Решение об отказе в удовлетворении требований ОАО «Тевис»

08 ноября 2017, 19:49

Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении

ОАО «Тевис» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и

применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
(
per. от 26.01.2017 № 11585/17)

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в ФАС России обратилось ОАО «Тевис» с заявлением о рассмотрении спора по вопросу установления тарифов на 2017 год на услуги по передаче тепловой энергии, по дифференциации теплоносителя-вода.

Спор возник с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее — Орган регулирования, Респондент, Министерство), которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения приказом от 07.12.2016 № 612 установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на долгосрочный период регулирования 2017-2019 гг. с применением метода индексации установленных тарифов.

Досудебный спор рассмотрен ФАС России на основании представленных Заявителем и органом регулирования материалов, а также на основании пп. б) п. 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемый государством цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

ОАО «Тевис» в своем заявлении просит предписать Министерству учесть выпадающие доходы за 2013-2015 гг. в размере 69 910,94 тыс. руб., образовавшиеся, в связи с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим и экономией, достигнутой после проведения мероприятий по энергосбережению.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым решением, составляет 1 085 648,09 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной 1 155 559,03 тыс. руб.

Размер спора составляет 69 910,94 тыс. руб.

Установленный одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии дифференцированного по виду теплоносителя вода, составляет 391 руб./Гкал.

Заявитель считает, что величина экономически обоснованного тарифа дифференцированного по виду теплоносителя вода, должна составлять 416,55 руб./Гкал.

Заявителю также установлены тарифы на передачу тепловой энергии дифференцированного по виду теплоносителя пар, Заявителем не оспариваются.

тыс. руб.

Статья

Заявитель

Респондент

Объем спора

Выпадающие доходы

102 321,64

37 990,84

69 910,94

Недополученные по независящим причинам доходы
(выпадающие доходы)

Согласно пункту 63 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее - Основы ценообразования) и пункту 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания) в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Согласно принципам регулирования Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено обязательное ведение раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя (пункт 9 части 1 статьи 7).

Пунктами 10 и 11 Основ ценообразования предусмотрено, что регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:

а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;

в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;

г) производство теплоносителя;

д) передача тепловой энергии и теплоносителя;

е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;

ж) подключение к системе теплоснабжения;

з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

Раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты . на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.

В соответствии с пунктом 5 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом ФСТ России от 12.04.2013 № 91 «Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поседений и городских округов» (далее - Единая система классификации) раздельный учет осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией доходов и расходов, объема тепловой энергии, теплоносителя по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также с учетом дифференциации цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 4 Единой системы классификации ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 09.11.2000 № 9558-ЮД), в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.

В составе материалов была предоставлена учетная политика ОАО «Тевис», согласно которой ведение раздельного учета по видам теплоносителей не предусмотрено.

Тарифы для Заявителя на передачу тепловой энергии установлены с дифференциацией по теплоносителям пар и вода.

При этом в представленных органом регулирования Экспертных заключениях по оценке предложений об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2013, 2015, 2017-2019 гг. указан расчет по всем статьям затрат совокупно по теплосносителю пар и вода, дифференциация по видам теплосносителя отсутствует, принцип разделения необходимой валовой выручки между теплоносителями для установления тарифов не отражен.

2013 год.

Заявитель считает, что Респондент должен был учесть в НВВ средства в размере 91 965,00 тыс. руб.

Выпадающие доходы по расчетам Респондента за 2013 год составили 76 899,72 тыс. руб.

Спор по 2013 году составляет 15 065,28 тыс. руб.

Величина спора сложилась из следующих показателей:

тыс. руб.

Показатели

2013 год

 

Утверждено

Факт

Разница

a

b

c

d

e

1

НВВ

Заявитель

3 155 676,0

2 824 172,09

331 504,0

Респондент

3 142 039,0

317 867,39

2

Экономия электроэнергии без учетом экономии за счет реализации- мероприятий по энергосбережению

Заявитель

106 955,16

94 531,16

12 424,0

Респондент

93 102,49

13 852,67

3

Покупная тепловая энергия

Заявитель

2 404 402,4

2 177 287,4

227 115,0

Респондент

4

Заявитель

91 965,0

5

Респондент

76 899,72

ФАС России отмечает, что Заявитель в составе обосновывающих материалов была представлена статистическая форма отчетности № 1-ТЕП.

У Заявителя в 2013 году произошел спад показателей фактического полезного отпуска:

тыс. Гкал

Утверждено

Факт

Разница

Полезный отпуск в 2015 году

3 341,5

3 003,45

338,05

В предоставленном в ФАС России Экспертном заключении экспертной группы департамента тарифного регулирования теплоснабжения министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области по материалам, представленным ОАО «Тевис» для установления тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2013 год плановая величина НВВ установлена в размере 3 379 553 тыс. руб. по двум видам тарифов (тепловая энергия в воде и паре). Доля, которая приходится на тепловую энергию, отпущенную в воде не отражена.

Фактические показатели размера НВВ и покупной тепловой энергии совпадают с данными, представленными в разделе «Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат за 2013 год», размещенном на официальном сайте ОАО «Тевис» на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования». При этом указанные показатели относятся к двум видам теплоносителя: пар и вода.

В части экономии, полученной в результате мероприятий по энергосбережению в 2013 году, ФАС России отмечает следующее.

Согласно абз. 2 п. 14 Основ ценообразования при осуществлении плана проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности период сохранения регулируемой организацией дополнительных средств, полученных ею вследствие снижения затрат, составляет 2 года после окончания срока окупаемости указанных мероприятий.

Вместе с тем, в поступивших материалах, касающихся мероприятий по программе энергосбережения, не указан точный срок окупаемости.

В связи с отсутствием раздельного учета по видам теплоносителя цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, ФАС России не находит оснований для удовлетворения требований Заявителя по статье «Недополученные по независящим причинам доходы» за 2013 год по виду теплоносителя вода.

2014 год

При установлении тарифов Заявитель предложил учесть в НВВ выпадающие доходы за 2014 год в размере 18 807,72 тыс. руб.

По расчетам Респондента выпадающие доходы Заявителя в 2014 году составили 20 609,83 тыс. руб., в связи с этим экспертной группой органа регулирования было принято решение учесть размер выпадающих доходов в соответствии с заявкой Заявителя.

Респондент в предоставленном отзыве отмечает, что к учету на 2018 год подлежат выпадающие доходы Заявителя за 2014 год в размере 18 807,72 тыс. руб., что соответствует пункту 63 Основ ценообразования.

Таким образом, ФАС России не усматривает предмета спора в учете в тарифах на тепловую энергию в 2017 году затрат по статье «Недополученные по независящим причинам доходы» за 2014 год по виду теплоносителя вода.

2015 год

Заявитель считает, что Респондент должен был вычесть из НВВ на 2017 год, средства в размере - 8 452 тыс. руб.

Респондент выявил у Общества по итогам 2015 года избыток средств в размере 57 716,88 тыс. руб., данная сумма была получена путем сложения излишне полученного дохода по нескольким статьям.

Спор составляет 49 264,9 тыс. руб.

тыс. руб.

Показатели

2015 год

 

Утверждено

Факт

Разницы

a

b

c

d

e

1

НВВ

Заявитель

3 114 816,00

3 145 776,00

-30 960,00

2

Респондент

3 118 971,54

3 146 449,04

-27 477,5

3

Экономия по электроэнергии с учетом экономии за счет реализации мероприятий по энергосбережению

Заявитель

-*

70 899,27

- 844,00

4

Респондент

101 776,72

29 439,86

5

Покупная тепловая энергия

Заявитель

-*

2 371 523,61

- 21 665,00

6

Респондент

2 372 323,13

799,52

7

итого излишне полученный доход по расчетам Заявителя

- 8 452

8

итого излишне полученный доход по расчетам Респондента

-57 716,88

*ОАО «Тевис» в заявлении не указывается.

У Заявителя в 2015 году произошло превышение фактических показателей полезного отпуска над утвержденными:

тыс. Гкал

Утверждено

Факт

Превышение

Полезный отпуск в 2015 году

2 872,3

2 897,6

25,3

В предоставленном в адрес ФАС России Экспертном заключении экспертной группы Департамента тарифного регулирования теплоснабжения Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области по материалам, представленным ОАО «Тевис» для установления тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2015 год плановая величина НВВ установлена в размере 3 119 007 тыс. руб. по двум видам тарифам (тепловая энергия в воде и паре). Доля, которая приходится на тепловую энергию, отпущенную в воде не отражена.

Фактические показатели размера покупной тепловой энергии совпадают с данными, представленными в разделе «Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат за 2015 год», размещенном на официальном сайте ОАО «Тевис» на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования». Фактическая НВВ составила 3 146 449,04 тыс. руб., которая принята в расчет органом регулирования. При этом указанные показатели относятся к двум видам теплоносителя: пар и вода.

В части экономии, полученной в результате мероприятий по энергосбережению в 2015 году, ФАС России отмечает следующее.

Согласно абз. 2 п. 14 Основ ценообразования при осуществлении плана проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности период сохранения регулируемой организацией дополнительных средств, полученных ею вследствие снижения затрат, составляет 2 года после окончания срока окупаемости указанных мероприятий.

Вместе с тем, в поступивших материалах, касающихся мероприятий по программе энергосбережения, не указан точный срок окупаемости.

В связи с отсутствием раздельного учета по видам теплоносителя цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, ФАС России не находит оснований для удовлетворения требований Заявителя по статье «Недополученные по независящим причинам доходы» за 2015 год по виду теплоносителя вода.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, ФАС России принято решение:

отказать в удовлетворении требований ОАО «Тевис», указанных в заявлении о досудебном споре по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (per. От 26.01.2017 № 11585/17).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

Приложенные файлы
Вложение.odt (29,7 КБ)
Вложение.pdf (84,0 КБ)
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь