК", пытающегося приобрести недостающие для загрузки мощностей предприятия объемы газа у независимых поставщиков и ограничивает конкуренцию на рынке реализации газа.

22. Комиссия установила, что ООО "Межрегионгаз" производило перераспределение плановых (договорных) объемов газа с г. Москвы в пользу региональных компаний по реализации газа (ООО "Липецкрегионгаз", ООО "Мосрегионгаз", ООО "Ростоврегионгаз", ООО "Рязаньрегионгаз", ООО "Тамбоврегионгаз", ООО "Яррегионгаз", ООО "Воронежрегионгаз", ООО "Калугарегионгаз", ООО "Тверьрегионгаз", ООО "Туларегионгаз" и ООО "Орелрегионгаз") факсограммы: от 12.01.2005 №06/1400-4ф на 95,1 млн. куб. м., от 07.02.2005 №06-1400-70ф на 73,22 млн. куб. м., от 15.03.2005 №06/1400-123ф на 54,14 млн. куб. м., от 15.03.2005 №06/1400-126ф на 5,7 млн. куб. м. и от 15.03.2005 №06/1400-127ф на 57,4 млн. куб. м) на общий объем - 285,46 млн. куб. м. газа. Представитель ООО "Межрегионгаз" не смог пояснить с какого конкретно хозяйствующего субъекта снимались объемы газа в пользу указанных региональных компаний, так как договорные отношения ООО "Межрегионгаз" с г. Москвой отсутствуют. Таким образом, у ООО "Межрегионгаз" имеются в наличии объемы газа по регулируемой цене, которые не учтены в распределении договорных объемов газа на 2005 год.

Справочно: Плановая (договорная) поставка газа "ООО Межрегионгаз" потребителям Российской Федерации из ресурсов ОАО "Газпром" в 2004 году составляла 282920,8 млн. куб. м. Всего потребителям Российской Федерации поставлено - 282792,12 млн. куб. м., в том числе из ресурсов ОАО "Газпром" - 276278,01 млн. куб. м., коммерческий газ (газ, добытый независимыми производителями) - 3499,67 млн. куб. м. газа. Вместе с тем, фактическая добыча газа предприятиями ОАО "Газпром" в 2004г. составила 540,2 млрд. куб. м., что составляет 101,1 % по сравнению с утвержденным балансом газа по Российской Федерации на 2004 год. Кроме того, согласно утвержденного баланса газа по Российской Федерации на 2004 год закачка газа в подземные хранилища газа (ПХГ) ОАО "Газпром" планировалась в объеме 51,8 млрд. куб. м., фактически составила 56,3 млрд. куб. м. Таким образом, ОАО "Газпром" (ООО "Межрегионгаз") имеет остатки ресурсов газа 2004 года, которые могли быть дополнительно использованы для удовлетворения потребности потребителей газа в 2005 году.

23. На 2005 год ООО "Межрегионгаз" выделило объем газа по регулируемой цене (из ресурсов ОАО "Газпром"):
- для потребителей Тульской области - 8722,9 млн. куб. м. что составляет 115% по отношению к плану 2004 года;
- для потребителей Кировской области - 2162 млн. куб. м., что составляет 87,4 % по отношению к плану данного региона на 2004 год;
- для потребителей Пермской области - 12231,3 млн. куб. м., что составляет 95,8 % по отношению к плану данного региона на 2004 год;
- в том числе для ОАО "Щекиноазот" - 560 млн. куб. м., что составляет 99,3 % по отношению к плану на 2004 год;
- в том числе для ОАО "КЧХК" - 1000 млн. куб. м., что составляет 76,3 % по отношению к плану на 2004 год;
- в том числе для ОАО "Минеральные удобрения" (г. Пермь) - 422,1 млн. куб. м., что составляет 70,0 % по отношению к плану на 2004 год.

ОАО "КЧХК" и ОАО "Минеральные удобрения" являются добросовестными потребителями газа и по состоянию на 01.01.2005г. задолженности за поставленный газ не имеют. Представитель ООО "Межрегионгаз" не смог объяснить какими принципами (нормативными актами) пользуется ООО "Межрегионгаз" (ОАО "Газпром") при распределении объемов газа по регионам и конечным потребителям.

Таким образом, ООО "Межрегионгаз" применяет условия распределения газа (доступа на рынок потребления газа), которые ставят одну региональную компанию по реализации газа (ООО "…регионгаз") в неравное положение по сравнению с другой региональной компанией и соответственно конечных потребителей одного субъекта Российской Федерации по отношению к конечным потребителям другого субъекта Российской Федерации, использующего газ в качестве топлива или сырья для производства продукции, что является нарушением пункта 1 статьи 5 Закона "О конкуренции…".

24. Комиссия установила, что в период с января по февраль 2005 года ООО "Межрегионгаз" и ОАО "Газпром" вводились ограничения подачи сырья (природного газа) и полное его прекращение ОАО "КЧХК" по причинам: "не заключения договора поставки газа с ООО "Межрегионгаз"" (письма ООО "Межрегионгаз" №50 от 23.01.2004, №71 от 30.01.2004, и ОАО "Газпром" №104 от 10.02.2004, №121 от 24.02.2004, №168 от 10.03.2004,

Комиссия считает, что способом разрешения спора между ООО "Межрегионгаз" и ОАО "КЧХК" по поводу договорных объемов поставки газа на 2005 год, не может являться введение ограничения и прекращения поставки (транспортировки) газа ОАО "КЧХК" при наличии возможности его поставки (транспортировки), и ущемление интересов ОАО "КЧХК".

На основании проведенного исследования материалов дела Комиссией установлены факты нарушения группой лиц, занимающей доминирующее положение: ОАО "Газпром" (на рынке транспортировки газа по трубопроводам), ООО "Межрегионгаз" (на рынке реализации природного газа в границах Российской Федерации), ООО "Кироврегионгаз" (на рынке реализации природного газа в границах Кировской области, ООО "Пермрегионгаз" (на рынке реализации природного газа в границах Пермской области), пункта 1 статьи 5 Закона "О конкуренции", выразившиеся в: совершении действий (бездействия), которые имеют своим результатом ущемление интересов потребителей и ограничение конкуренции на рынке реализации сетевого газа; навязывании контрагентам условий договора, не выгодных для него, и сокращении и прекращении поставки природного газа конечным потребителям при наличии возможности его поставки; создании условий доступа на рынок потребления товара, которые ставят одних потребителей газа в неравное положение по сравнению с другими потребителями газа.

В связи с изложенным, руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона "О конкуренции" и пунктом 2.12 Правил о рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ОАО "Газпром", занимающего доминирующее положение на рынке транспортировки газа по трубопроводам, факты нарушения пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в отношении ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П. Константинова", выразившиеся в ограничении и прекращении транспортировки (поставки) газа потребителю при наличии возможности его транспортировки (поставки), а также в совершении действий, которые имеют свои результатом ущемление интересов потребителей газа и ограничение конкуренции на рынке реализации сетевого газа.

2. Признать в действиях ООО "Межрегионгаз", занимающего доминирующее положение: на рынке реализации природного газа в границах Российской Федерации, факты нарушения пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившиеся в навязывании контрагентам условий договора, не выгодных для них, сокращении или прекращении поставки природного газа конечным потребителям при наличии возможности его поставки, изъятии товара из обращения, результатом которого является создание дефицита на рынке с целью повышения цен.

3. Признать в действиях ООО "Кироврегионгаз", занимающего доминирующее положение на рынке реализации природного газа в границах Кировской области, ООО "Пермрегионгаз" занимающего доминирующее положение на рынке реализации природного газа в границах Пермской области, факты нарушения пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившиеся в необоснованном отказе от заключения договора поставки природного газа конечным потребителям при наличии возможности его поставки.

4.Признать в действиях группы лиц ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз", ООО "Кироврегионгаз", ООО "Пермрегионгаз", занимающих доминирующее положение: ООО "Межрегионгаз" (на рынке реализации природного газа в границах Российской Федерации), ООО "Кироврегионгаз" (на рынке реализации природного газа в границах Кировской области, ООО "Пермрегионгаз" (на рынке реализации природного газа в границах Пермской области), факты нарушения пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившиеся в навязывании контрагентам условий договора, не выгодных для него, и сокращении и прекращении поставки природного газа конечным потребителям при наличии возможности его поставки.

5. Выдать ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз", ООО "Кироврегионгаз", ООО "Пермрегионгаз" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.


Председатель Комиссии А.Н.Голомолзин


ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушений антимонопольного законодательства

27 апреля 2005 г. г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии:
Голомолзина А.Н. - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы
Членов Комиссии:
Карякина Д.Б. - начальника Управления по контролю и надзору в ТЭК,
Гречишкиной И.В. - заместителя начальника Управления по контролю и надзору в
ТЭК - начальника отдела газовой и угольной промышленности,
Мишакова О.Г. - заместителя начальника Правового управления
Харитонашвили Т.И. - начальника Управления ФАС России
Алешина Д.А. - заместителя начальника Аналитического управления,
Гурджибэка Б.Г. - руководителя У ФАС по Тульской области,
Мильчакова В.В. - руководителя У ФАС по Кировской области,
Сухова Н.Н. - ведущего специалиста отдела газовой и угольной промышленности
Управления по контролю и надзору в ТЭК

на основании своего решения от 27 апреля 2005 г. по делу N 1 05/88-05 о нарушении пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" группой лиц в составе: ОАО "Газпром" (117997, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16), ООО "Межрегионгаз" (142770, Московская обл., Ленинский р-н, п/о Коммунарка, п. Газопровод), ООО "Кироврегионгаз" (610004, г. Киров, ул. Большевиков, д. 18) и ООО "Пермрегионгаз" (614990, г. Пермь, ул. Коммунистическая, д. 54),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Группе лиц в составе ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз", ООО "Кироврегионгаз", ООО "Пермрегионгаз", занимающей доминирующее положение на соответствующих товарных рынках прекратить нарушение пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся: совершении действий (бездействия), которые имеют свои результатом ущемление интересов потребителей и ограничение конкуренции на рынке реализации сетевого газа; навязывании контрагентам условий договора, не выгодных для него, и сокращении и прекращении поставки природного газа конечным потребителям при наличии возможности его поставки; создании условий доступа на рынок потребления товара, которые ставят одних потребителей газа в неравное положение по сравнению с другими потребителями газа.

ОАО "Газпром":

1. В срок до 25 мая 2005 г. возобновить транспортировку (поставку) газа на ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П. Константинова" в объемах предусмотренных договором поставки газа между ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П. Константинова" и ООО "Кироврегионгаз" на 2004 год (1310,8 млн. куб. м.).

1.2. В срок до 01 августа 2005г. внести по согласованию с ФАС России дополнения
в Порядок распределения ресурсов газа ОАО "Газпром" с учетом экспортных поставок и
производства газа независимыми производителями, утвержденный Председателем
Правления ОАО "Газпром" от 29.10.2002г., урегулировав вопросы замены поставщика в
рамках группы лиц ОАО "Газпром" и предусмотрев процедуру информирования
потребителей о замене поставщика в срок не позднее 15 ноября текущего года поставки
газа, что обеспечит соблюдение прав контрагентов на преимущественное заключение
договора и (или) пролонгацию действующего договора.

1.3. В срок до 25 мая 2005 года обеспечить заключение ООО "Межрегионгаз" либо
ООО "Кироврегионгаз" договора на поставку газа с конечным потребителем газа ОАО
"Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П. Константинова" на уровне
договорных объемов 2004 года.

1.4. В срок до 25 мая 2005 года обеспечить заключение ООО "Межрегионгаз" либо 000 "Пермрегионгаз" договора на поставку газа с конечным потребителем ОАО "Минеральные удобрения" на уровне договорных объемов 2004 года.

2. Об исполнении настоящего предписания группе лиц ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз", ООО Кироврегионгаз" и ООО "Пермрегионгаз" сообщить в срок до 15 июня 2005г., представив в Федеральную антимонопольную службу документы, подтверждающие исполнение настоящего Предписания.

Примечание:

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность, установленную частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях".


Председатель Комиссии А.Н.Голомолзин


Документ Word

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь