(СРОЧНО) Предписание по результатам проверки Комитета по тарифам и ценам Курской области - ООО "Экопол"

06 сентября 2018, 00:00

Комитет по тарифам и ценам

Курской области

ул. К. Маркса, д. 43, г. Курск, 305029

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экопол» на 2018 год,

 

УСТАНОВИЛ:

 

в ФАС России поступил ряд обращений граждан, направленных УФАС Курской области и прокуратурой Курской области, по вопросу экономической обоснованности тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленного постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области (далее - Комитет, орган регулирования) от 22.06.2018 № 14 «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экопол» на 2018 год» в размере 548,43 руб./куб. м с учетом НДС.

Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

По результатам проведенного анализа материалов тарифного дела ООО «Экопол» 2018 года на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ФАС России выявила следующее.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Пунктом 12 Основ ценообразования № 484 определено, что при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

1. «Налог на прибыль».

Подпунктом «ж» пункта 29 Основ ценообразования № 484 установлено, что расходы, связанные с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей учитываются в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации, при этом налог на прибыль определяется в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации.

Из представленных материалов ФАС России выявлено, что Комитет сформировал плановую сумму налога на прибыль в размере 4 988,01 тыс. руб. исходя из величины расчетной предпринимательской прибыли, утвержденной в размере 19 952,05 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования № 484 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах «а» - «з» и «л» пункта 29 настоящего документа.

Из указанного следует, что налог на прибыль входит в состав расчетной базы по определению расчетной предпринимательской прибыли, в связи с чем, метод Комитета по определению налога на прибыль от расчетной предпринимательской прибыли некорректен.

Кроме того, информационным письмом ФАС России от 27.07.2018 рег. № ВК/58887/18, направленном в адрес Комитета, отражено, что компенсация расходов на уплату налога на прибыль в отношении расчетной предпринимательской прибыли осуществляется за счет регулируемой организации, несущей бремя налогоплательщика в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации, и не включается в состав расходов, учитываемых при установлении (корректировке) тарифов.

Исходя из вышеизложенного, учитывая то, что для ООО «Экопол» на 2018 год не установлен размер нормативной прибыли, ФАС России считает необходимым исключить величину налога на прибыль в размере 4 988,01 тыс. руб. из состава необходимой валовой выручки регулируемой организации.

2. «Арендная плата».

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 484 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, при этом экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа за имущество, являющееся основными производственными фондами, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом.

Расходы на аренду земельного участка и автотранспорта принималась органом регулирования согласно договорам аренды.

Также в составе данной статьи затрат органом регулирования учтены расходы на лизинговые платежи по транспортным средствам согласно заключенным договорам финансовой аренды (лизинга).

При этом объекты транспортных средств (мусоровозы, погрузчики, самосвалы и т.п.) не признаны органом регулирования в качестве основных производственных фондов, в связи с чем расходы по данным объектам принимались на основании сумм заключенных договоров, без учета особенностей, предусмотренных пунктом 35 Основ ценообразования № 484.

Однако спецтехника, в том числе мусоровозы, погрузчики, самосвалы и т.п., участвует в непосредственном производственном процессе по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, в связи с чем в отношении указанных затрат необходимо руководствоваться положениями, закрепленными в пункте 35 Основ ценообразования № 484, а именно расходы на арендную плату не должны превышать размер возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом.

На основании вышеизложенного, расходы на аренду и лизинг транспортных средств, а также на аренду земельного участка должны быть рассчитаны Комитетом с учетом требований пункта 35 Основ ценообразования № 484, а излишне учтенные расходы по статье «Арендная плата» должны быть исключены из необходимой валовой выручки ООО «Экопол».

ФАС России отмечает, что при определении расходов на транспортные средства по договорам лизинга с позиции возмещения лизингодателю амортизации, налога на имущества и других обязательных платежей, расходы на амортизацию и налог на имущество, учитываемые в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации, должны рассчитываться без применения повышающего коэффициента к норме амортизации, поскольку учет данной преференции в регулируемых тарифах противоречит принципу экономической обоснованности с точки зрения необходимости возмещения затрат за счет тарифного источника.

ФАС России также отмечает, что ввиду того, что ремонт и техобслуживание транспортных средств осуществлялся за счет арендной платы по договорам аренды, Комитету необходимо провести анализ необходимых расходов по текущему ремонту и техническому обслуживанию арендованных транспортных средств, с учетом предоставления регулируемой организацией дефектных ведомостей, актов осмотра объектов, плана-графика ремонтных работ и технического обслуживания транспортных средств, и учесть в экономически обоснованном размере по статье «Ремонтные расходы».

3. «Плата за негативное воздействие».

Подпунктом «л» пункта 29 Основ ценообразования № 484 установлено, что расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 43(1) Основ ценообразования № 484 расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов определяются исходя из установленных Правительством Российской Федерации ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом применяемых к ним коэффициентов и расчетного объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности.

Распределение расчетного объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности осуществляется в соответствии с территориальной схемой. В случае отсутствия в территориальной схеме распределения расчетного объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности распределение объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности осуществляется органом регулирования с учетом фактических данных за последний отчетный год и динамики размещения объема и (или) массы твердых коммунальных отходов по классам опасности за последние 3 года.

Абзацем 2 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и частью 5 статьи 23 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (далее – плата за негативное воздействие) являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 17 312,35 тыс. руб., согласно расчету регулируемой организации, исходя из утвержденных лимитов в пересчете на регулируемый период.

В соответствии с пунктом 3.2 Конкурсной документации по отбору региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курской области, утвержденной приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 18.08.2017 № 94 (в редакции от 25.08.2017) всего на территории Юго-Западной зоны деятельности регионального оператора образуется в среднем 344,4 тыс. т. твердых коммунальных отходов в год, что соответствует учтенному при расчете приведенной стоимости регионального оператора объему образования твердых коммунальных отходов в 1 803,0 тыс. куб. м на 2018 год при плотности твердых коммунальных отходов в соотношении 1 куб. м равен 0,2 тонны, а также принятому в расчет единого тарифа в соответствии с выпиской из протокола и Экспертным заключением объему образования твердых коммунальных отходов в размере 901,5 тыс. куб. м. (в перерасчете на 6 мес.), а также принятом в расчете единого тарифа ООО «Экопол».

Согласно схеме потоков твердых коммунальных отходов на территории Курской области на период 2016-2020 гг., утвержденной приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 28.10.2016 № 122 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, для Курской области», (Приложение № 5) твердые коммунальные отходы, образующиеся в Большесолдатском (8,6 тыс. т/год) и Суджанском (20,4 тыс. т/год) районах Курской области планируется направлять на размещение на полигон ТБО Суджанского района, Замостье, твердые коммунальные отходы, образующиеся в Рыльском районе (22,0 тыс. т/год) - на полигон ТБО в г. Рыльск.

Таким образом, в соответствии с территориальной схемой и конкурсной документацией предусмотрено, что с учетом исключения размещенных ТБО на полигоне г. Рыльск в размере 51 тыс. т./год из общего объема ТБО на территории Юго-Западной зоны в размере 344,4 тыс. т./год, 293,4 тыс.т твердых коммунальных отходов в год от прочих муниципальных образований Юго-Западной зоны деятельности регионального оператора будут направлены на обработку с дальнейшим захоронением хвостов на полигоне ТБО, Октябрьский р-н, Б.Долженково.

В этой связи, даже без учета потока отходов, уходящего на утилизацию после обработки и уменьшающего объем (массу) размещаемых ТКО на полигоне, указанная величина (293,4 тыс.т/год) меньше утвержденных для ООО «Экопол» лимитов на размещение твердых коммунальных отходов (364,644 в год, и 212,709 тыс.т за 7 месяцев).

С учетом изложенного, Комитету необходимо произвести пересчет платы за негативное воздействие ООО «Экопол» при размещении твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями пункта 43(1) Основ ценообразования № 484, исходя из массы размещаемых твердых коммунальных отходов на объекте захоронения твердых коммунальных отходов, эксплуатируемом ООО «Экопол» на законном основании, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами Курской области от 28.10.2016 № 122 и конкурсной документацией по выбору регионального оператора от 18.08.2017 № 94, а также ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758.

4. «Расчетная предпринимательская прибыль».

Согласно пунктам 29 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя, в том числе расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Пунктом 39 Основ ценообразования № 484 определено, что расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах «а» - «з», «л» пункта 29 Основ ценообразования № 484.

В силу пункта 90 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, и расходов на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов.

На основании изложенного, ввиду наличия особенностей формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренными главой VI Методических указаний, расчетная предпринимательская прибыль регионального оператора определяется в размере 5 процентов от собственных расходов регионального оператора, за исключением

  • расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов;

  • расходов на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения;

  • сбытовых расходов регионального оператора, определяемых в соответствии с пунктом 89 Методических указаний № 1638/16.

В соответствии с абзацем 3 пункта 10 Основ ценообразования № 484 повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, при установлении тарифов не допускается.

Таким образом, в случае если региональный оператор в составе своих затрат имеет расходы на услуги иных региональных операторов, необходимая валовая выручка которых содержит расчетную предпринимательскую прибыль, учет данных расходов в расчетной базе предпринимательской прибыли регулируемой организации противоречит принципу экономической обоснованности, в связи с чем расходы на расчетную предпринимательскую прибыль должны быть рассчитаны без учета расходов на оплату услуг других операторов.

Кроме того, расчетная предпринимательская прибыль определяется с учетом расходов, в том числе на арендную плату и плату за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, расчетная предпринимательская прибыль должна быть пересчитана с учетом экономически обоснованного уровня данных расходов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Признать Комитет по тарифам и ценам Курской области нарушившим пункты 35, 39, 43(1) Основ ценообразования № 484.

2. Органу регулирования Курской области в срок до 30.09.2018 (включительно) устранить нарушения, допущенные Комитетом при установлении тарифа ООО «Экопол» на 2018 год по постановлению Комитета от 22.06.2018 № 14:

- исключить экономически необоснованные расходы по статье «Налог на прибыль» в размере 4 988,01 тыс. руб.;

- пересчитать расходы по статьям «Плата за негативное воздействие», «Арендная плата», «Ремонтные расходы» в соответствии с положениями Основ ценообразования № 484.

3. Органу регулирования Курской области произвести перерасчет расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации с учетом экономически обоснованного уровня необходимой валовой выручки ООО «Экопол», определенного в соответствии с мотивировочной частью и пунктом 2 настоящего предписания.

4. Органу регулирования Курской области в срок до 01.10.2018 пересмотреть и ввести в действие тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экопол» на 2018 год, в соответствии с пунктами 2,3 настоящего предписания.

5. Об исполнении настоящего решения органу регулирования Курской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного в пунктах 2,3 настоящего предписания решения проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения Комитета по тарифам и ценам Курской области, принятие которого предписано пунктами 2, 3, 4 настоящего предписания;

- протокола заседания правления Комитета по тарифам и ценам Курской области, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения Комитета по тарифам и ценам Курской области по установлению тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экопол» на 2018 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

Приложенные файлы
Вложение.odt (492,2 КБ)
Вложение.pdf (179,7 КБ)
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь