Елена Заева: проконкурентная тарифная политика важна как для потребителя, так и для участника рынка

Елена Заева: проконкурентная тарифная политика важна как для потребителя, так и для участника рынка
19 ноября 2019, 18:48
Img 3005

Практику применения метода предельного ценообразования при расчете регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи обсудили участники V Международной научно-практической конференции «Антимонопольная политика»

Начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева, выступая на мероприятии в качестве модератора, отметила: «Взвешенная проконкурентная тарифная политика важна как для потребителей, так и для участников рынка. Связь - динамично развивающаяся отрасль. На данном рынке постоянно расширяется ассортимент услуг, происходит их конвергенция, ранее мало связанных между собой. Все это предполагает необходимость совершенствования механизмов государственного регулирования связи, в том числе и механизмов тарифного регулирования, которые должны отвечать требованиям конкурентного рынка».

«По мере достижения тарифов уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли целесообразно уже применять не затратные методы, а такие механизмы, которые включают в себя условия и стимулы, характерные для конкурентного рынка. Метод предельного ценообразования относится к таким подходам», - продолжила она.

Замначальника Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Ольга Климова в своем докладе подробно рассказала о том, что ведомство разработало и утвердило порядок расчета тарифов по методу предельного ценообразования2 с целью совершенствования механизма тарифного регулирования в сфере связи в соответствии с действующим законодательством1.

Одной из ключевых характеристик применения метода является переход от принципа «издержки плюс» к рыночным индикаторам на основе принципа «инфляция минус», предусматривающего ограничение цены сверху.

«Этот подход в чистом или модифицированном виде является наиболее подходящим в промежуточной стадии процесса перехода от монополии к конкурентному рынку телекоммуникаций, т.к. он создает для регулируемых субъектов стимулы, во многих аспектах аналогичные рыночным, и в то же время позволяет эффективно ограничивать их рыночную власть», – разъяснила она.

Метод предельного ценообразования основан на сравнительном анализе производительности (эффективности) деятельности путем сравнения результативных индексов (а не самих показателей эффективности, например, рентабельности) производителей между собой, по периодам, со среднеотраслевыми значениями, в среднем по экономике.

Формирование тарифа происходит в несколько этапов. Установление регулирующим органом Х-фактора (на 5 лет), экономический смысл которого заключается в том, чтобы определить степень влияния факторов производства, таких как: объем, доходы, затраты, в т.ч. ФОТ, амортизация, прочие затраты, а также заработная плата на результативность деятельности предприятия и экономики в целом путем проведения факторного анализа. Далее - ежегодный расчет оператором связи коэффициента максимального повышения тарифов, а также расчет тарифа.

«Алгоритм расчета тарифа по такому методу довольно прост и понятен, как для регулятора, так и для регулируемого субъекта. Основная мотивация регулирования с помощью ценовых ограничений – это, с одной стороны, стимулирование сокращения затрат, приводящее к росту прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. С другой стороны - сдерживание роста тарифов для пользователей услуг связи. Этот стимул отсутствует в регулировании с использованием затратного метода», - отметила Ольга Климова.

Елена Заева в продолжение рассказала о преимуществах метода.

«В качестве преимуществ в этом подходе можно отметить: финансовое стимулирование производителя к повышению эффективности за счет того, что экономия от сокращения расходов остается в распоряжении предприятия, кроме того ограничение цены сверху, а не жестко фиксированный тариф, также простота основной идеи метода и расчета предельной цены в течение периода регулирования», - разъяснила она.

Начальник управления рассказала, что в текущем году был применен метод предельного ценообразования3 при установлении тарифов для ПАО «Ростелеком».

«Создание системы государственного тарифного регулирования, адаптированной к состоянию рынка услуг связи, стимулирующей повышение эффективности деятельности операторов связи и позволяющей проводить более гибкую тарифную политику, является, на наш взгляд, основной задачей в области государственного тарифного регулирования на среднесрочную перспективу», - заключила спикер.


Примечание:

1 - ФЗ от 17.08.1995 №147 «О естественных монополиях»;
  - ФЗ от 07.07.2003 №126 «О связи»;
  - Постановление РФ от 24.10.2005 №637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи»

2 Приказ ФАС России от 05.02.2019 года № 126/19 «Порядок расчета регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи по методу предельного ценообразования, обеспечивающему возможность получения прибыли от эффективного управления издержками».

Метод предельного ценообразования разработан в соответствии с методами, определенными договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (г. Астана) и соответствует одному из принципов в части создания экономических условий, при которых СЕМ выгодно сокращать расходы, внедрять новые технологии, повышать эффективность использования инвестиций. Реализация данного принципа возможна с применением метода сравнительного анализа эффективности деятельности СЕМ.

3 для ПАО «Ростелеком» был установлен Х-фактор, равный 1,4%. Используя формулу расчета тарифов по данному методу (инфляция минус Х-фактор) был определен индекс изменения тарифов, равный 3,2% (4,6%-1,4%).

[photo_1488]

 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь