В центре внимания международной конкурентной политики – экономическая концентрация

В центре внимания международной конкурентной политики – экономическая концентрация
13 декабря 2017, 13:10
%d0%a6%d1%8b%d0%b3%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2 4.jpg

Их оценка позволяет ФАС России внедрять риск-ориентированный подход в своей контрольно-надзорной деятельности

12 декабря 2017 года в Брюсселе (Бельгия) состоялась очередная ежегодная конференция по конкуренции «Экономическое развитие и конкурентная политика». Одной из основных ее тем стало обсуждение подходов конкурентных ведомств к оценке экономической концентрации в широком смысле слова, включая проведение анализа рынков и формулирование решений по сделкам слияний и поглощений с учетом основных тенденций развития экономики и характеристик современных товарных рынков.

В пленарной сессии «Конкуренция и благосостояние потребителей – позиция новых конкурентных ведомств» в качестве основного докладчика принял участие заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов.

Он привел экспертные данные об общем уровне экономической концентрации в различных секторах российской экономики, отметив как существенную неравномерность показателей концентрации (доля крупнейших трех компаний) и показателей бизнес-динамики (коэффициент ротации лидеров) в разрезе отраслей, так и противоречивые тенденции динамики этих показателей в последние пять лет, которые не всегда можно объяснить с точки зрения традиционной экономической теории. То же относится и к доле государственного сектора в отраслях экономики. «Интересно, что в наиболее концентрированных отраслях экономики, где индекс Герфиндаля – Гиршмана превышает 2000 (цветная металлургия, транспорт, ЖКХ, телекоммуникации, нефтегазовый сектор), в последние пять лет наблюдается сокращение этого показателя. Хотя, казалось бы, в условиях экономических санкций, низких темпов экономического роста и достаточно активного влияния государства на экономику могли бы возобладать прямо противоположные тенденции. В российской экономике сосуществуют полностью частные отрасли, такие как металлургия, химическая промышленность, мобильные телекоммуникации, и отрасли, где остается высокой или даже увеличивается доля государства (нефтегазовый сектор, банковский сектор)», – подчеркнул Андрей Цыганов.

По мнению представителя российского конкурентного ведомства, проведение анализа товарных рынков и оценка уровня экономической концентрации на отраслевых рынках помогают российскому антимонопольному органу внедрять риск-ориентированный подход в своей контрольно-надзорной деятельности, сосредотачиваться на тех секторах экономики, структура которых создает возможности для нарушений закона о защите конкуренции. Подходы ФАС России к анализу рынка и выявлению нарушений законодательства о конкуренции были проиллюстрированы примерами решений по делам Гугл и Майкрософт, а также по сделке Байер – Монсанто.

Андрей Цыганов также подчеркнул важность мультифункционального подхода к решению экономических проблем, связанных с экономической концентрацией и поведением крупнейших участников рынков. «ФАС России не только осуществляет контроль соблюдения антимонопольного законодательства, но и функции тарифного регулирования, контроля государственных закупок, рекламы и недобросовестной конкуренции. Это позволяет в каждом конкретном случае выбрать наиболее эффективный способ воздействия на ситуацию на рынке. Огромное значение имеет также прямая возможность российского антимонопольного ведомства влиять на экономическую и промышленную политику через механизм рассмотрения дел в отношении фактов ограничения конкуренции действиями государственных органов, разработки и реализации отраслевых программ и региональных стандартов развития конкуренции», – заметил спикер. В качестве примера он привел радикальное изменение ситуации с нарушениями антимонопольного законодательства на рынке нефти и нефтепродуктов, где с помощью комплекса мер антимонопольного контроля, таможенно-тарифного и технического регулирования, развития биржевой торговли удалось добиться серьезных результатов.

Отвечая на вопрос модератора о наиболее существенных вызовах, стоящих перед конкурентными ведомствами в «новых» экономиках в условиях высокого уровня экономической концентрации, заместитель руководителя ФАС России отметил значительное ускорение и усложнение всех экономических процессов, что требует столь же быстрой и адекватной реакции со стороны регуляторов. «Сам по себе уровень концентрации в отраслях экономики не относится к числу факторов, которые в первую очередь волнуют потребителей. Для них гораздо важнее приемлемый уровень цен на товары и услуги. В этой области, в первую очередь в регулируемых отраслях, ФАС России всегда придерживается простого правила – рост тарифов не должен превышать уровень инфляции. Эта позиция регулятора понимается и принимается всеми группами потребителей», – подчеркнул Андрей Цыганов.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь