Андрей Цыганов об ответственности государственной власти, профилактике нарушений и формировании кадрового задела

12 февраля 2018, 14:41
%d0%a0%d0%a1%d0%9f%d0%9f %d0%90%d0%93%d0%a6
О взаимодействии ФАС России с деловым сообществом в контексте реформы КНД рассказал Андрей Цыганов, выступив на форуме «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: интересы бизнеса и государства»
 
Прежде всего замглавы ФАС обратил внимание участников на основные положения указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»1, которым предусмотрено, что активное содействие развитию конкуренции является приоритетным направлением деятельности всех органов государственной власти и местного самоуправления, и высших должностных лиц.
 
«Один из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции – ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за ее реализацию, – отметил Андрей Цыганов. - При этом пункт 4 Указа прямо запрещает органам исполнительной власти вводить или сохранять дискриминационные условия в отношении экономической деятельности, производства и оборота отдельных видов товаров, оказания отдельных видов услуг, а также запрещает необоснованное вмешательство в свободное функционирование товарных рынков, издание актов, принятие решений, которые могут привести к недопущению или устранению конкуренции».
Вышеназванным указом утвержден Национальный план по развитию конкуренции в Российской Федерации до 2020 года. План содержит ключевые показатели развития конкуренции, в том числе касающиеся уменьшения количества нарушений со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
 
Также указом предусмотрена разработка планов мероприятий по развитию конкуренции во всех отраслях экономики, которые должны быть утверждены до 1 июля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации.
 
Кроме того, до 1 февраля 2019 года федеральные органы исполнительной власти на основании соответствующих отраслевых докладов должны подготовить меры по снижению административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции.
 
«Очень важно, что оценка степени достижения показателей этих планов и программ будет осуществляться совместно с бизнес сообществом, - подчеркнул Андрей Цыганов. - Я уверен, что Российской союз промышленников и предпринимателей будет активно участвовать в этом процессе».
«Я не исключаю, что реализация положений указа президента потребует внесения определенных изменений в те программы контрольно-надзорной деятельности, которые мы здесь активно обсуждаем», - добавил он.
Замглавы ФАС отметил, что Федеральная антимонопольная служба является участником приоритетной программы совершенствования контрольно-надзорной деятельности. В мае 2017 года утвержден паспорт проекта по ФАС России, который предусматривает пять направлений риск-ориентированного подхода, включая антимонопольное законодательство, государственный оборонный заказ, госзакупки, рекламу и тарифное регулирование.
 
По экспертным оценкам, в частности по индексу качества администрирования контрольно-надзорной деятельности, из числа всех ведомств, принявших участие в этой программе, ФАС заняла третье место.
 
«А по уровню административной нагрузки на бизнес, по оценке тех же экспертных оценок, ФАС России – вторая снизу», - подчеркнул Андрей Цыганов.
Замглавы ФАС в своем докладе коснулся темы распределения предприятий по зонам риска.
 
«Хозяйствующие субъекты, относящиеся к высокой категории риска, в ведении ФАС отсутствуют. По нашим предварительным оценкам 392 хозяйствующих субъекта относятся к средней категории риска, и еще 313 к умеренной категории риска. Проверки таких хозсубъектов должны проводиться не чаще чем один раз в три или в пять лет соответственно».
ФАС уделяет большое внимание профилактике нарушений антимонопольного законодательства, что является одним из направлений совершенствования контрольно-надзорной деятельности. За последние 5 лет количество дел о нарушениях антимонопольного законодательства сократилось более чем в 2 раза, в отношении органов власти в 2017 году по предварительным итогам возбуждено и рассмотрено около 400 дел, и одновременно с этим выдано около 1500 предписаний.
 
«Норму о выдаче предписаний органам власти и их должностным лицам мы начали применять с января 2017 года и она уже показала свою эффективность, поскольку позволяет быстро устранять возможные нарушения антимонопольного законодательства и их негативные последствия», - отметил Андрей Цыганов.
Важным направлением профилактики нарушений замглавы ФАС назвал развитие системы профессионального образования.
 
«В настоящее время 52 кафедры в высших учебных заведениях готовят своих специалистов в области конкурентного права и экономики. Радует, что это не только столичные образовательные учреждения, но и региональные вузы. Таким образом мы формируем серьезный профессиональный кадровый задел как для Федеральной антимонопольной службы, так и для органов власти и хозяйствующих суъектов», - заключил Андрей Цыганов.
 
Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы")
 
Справка:
 
Форум «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: интересы бизнеса и государства» прошел 6 февраля в рамках Недели российского бизнеса – ежегодного мероприятия, проводимого Российским союзом промышленников и предпринимателей.
 
Основная тема форума – как государство и деловое сообщество взаимодействуют в контексте реформы.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх