Доступность лекарственных препаратов и интересы фармпроизводителей. Можно ли достичь баланса?

Доступность лекарственных препаратов и интересы фармпроизводителей. Можно ли достичь баланса?
18 сентября 2019, 13:15
5q8a3335
В рамках сессии «Вопросы конкуренции на фармацевтических рынках БРИКС», которая прошла в Цифровом Деловом Пространстве, участники VI Конференции по конкуренции под эгидой БРИКС обсудили вопросы справедливого ценообразования на лекарственные препараты и регулирования их стоимости
 
Открывая мероприятие, его модератор статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский отметил: «Фармацевтический рынок наиболее социальный. Мы хотим видеть новые, хорошие лекарственные препараты у себя на рынке. Мы хотим, чтобы производители занимались их разработкой и производством. В то же время мы хотим, чтобы пациенты имели возможность их купить. Именно на достижение этого баланса направлена деятельность антимонопольных служб и других регуляторов».
 
 
Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев рассказал гостям конференции об основных механизмах установления цен на лекарственные препараты.
 
Он отметил, что «ценообразование на рынке лекарственных препаратов осуществляется двумя основными способами. Первый - это конкуренция, когда мы получаем доступ на рынок дженериковых препаратов. Они конкурируют с оригинальными препаратами и между собой, и цены снижаются. Однако мы видим в разрезе многих стран, что зачастую этого механизма недостаточно для снижения цен. В связи с тем, что спрос на лекарственные препараты не эластичен, значительная часть стран использует административное установление цен на основе разных показателей».
 
На сегодняшний день в мире используется 2 таких механизма установления цен на лекарственные препараты: затратный метод и индикативный.
 
Говоря о затратном методе, глава Управления отметил, что «он обычно используется в тех странах, где «справедливая» цена устанавливается путём оценки затрат производителей на производство лекарственных препаратов. Однако сделать это в рыночной экономике практически невозможно, потому что невозможно оценить необходимость тех или иных затрат. Поэтому, большинство стран не использует этот метод в качестве основного, так как он не приводит к снижению цен».
 
Индикативный метод базируется на ценовых «индикаторах» и включает в себя внешнее и внутреннее ценовое регулирование, ценностно-ориентированный подход, регулирование надбавок, а также налоговые и таможенные льготы. Причём, все они используются в России.
 
Особое внимание Тимофей Нижегородцев уделил внешнему и внутреннему ценовому регулированию, которые получили широкое применение в странах Европы.
 
«Внешнее ценовое регулирование в основном осуществляется в отношении установления цены на оригинальные лекарственные препараты. Оно заключается в сравнении стоимости одного и того же препарата в референтных странах, «корзину» которых каждая страна определяет по-своему. Когда речь идёт о воспроизведённых лекарствах, применяется внутреннее ценовое регулирование: дифференциация снижения цен для дженериков зависит от стоимости референтного препарата. То есть, чем дороже оригинальный лекарственный препарат, тем больший процент снижения предполагается при регистрации цены на воспроизведённые лекарственные средства», - пояснил представитель ФАС России.
 
Он также поделился российским опытом регулирования цен на лекарства, в частности изменением системы ценообразования и переходом от затратного метода на индикативные параметры, что было вызвано значительным завышением фармкомпаниями цен на препараты, которые обращались в России, по сравнению с другими странами.
 
«Наша задача заключалась в том, чтобы найти новые способы ценового регулирования. Причём, они должны быть основаны на рыночных механизмах и учитывать ценовую ситуацию в странах, которые совпадают с нами или близки нам по экономическому развитию или выше», - комментирует Тимофей Нижегородцев.
 
В результате тех мер, которые были предприняты ФАС России, начиная с 2016, ведомству удалось снизить 1142 зарегистрированные предельные отпускные цены на 267 препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП. В среднем снижение цен составило 41,3%.
 
«Среди препаратов, которые часто употребляются нашими гражданами, были лидеры по снижению, - констатировал спикер. - Например, на препарат Нексиум цена была снижена в 10 раз, и препарат остался в рынке».
 
Завершая своё выступление, глава Управления отметил, что антимонопольному ведомству удалось выполнить все поставленные перед собой цели в рамках перехода на новую систему ценообразования:
- переход от затратного метода к индикативному;
- введение зависимости понижающего коэффициента для воспроизведенных препаратов;
- введение сравнения с ценами в странах для всех препаратов независимо от глубины локализации;
- введение зависимости уровня индексации цен от ценовой группы препаратов и установление верхнего предела;
- актуализация перечня референтных стран;
- введение обязанности иностранных производителей снижать зарегистрированные цены в случае их снижения в референтных странах, а также снижение цен на соответствующие воспроизведенные препараты.
 
[photo_1382]
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь