Конкурентная политика в рамках Евразийского экономического союза

1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС, Союз), который к настоящему времени объединяет 5 государств – Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику и Российскую Федерацию[1].

Основным документом, вступление в силу которого определило начало функционирования Союза, является Договор о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор о Союзе), подписанный 29 мая 2014 года в г. Астане.

Начало работы над Договором о Союзе было положено в ноябре 2011 года, когда президенты трех стран, констатируя создание Таможенного союза и завершение ратификации международных договоров, формирующих договорно-правовую основу Единого экономического пространства, заявили о переходе на следующий этап интеграционного строительства – создание к 2015 году Союза.

Результатом трехлетней работы стал Договор о Союзе, закрепляющий в качестве главного принципа функционирования ЕАЭС принцип «трех свобод» - свободное движение товаров и услуг, капитала и рабочей силы. Договор о Союзе также определяет проведение странами-членами скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Основными целями ЕАЭС являются:

создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Договор о Союзе определил статус Евразийского экономического союза как международной организации региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.

Органами ЕЭАС являются Высший Евразийский экономический совет (уровень глав государств), Евразийский межправительственный совет (уровень глав правительств), Евразийская экономическая комиссия и Суд Союза. Договором о Союзе определяется компетенция, порядок формирования и работы каждого из указанных органов.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий регулирующий орган Союза, состоящий из Совета и Коллегии.

Совет ЕЭК осуществляет общее регулирование интеграционных процессов ЕАЭС, а также общее руководство деятельностью ЕЭК.

В Совет ЕЭК входят по одному представителю от каждого государства-члена ЕАЭС, являющемуся заместителем главы правительства и наделенному необходимыми полномочиями в соответствии с законодательством своего государства.

Коллегия ЕЭК является исполнительным органом ЕЭК, формирующимся из представителей государств-членов исходя из принципа равного представительства государств-членов. В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 года № 23 с 1 февраля 2016 года количество членов Коллегии ЕЭК будет составлять 10 человек – по 2 представителя от каждого государства-члена.

Местом пребывания ЕЭК является г. Москва.

ЕЭК осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором о Союзе и международными договорами в рамках Союза в ряде сфер, в том числе в сферах конкурентной политики, естественных монополий, энергетической политики, транспорта и перевозок, государственных и (или) муниципальных закупок, промышленных и сельскохозяйственных субсидий.

Договор о Союзе представляет собой глобальный документ, включающий 28 разделов и 118 статей. При этом данный документ не только кодифицировал ранее заключенные соглашения, регулирующие вопросы функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, но и определил конкретные шаги и сроки дальнейшего развития ЕАЭС на десять лет вперед.

Всего было кодифицировано около 70 документов. Такая работа была проделана и в части, касающейся конкурентной политики. В Договор о Союзе вошли статьи об общих принципах и правилах конкуренции, регулировании деятельности субъектов естественных монополий в целом и в конкретных сферах (энергетика и транспорт), осуществлении государственных (муниципальных) закупок, предоставлении промышленных субсидий и государственной поддержке сельского хозяйства.

Соответствующие положения Договора о Союзе определили архитектуру системы антимонопольного регулирования и направления конкурентной политики в рамках ЕАЭС.

Такая система совмещает в себе контроль соблюдения условий конкуренции в рамках национальных юрисдикций на основе гармонизированного законодательства в соответствии с принципами, зафиксированными в Договоре о Союзе, а также контроль за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках, осуществляемый ЕЭК.

К числу общих принципов конкуренции, закрепленных в Договоре о Союзе, в том числе относятся принципы:

установления в законодательстве стран-членов ЕЭАС запрета на соглашения между органами власти или между ними и хозяйствующими субъектами результатом которых стало и может стать недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также запрета на предоставление государственных или муниципальных преференций, за исключением определенных случаев;

осуществления эффективного контроля за экономической концентрацией;

наличия и применения в странах-членах ЕАЭС штрафных санкций;

наличия в каждой стране-члене ЕАЭС органа государственной власти в компетенцию которого входит реализация и (или) проведение конкурентной политики с определенным набором полномочий, предусмотренных Договором о Союзе;

информационной открытости проводимой национальными антимонопольными органами стран-членов ЕАЭС конкурентной (антимонопольной) политики, в том числе посредством размещения сведений о своей деятельности в средствах массовой информации и сети Интернет;

взаимодействия национальных антимонопольных органов стран-членов ЕАЭС.

Договор о Союзе четко определяет компетенцию ЕЭК, наделяя ее полномочиями по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами стран-членов ЕАЭС общих правил конкуренции на трансграничных рынках.

Общие правила конкуренции представляют собой запреты на злоупотребление доминирующим положением, на антиконкурентные соглашения, а также запрет на недобросовестную конкуренцию.

Особенности применения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, порядок осуществления ЕЭК контроля за их соблюдением и штрафные санкции также определены Договором о Союзе.

Кроме того, Договор о Союзе определяет порядок взаимодействия национальных антимонопольных органов стран-членов Союза между собой, а также с ЕЭК, подробно описывая основания для осуществления взаимодействия и его конкретные формы. Целью такого взаимодействия является повышение эффективности антимонопольных расследований, как на трансграничных рынках, так и на национальных.

Решения ЕЭК в сфере конкуренции могут быть оспорены в Суде Союза, который является постоянно действующим судебным органом ЕАЭС. При этом следует отметить, что для решений по антимонопольным делам, принимаемым ЕЭК, предусмотрены исключения из общего порядка подачи заявлений в Суд Союза, предусмотренного его Статутом.

Любой спор принимается к рассмотрению Судом Союза только после проведения процедуры досудебного урегулирования путем консультаций, переговоров или иными способами, предусмотренными Договором о ЕЭАС и международными договорами в рамках Союза.

Заявления об оспаривании решений ЕЭК по антимонопольным делам в Суд Союза подаются без предварительной стадии досудебного урегулирования.

В случае принятия Судом Союза заявления об обжаловании решения ЕЭК по антимонопольному делу к производству, действие такого решения ЕЭК приостанавливается до дня вступления решения Суда Союза в законную силу.

Положения Договора о ЕАЭС в части, касающейся регулирования отношений в сфере естественных монополий, государственного (муниципального) заказа носят проконкурентный характер, тем самым определяя направления конкурентной политики Союза.

Обеспечение применения рыночных механизмов ценообразования и развития конкуренции являются одними из важнейших принципов регулирования деятельности субъектов естественных монополий в конкретных сферах, а также при формировании общих рынков, в частности рынков энергетических ресурсов и общего рынка транспортных услуг.

Развитие конкуренции, обеспечение информационной открытости и прозрачности закупок, предоставление странам-членам ЕАЭС национального режима в сфере закупок, обеспечение беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков и поставщиков государств-членов к участию в закупках, проводимых в электронном формате, также являются одними из важнейших принципов регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок, определенных Договором о Союзе.

В целях обеспечения условий для стабильного и эффективного развития экономик стран-членов ЕАЭС, а также условий, способствующих развитию взаимной торговли и добросовестной конкуренции между странами-членами ЕАЭС, на территориях стран-членов ЕАЭС действуют единые правила предоставления субсидий в отношении промышленных товаров и осуществления мер государственной поддержки сельского хозяйства.

Вступление с 1 января 2015 года Договора о Союзе представляется важным историческим событием, к которому наши страны шли почти 20 лет. При этом, вопросы защиты и развития конкуренции занимают одно из важных мест в процессе функционирования Союза.



[1] Республика Армения присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе 2 января 2015 года, Кыргызская Республика – 12 августа 2015 года

Модельный закон О конкуренции
(PDF, 32.36 Мб)