Андрей Цыганов: Оценка влияния совместного владения акциями институциональными инвесторами должна учитывать наступление возможных негативных последствий

07 декабря 2017, 19:00
%d0%9e%d0%ad%d0%a1%d0%a0

Принимая во внимание, что сделки с участием институциональных инвесторов носят глобальный характер, отсутствие реальной возможности сбора информации о рынке может стать непреодолимым барьером проведения объективного анализа.

6 декабря 2017 года в рамках заседания Комитета по конкуренции ОЭСР состоялось обсуждение темы «Совместное владение акциями институциональными инвесторами и ее влияние на конкуренцию»

В ходе мероприятия участники рассмотрели вопросы, связанные с влиянием на состояние конкуренции совместного участия одних и тех же лиц в уставных капиталах различных хозяйствующих субъектов. В частности, вопросы миноритарного владения, участия институциональных инвесторов в уставных капиталах коммерческих организаций, совместного владения акциями конкурирующих фирм на высококонцентрированных рынках. Международным конкурентным сообществом были проанализированы потенциальные негативные эффекты совместного владения, такие, как координация снижения уровня конкуренции на рынке, односторонние эффекты. Кроме того, обсуждались возможные меры по снижению этих последствий, в частности, усиление борьбы с картельными соглашениями, в том числе, между институциональными инвесторами, установление ограничений на процент совместного владения на высококонцентрированных рынках, введение «безопасных гаваней» для институциональных инвесторов, внедрение специальных механизмов оценки сделок экономической концентрации между институциональными инвесторами.

В соответствии с российским антимонопольным законодательством приобретение лицом более определенного порога голосующих акций акционерного общества или долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью совершаются с предварительного согласия Федеральной антимонопольной службы. Приобретение акций (долей), осуществляемое без превышения соответствующих пороговых значений, совершается без предварительного согласия антимонопольного органа. Таким образом, сделки по приобретению акций, принадлежащих миноритарным акционерам, как правило, находятся вне сферы регулирования российского конкурентного права.

Как показывает международная практика, многие сделки с институциональными инвесторами являются глобальными, представляют собой горизонтальные и вертикальные слияния, которые в отдельных случаях требуют получения согласия на совершение сделки от конкурентных ведомств ряда государств, в том числе от российского. При рассмотрении данных сделок, в первую очередь при сборе необходимой информации для анализа и при оценке последствий предполагаемой сделки для состояния конкуренции, многие антимонопольные ведомства сталкиваются с рядом трудностей. В качестве объективных причин, препятствующих всестороннему анализу рассматриваемых сделок, следует отметить слабое взаимодействие между конкурентными ведомствами государств, а также отсутствие механизмов, позволяющих в полной мере отслеживать соответствующие сделки.

«Оценка влияния совместного владения акциями институциональными инвесторами на состояние конкуренции должна учитывать не только достижение положительных эффектов в результате совершения сделки, но и наступление возможных негативных последствий», – отметил Андрей Цыганов. Принимая во внимание, что сделки с участием институциональных инвесторов носят глобальный характер, отсутствие реальной возможности в части сбора информации о рынке может стать непреодолимым барьером на пути проведения объективного и всестороннего анализа. В качестве вариантов преодоления указанных проблем целесообразно рассматривать усиление информационного взаимодействия между конкурентными ведомствами государств, формирование единообразной терминологии в отношении институциональных инвесторов, а также разработку новых подходов к рассмотрению глобальных сделок».

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство