Рачик Петросян: Цифровизация отрасли должна сопровождаться изменением управленческих подходов и технологий принятия решений

Рачик Петросян: Цифровизация отрасли должна сопровождаться изменением управленческих подходов и технологий принятия решений
05 июня 2019, 09:00
Lori 0006285321 bigwww
Мероприятиям по развитию конкуренции в строительстве был посвящен доклад замглавы ФАС на парламентских слушаниях в Совете Федерации
 
3 июня 2019 года заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян и начальник Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России Олег Корнеев приняли участие в парламентских слушаниях на тему «Формирование благоприятного предпринимательского климата в строительной отрасли».
 
Как отметил замглавы ФАС в ходе выступления, формирование и трансформация делового климата в строительной отрасли невозможны без решения вопросов конкуренции. Фундаментальным направлением в развитии этой отрасли является ее цифровизация.
 
В настоящее время завершен первый этап по наведению порядка в части осуществления административных процедур в строительстве – Правительством Российской Федерации утверждены исчерпывающие перечни процедур, а ФАС России контролирует их соблюдение органами власти и сетевыми организациями.
 
Вместе с тем, организация процесса получения разрешительных и иных обязательных документов, и согласований осуществляется на уровне субъектов РФ и муниципалитетов, что приводит к разнородному регулированию и ставит искусственные барьеры.
 
В целях решения указанных проблем Правительством Российской Федерации были поддержаны предложения ФАС России и Минстроя России, отраженные в дорожной карте по развитию конкуренции, по установлению единого стандарта предоставления региональных и муниципальных услуг в строительстве в электронном виде и переходу на единую государственную цифровую платформу в строительстве, обеспечивающую взаимодействие всех участников градостроительных отношений в цифровом виде по всему циклу процессов.
 
«Под цифровизацией мы понимаем не перенос прежних методов работы в новые условия, а изменение управленческих подходов и технологий принятия решений. Для этого мы должны обеспечить интеграцию всех электронных систем, задача, над которой уже работают коллеги в Минстрое. Без взаимоувязки и интеграции существующих систем, и без их взаимоувязки с региональными системами мы не сможем добиться итоговой цели - перевода системы в формат «единого окна». Для того, чтобы заработало «единое окно», чтобы в два клика можно было получить услугу или функцию от государства, исключив взаимодействие со всеми промежуточными этапами, нам нужно унифицировать и упростить все процедуры, перевести их в единую систему. Для этого требуется создать единую государственную цифровую платформу», - сказал Рачик Петросян.
 
Представитель ФАС также отметил, что перевод взаимодействия участников отрасли в цифру не может произойти без унификации всех процедур и требований в строительстве.
 
Внедрение унифицированных стандартов создаст единый механизм взаимодействия застройщиков с органами власти, процесс оказания услуг не будет меняться в зависимости от того, в каком регионе работает застройщик. Результатом внедрения этих стандартов станет переход от сложившейся неоднородной практики предоставления услуг в сферах строительства в разных субъектах Российской Федерации к единым стандартам предоставления таких услуг.
 
«Перевод взаимодействия участников отрасли в цифру не может произойти без унификации всех процедур и требований в строительстве. Административные процедуры – не всегда зло. Проблемы идут от их несовместимости и нескоординированности. Но если эти процедуры унифицировать, подгрузить их в электронную систему и единообразно применять для неопределенного круга лиц - тогда будем нам всемирное благо», - заключил Рачик Петросян.
 
По словам спикера, проблемным вопросом в отрасли является также обеспечение автоматизации сбора и анализа информации о стоимости строительных материалов, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).
 
В настоящее время для производителей и импортеров строительных материалов установлена обязанность предоставлять в ФГИС ЦС информацию об отпускных ценах стройматериалов, изделий, конструкций и оборудования, предусмотренных договорами купли-продажи между производителями и покупателями. Вместе с тем, хозяйствующие субъекты фактически не исполняют этой обязанности (по данным экспертов наполняемость системы составляет около 11%), при этом не обеспечивается достоверность вводимой информации.
 
В итоге, у государства отсутствуют достоверные данные о ценах на строительные ресурсы, о динамике их изменения, а также о поставщиках и производителях, что приводит к необоснованному росту сметных цен на строительство, на строительные материалы в том числе вследствие локальных антиконкурентных действий со стороны поставщиков стройматериалов и ставит под угрозу реализацию национальных проектов.
 
Таким образом, одной из задач по совершенствованию государственной политики по развитию конкуренции в сфере строительства является реализация мер по переходу к автоматизированному мониторингу реальных цен на строительные материалы, в том числе предусмотрев право заключения и исполнения договоров купли-продажи строительных материалов в электронной форме непосредственно в системе ФГИС ЦС, интеграция ФГИС ЦС с иными профильными государственными информационными системами (в том числе с базами данных ФНС России, ФТС России), что обеспечит единое информационное пространство для целей ценообразования в строительстве, налогового и таможенного контроля.
 
«Пока мы не создадим автоматизированный мониторинг и не будем видеть реальных цен на строительные материалы, мы не сможем рассчитывать на объективное ценообразование независимо от применяемых методов. Ключевым фактором реализации национальных проектов является обеспечение строительства такого масштаба строительными материалами и достоверное, прогнозируемое ценообразование», - подчеркнул замглавы ФАС.
 
Также была затронута тема внедрения управления жизненным циклом объектов с применением информационного моделирования (BIM), позволяющего осуществлять автоматизированное проектирование объектов с использованием классификатора строительных ресурсов, сметных нормативов, нормативно-технических документов и нормативов градостроительного проектирования.
 
Введение BIM-механизмов позволит оптимизировать принятие бюджетных инвестиционных решений, автоматизировать трудоемкие процессы, упростить корректировку проекта, принимать решения, основанные на оценке не только затрат на строительство, но и затрат на эксплуатацию объекта, что для бюджетных инвестиционных проектов представляет очевидную выгоду.
 
[video_2122]
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь