О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

16.03.2017 | 02/04/03-17/00063034

Ответственные за разработку проекта:
Авшарян Альберт Каренович

Процедура:
Оценка регулирующего воздействия

http://regulation.gov.ru/projects#npa=63034

Статус:
Обсуждение завершено

Обоснование необходимости подготовки проекта нормативно правового акта:
Существующая в настоящее время санкция за воспрепятствование проведению проверок, закрепленная частью 1 статьи 19.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, зачастую не позволяет производить результативный сбор доказательств при проведении расследований нарушений антимонопольного законодательства: штрафы от пяти до десяти тысяч рублей, налагаемые на юридические лица в случае противодействия проверке, не сдерживают противоправное поведение проверяемых компаний, поскольку воспрепятствование проверке и уплата небольшого штрафа для таких лиц выгоднее уплаты «оборотного» штрафа (т.е. штрафа, размер которого зависит от суммы выручки хозяйствующего субъекта) в случае получения антимонопольным органом соответствующих доказательств. Такая ситуация не способствует повышению законности в сфере антимонопольного регулирования, препятствует контрольной деятельности антимонопольных органов.

Краткое описание проблемы:
Анализ, проведённый Федеральной антимонопольной службой, показывает, что в Российской Федерации ежегодно раскрывается все большее количество картелей. Анализ статистики возбужденных антикартельных дел в 2016 году (330 дел) показывает их прирост на 18% по сравнению с 2015 годом (282 дела). При этом более 80 % дел по картелям – сговоры на торгах (298 дел), что почти на 30% больше, чем в 2015 году (232 дела). При этом картели с целью поддержания цен на торгах видоизменились качественно. Если до 2014 года в деятельности картели принимали участие не более 10-20 хозяйствующих субъектов и их деятельность, как правило, охватывала несколько закупочных процедур, то в 2015 – 2016 годах мы наблюдаем, что подобные антиконкурентные соглашения исчисляются уже десятками, а количество торгов, охваченных картелями - тысячами. Наиболее масштабный картель по поставкам медикаментов и изделий медицинского назначения действовал на протяжении нескольких лет и охватил 718 аукционов. Картель по поставке вещевого имущества для силовых структур включил в себя 90 хозяйствующих субъектов. Картели ограничивают или полностью устраняют конкуренцию в различных отраслях экономики. В случае сговоров на торгах, хозяйствующие субъекты вместо того, чтобы конкурировать между собой, договариваются и делят лоты, поддерживают цену, чтобы получить максимальную цену за свой товар (услуг). Следствием таких действий участников размещения государственного заказа является неэффективное расходование бюджетных средств и снижение (либо отсутствие) экономии бюджетных средств при проведении торгов. Расследования, проводимые антимонопольными органами показывают, что участники картелей сегодня уже не ограничиваются соглашениями, заключенными в целях обеспечения победы на конкретных торгах, компании объединяются с целью осуществления систематической противоправной деятельности на протяжении длительного периода времени (не менее 2-3 лет). Участники картеля выстраивают систему внутренних и внешних взаимосвязей (распределение ролей внутри картеля, обеспечение запланированного результата в торгах посредством соглашений с заказчиком и т.д.). При таких обстоятельствах крайне негативное влияние картели оказывают не только на сектор закупок, но и на рынки в целом. Так, например, антиконкурентное соглашение на закупках нефтепродуктов в Чукотском автономном округе привело к завышению цен на горюче-смазочные материалы более чем на 50% по сравнению с другими сопоставимыми регионами. На фармацевтических рынках сектор государственных закупок составляет более 30%, при этом сегодня действие картелей на торгах выявлено на территории 80 регионов. По оценке ФАС России, при ежегодных объемах закупок для государственных нужд и нужд государственных компаний свыше 30 триллионов рублей, ущерб от сговоров на торгах можно оценивать в сотни миллиардов рублей. Ущерб от всех картелей (на товарных рынках, при проведении государственных закупок и закупок госкомпаний, при торгах по отчуждению государственного имущества и прав и т.д.) с учетом их латентности может достигать до 1,5-2% ВВП. Не менее негативные последствия для экономики, конкуренции и рыночных отношений имеют и другие нарушения антимонопольного законодательства: соглашения хозяйствующих субъектов и органов власти, ограничивающие конкуренцию; злоупотребление на рынке хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением; антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления и так далее. Основным способом получения доказательств нарушения антимонопольного законодательства, и, в первую очередь, картелей, является внеплановая проверка. Именно благодаря наличию полномочий по проведению таких проверок антимонопольный орган способен эффективно пресекать нарушения.

Круг лиц:
Хозяйствующие субъекты

Краткое изложение целей регулирования:
Повышения эффективности осуществления контрольной деятельности антимонопольного органа при проведении проверок

Общая характеристика соответствующих общественных отношений:
законопроект вводит штрафы за воспрепятствование проверкам, проводимым антимонопольным органом, размер которых определяется в процентном отношении от выручки хозяйствующего субъекта.