Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу в отношении АК Сберегательного банка Российской Федерации от 23 ноября 2004 года

13 января 2006, 13:38
Подтип документа:
АРБИТРАЖНЫЙ СУД г. МОСКВЫ
именем Российской Федерации решение
23 ноября 2004Г. Дело №А40-55723/04-121-472


Резолютивная часть объявлена 16.11.2004Р.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: О.В.Давыдовой
членов суда: единолично
при ведении протокола судьей Давыдовой О.В.
с участием: от заявителя: Тукмачев А.Ю. дов. №01-1/122 от 14.02.03г.,
Захаренков А. В. дов. №01-1/123 от 14.02. 03г., Элссу Т. дов. №01-1/121 от
14.02.03г., Коротков А.Я. доп. №01-1/140 от 14.02. 03г.,
от ответчика: Башла ков-Николаев И.В. дов. 1ША/1 612 от 11.06.04г., Бондарева Ю.Э.
дев. ША/8479 от 15.11.04г., Харадзе Г. В. дов.№ИА/8478 от 15.11.04г., Доронин
СВ. дов.NИА /636от 14.05.04г.
рассмотрел дело по заявлению: Акционерного Коммерческого Сберегательного банка
Российской Федерации (ОАО) к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным постановления от 28.09.04г.
УСТАНОВИЛ:
ОАО АК Сбербанк РФ заявило о признании незаконным постановления Федеральной антимонопольной службы от 28.09.04г. №ЦА/6313 по делу №2 08/87-04 о наложении на Сбербанк России штрафа в размере 500 МРОТ на основании ст.19.8 КоАП РФ.
Заявитель мотивирует свое требование тем, что заключенное между ним и ОАО "РЖД" соглашение 12. 07.04г. относится к сделкам, посредством которых в будущем будет оказана банковская услуга по отдельному договору, что в соответствии со ст. ст. 3,8 Закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" не требует уведомления федерального антимонопольного органа, вместе с тем, принимая во внимание позицию ФАС по этому вопросу, Сбербанк России уведомил ФАС об указанном соглашении с ОАО "РЖД", направив сообщение от 27. 08.04г. Заявитель считает, что антимонопольные органы не уведомляются в силу ст. 8 указанного Закона о соглашениях финансовых организаций, имеющих долю на рынке финансовых услуг менее 10%, доля Сбербанка России на рынке кредитования транспортных организаций в настоящее время не определена; более того, ФАС для расчета банковских услуг не запросил Сбербанк России об отчетности по форме №101. Также заявитель считает, что составом административного правонарушения по статье 19.8 КоАП РФ является исключительно сам факт непредставления такого уведомления, основания для применения санкции за несвоевременное направление антимонопольному органу сведений отсутствуют.
Ответчик требование заявителя не признал, представил документы по делу, письменный отзыв, указал, что оспариваемое постановление принято ФАС без превышения полномочий, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужила размещенная на интернет-сайте Сбербанка России информация о том, что Сбербанк России и ОАО "РЖД" 12.07. 04г. заключили соглашение о сотрудничестве s сфере инвестиционной деятельности; установив, что в адрес ФАС РФ в нарушение ст.8 Закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" не поступало уведомлений о данном соглашении, 13.08.04г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении №2 08/87-04 и проведении административного расследования, после получения которого заявитель направил в адрес ФАС РФ уведомление о заключенном с ОАО "РЖД" соглашении. Ответчик пояснил, что в ходе проведенного расследования было установлено, что доля Сбербанка на рынке кредитования РФ составляет более 10%, заявитель не сообщал о каких-либо объективных препятствиях для своевременного представления

