Международная конкурентная сеть


МКС – самая молодая международная организация, занимающаяся исключительно вопросами конкурентной политики и антимонопольного правоприменения, объединяющая на добровольной основе конкурентные ведомства мира.

МКС – организация, ориентированная на реализацию отдельных проектов в целях усовершенствования правоприменительной практики, а также выработку предложений по реальной конвергенции в процедурных вопросах в сфере антимонопольного правоприменения для достижения лучших практических результатов, действующая на основе консенсуса.

МКС не имеет постоянного секретариата и осуществляет свою деятельность через Координационный комитет, состоящий из 15 членов - антимонопольных органов-членов организации.

Члены Координационного комитета назначаются во время ежегодных конференций один раз в два года.

Деятельность МКС осуществляется в рамках отдельных проектов, реализуемых рабочими группами, план деятельности которой утверждается на ежегодных конференциях.

Ключевыми рабочими группами МКС являются рабочие группы по адвокатированию конкуренции, картелям, одностороннему поведению, слияниям, эффективности конкурентных ведомств.

Ежегодные конференции проводятся в целях обсуждения и оценки результатов деятельности каждой рабочей группы и планирования дальнейшей работы.

В настоящее время членами МКС являются 142 конкурентных ведомства[1].

За время существования МКС с 2001 года данная международная организация завоевала авторитет в международном конкурентном сообществе, развивать сотрудничество с которой стремятся ведущие конкурентные ведомства мира, а также ОЭСР, ЮНКТАД, ВТО, Форум АТЭС, ассоциации практикующих юристов в области конкурентного права.

Российский антимонопольный орган имеет значительный опыт работы в МКС, практически с момента ее создания. С 2002 года, когда в Неаполе (Италия) прошла 1-ая ежегодная Конференция МКС, представители ФАС России принимают участие в ее деятельности, что к настоящему времени определило достаточно весомый статус ФАС России в данной международной организации, вносящий вклад в ее развитие.

Среди значимых событий, характеризующих участие российского антимонопольного в работе МКС можно выделить следующие.

Подача российским антимонопольным органом заявки на проведение ежегодной конференции МКС в Москве в 2007 году, получившей одобрение Координационным комитетом МКС, обусловило назначение ФАС России в качестве члена Координационного комитета МКС в 2006 году. С 2009 года ФАС России является постоянным членом Координационного комитета, ежегодно подтверждая этот статус каждые два года.

К этому времени российский антимонопольный орган был активным участников рабочих групп МКС по адвокатированию конкуренции (Advocacy Working Group, контроля слияний (Merger Review Working Group) и развития конкурентной сети и реализации конкурентной политики (Capacity Building and Competition Policy Implementation).

Начиная с 2004 года, когда в соответствии с решением 3-й ежегодной Конференции МКС, прошедшей в Сеуле (Корея), была создана Рабочая группа по картелям, ФАС России присоединился к работе в данном направлении.

Позже, в 2006 году ФАС России активно включилась в деятельность Рабочей группы МКС по одностороннему поведению, созданной решением 5-й ежегодной Конференции МКС в Кейптауне (ЮАР). Основными задачами данной Рабочей группы являются рассмотрение проблем, связанных с антиконкурентным поведением доминирующих на рынке компаний, злоупотребляющих своей рыночной властью.

За год до проведения в Москве 6-й ежегодной Конференции МКС в России началась активная подготовка к ней.

Конференция МКС в Москве прошла в период с 29 мая по 1 июня 2007 году и стала одним из первых значительных международных событий в области конкуренции на территории России.

В Конференции приняли участие более 500 участников, среди них руководители и ведущие сотрудники из более 80 конкурентных ведомств развитых и развивающихся стран, представители авторитетнейших международных организаций таких ОЭСР, Всемирный Банк, Межгосударственный совет по антимонопольной политике стран СНГ и российских органов власти, а также практикующие юристы и представители научных и деловых кругов.

В рамках Конференции состоялась широкая дискуссия по актуальным вопросам конкурентной политики. В ходе пленарных и секционных заседаний были подведены итоги деятельности организации и выполнения конкретных проектов за период с последней конференции МКС, состоявшейся в мае 2006 году в ЮАР.

Прошедшее мероприятие получило высокую оценку как иностранных, так и российских участников.

В ходе 7-й ежегодной конференции МКС, организатором которой в 2007 году в Киото (Япония) выступила Комиссия по справедливой торговле Японии ФАС России была избрана сопредседателем Рабочей группы МКС по адвокатированию конкуренции. В последующем, в 2011 году в ходе 10-й ежегодной конференции МКС в г. Гааге (Нидерланды), ФАС России была избрана председателем данной Рабочей группы.

В 2013 году ФАС России была избрана сопредседателем Рабочей группы МКС по Регламенту.

Значимым событием 2014 года стало избрание ФАС России сопредседателем в рабочей подгруппе № 2 (правоприменительная деятельность) Рабочей группы по борьбе с картелями МКС. Данный факт также подтверждает признание достижений России в формировании эффективной системы борьбы с картелями, свидетельствует о высокой оценке работы по пресечению картелей с использованием инструментов международного сотрудничества, опыт применения которых обеспечил вклад России в формирование новой системы отношений антимонопольных органов при расследовании трансграничных нарушений антимонопольного законодательства.

Важным в работе ФАС России в рамках МКС является также и распространение опыта МКС на пространстве СНГ, поскольку ряд антимонопольных органов Содружества в силу ряда причин не принимает активного участия в проектах и мероприятия МКС. Однако, деятельность ФАС России по распространению опыта и наработок данной международной организации на пространстве СНГ позволяет антимонопольным органам учитывать результаты работы МКС в своей практической деятельности.

Активное участие российского ведомства в деятельности МКС и его рабочих групп позволяет совершенствовать российскую антимонопольную политику и правоприменительную практику через сближение с наиболее продвинутым законодательством и наиболее эффективной практикой стран-участниц для достижения лучших практических результатов в проведении конкурентной политики, как на национальном, так и на международном уровнях.