уведомления в антимонопольный орган. Ответчик считает, что заявитель применяет неправильное толкование Закона о защите конкуренции из рынке финансовых услуг, и ст.ст.З, 6 этого Закона в частности.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требование заявителя не обоснованным по следующим основаниям.
Постановлением Федеральной антимонопольной службы РФ от 28. 09. 04г. № ЦА/6313 по делу №2 08/87-04 на Сбербанк России за нарушение антимонопольного законодательства, ответственность за которое установлена ст.19,8 КоАП РФ, наложен штраф в размере 500 МРОТ, что составляет 50.000 руб.
Статьей ст.19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или в орган регулирования естественных монополий, его территориальные органы ходатайств, заявлений, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, либо представление заведомо недостоверных сведений.
Как следует из материалов дела поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужил факт установления размещения на интернет-сайте Сбербанка России информации о том, что Сбербанк России и ОАО "РЖД" 12.07.2004г. заключили соглашение о сотрудничестве в сфере инвестиционной деятельности.
13.08.2004г. ответчиком вынесено определение' о возбуждении дела об административном правонарушении №2 08/87-04 и проведении административного расследования, которое было получено заявителем 13.08.04г. (л.д.42).
Факт заключения 12.07.04г. с ОАО "РЖД" соглашения заявителем не оспаривается. В соответствии с данным соглашением Сбербанк России обязуется осуществлять финансирование (предоставление долгосрочных кредитов) проектов и программ, реализуемых ОАО "РЖД".
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23. 06.1999г. №117-ФЗ (в редакции ФЗ от 30.12.01г. №196-ФЗ) (далее - Закон) финансовые организации обязаны направлять уведомление в федеральный антимонопольный орган обо всех заключенных в любой форме соглашениях или о принятых решениях о ведении согласованных действий между собой либо с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также с любыми юридическими лицами в порядке, предусмотренном данным Законом, за исключением соглашений или согласованных действий указанных финансовых организаций, имеющих либо могущих иметь в совокупности долю на рынке финансовых услуг менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации. Федеральный антимонопольный орган уведомляется по заявлению участников либо одного из участников соглашения в течение 15 дней с момента заключения соглашения.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.00г. №194 установлено, что финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомление обо всех заключенных в любой форме соглашениях с любыми юридическими лицами, если совокупная доля финансовых организаций - участников указанных соглашений в обороте финансовой услуги составит или может составить 10 и более процентов.
Заявитель ссылается на ст. 3 Закона, согласно которой соглашение - это договор между финансовыми организациями или между финансовой (финансовыми) организацией (организациями), с одной стороны, и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, с другой стороны, в том числе влекущей ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг, и в целях данного Закона соглашением не являются сделки, опосредующие непосредственное предоставление финансовой услуги.
Однако, ст. 3 указанного Закона о защите конкуренции является обшей нормой этого Закона. Пункт 1 ст.8 Закона о защите конкуренции является специальной нормой и обязывает финансовые организации уведомлять антимонопольный орган не только о соглашениях, заключенных между собой либо с органами исполнительной власти, на что указано в ст. 3 Закона, но также и о соглашениях, заключенных с любыми юридическими лицами.
Также заявитель считает, что статья 3 Закона о защите конкуренции устанавливает такое обязательное условие для договоров как "влекущие ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг". Между тем, согласно ст.8 Закона соглашение - это любой договор, заключенный между финансовыми организациями, или с федеральными органами исполнительной власти, или с любыми юридическими лицами, в том числе и тот, который может повлечь ограничение конкуренции на рынкефинансовых услуг. По смыслу статьи 8 Закона о защите конкуренции вопрос о том повлечет или не повлечет ограничение конкуренции конкретное соглашение (договор) именно и рассматривается антимонопольным органом в соответствии со статьями 8 и 9 этого Закона.
Сбербанк России направил уведомление о заключенном соглашении от 12. 01. 04г. в ФАС письмом №01-6751 27.08. 04г. с приложением сведений об обороте по основным видам деятельности. На основании представленных заявителем сведений руководитель Управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС сделал вывод о том, что Сбербанк России занимает на федеральном рынке кредитования долю более 10% (л.д. 46,58) .
Суд считаетf что заявителем нарушено требование антимонопольного законодательства - ст. 8 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
Суд, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, не установил нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Письмом от 14.09.04г. №AK/5657, полученное Сбербанком РФ 14.09.04г., ответчик приглашал заявителя для дачи объяснении и составления протокола об административном правонарушении на 17.09.04г. (л.д.56).
Протокол об административном правонарушении №2 08/87-04 составлен 17.09.04г. в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ по окончании административного расследования. Представитель заявителя был ознакомлен с протоколом, о чем на протоколе имеется соответствующая запись представителя заявителя, действующего на основании доверенности от 11.09.04г.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела №-2 08/87-04 об административном правонарушении направлялось заявителю 23.09.04г. с уведомлением.
Дело об административном правонарушении рассмотрено с участием представителя Сбербанка России.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание факт направления уведомления от 21.08.04г. суд считает, что заявитель знал о необходимости соблюдения требований закона, у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена ответственность, однако, не сообщил в ФАС о каких-либо обстоятельствах, препятствующих исполнению требований Закона.
Суд считает, что антимонопольный орган правомерно установил вину истца в форме неосторожности, применил административное наказание Б минимальном размере санкции, установленной ст.19 .8 КоАП РФ - 500 МРОТ, что составляет 50.000 руб.
При указанных обстоятельствах суд считает, что оспариваемое постановление вынесено при наличии оснований для привлечения истца к административной ответственности по ст.19. 8 КоАП РФ. В связи с чем требование истца удовлетворению не подлежит.
На основании ст. ст. 3,8 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг",- ст.ст.2.1, 19.8, 23.1, 29.10, 30.1, 30.7 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст.65, 68, 71, 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ОАО Акционерного коммерческого Сбербанка России о признании незаконным постановления Федеральной антимонопольной службы от 28.09,04г. № ЦА/6313 по делу №2 08/87-04 о наложении штрафа по ст.19.8 КоАП РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в 9-м Арбитражном Апелляционном суде.

СУДЬЯ О.В. Давыдова
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь