ФАС: Одним из приоритетов деятельности всех государственных органов власти является развитие конкуренции

ФАС: Одним из приоритетов деятельности всех государственных органов власти является развитие конкуренции
23 июля 2020, 10:45
5q8a1681

Реформа унитарных предприятий, субсидии и преференции, контроль закупочных процедур и профилактика нарушений в период пандемии в центре внимания антимонопольщиков

22 июля состоялся региональный семинар-совещание территориальных органов ФАС России, расположенных в Северо-Кавказском и Южном Федеральных округах.

«Антимонопольные органы должны очень серьезно подходить к реализации положений Нацплана, так как утверждение антимонопольного комплаенса, адвокатирование конкуренции, разработка и принятие дорожных карт, реформа унитарных предприятий – это единый каркас нашей совместной работы. Приоритетом деятельности всех государственных органов власти является развитие конкуренции», - сообщил начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов в ходе дискуссии.

Также он рассказал о реализации реформы унитарных предприятий в России.

В соответствии с Национальным планом развития конкуренции на 2018-2020 годы предусматривается сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями[1].

В целях реализации Закона № 485-ФЗ[2] ФАС России рекомендует главам субъектов Российской Федерации разработать региональные планы по реформированию унитарных предприятий на период до 1 января 2025 года.

[photo_1639]

«Реализация каждого из решений должна носить плановый, поступательный характер, резко ничего менять нельзя. 5 лет для перемен - это достаточно, но нам нужно было начать полгода назад, оценить и определить все аспекты, успокоить население и работников, что мы не собираемся за 1 день ликвидировать все предприятия», - добавил Артем Молчанов.

О профилактике нарушений антимонопольного законодательства в период пандемии COVID-19 рассказал заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Антон Тесленко.

«Основная задача в период пандемии – это профилактика нарушений и недопущение роста цен и дефицита товаров. В этой связи мы гораздо активнее стали использовать превентивные меры, в том числе, совместно с органами прокуратуры, и многие из этих мер, показавшие свою эффективность, продолжают оставаться актуальными на сегодняшний день. Одним из ключевых инструментов недопущения необоснованного роста цен стала выдача предостережений, причем предостережения выдавались не только нами, но и нашими коллегами из прокуратуры, и такой превентивный механизм позволил потенциальным нарушителям вовремя задуматься о последствиях и отказаться от реализации недопустимых действий. Таким образом, роста цен на целый ряд продуктов просто не случилось», - отметил он.

Спикер также обратил внимание на необходимость консолидации усилий антимонопольных и правоохранительных органов и при реализации межведомственной программы мер по выявлению и пресечению картелей и иных отграничивающих конкуренцию соглашений на 2019-2023 гг.

«Хочу напомнить, что одним из ключевых индикаторов программы является сокращение количества дел об антиконкурентных соглашениях, в которых доход участников соглашения составляет менее 50 млн руб. Достижение этого показателя невозможно без качественного правоприменения и эффективного взаимодействия в этой сфере» - заключил Антон Тесленко.

В свою очередь заместитель начальника Контрольно-финансового управления ФАС России Наталия Исаева рассказала о проблемных вопросах влияния на конкуренцию при предоставлении субсидий и преференций.

В частности, она остановилась на необходимости усиления контроля за использованием государственных и муниципальных преференций, а также на существенном изменении порядка рассмотрения и согласования заявлений на их предоставление.

«Основные изменения коснулись обеспечения максимальной открытости и гласности при согласовании преференций - размещения информации о поступивших заявлениях и о принятых решениях на сайте антимонопольного органа, а также возможности пересмотра центральным аппаратом ФАС России принятых территориальными органами решений по итогам рассмотрения заявлений о предоставлении преференций», - рассказала Наталия Исаева.

О совершенствовании контрактной системы и противодействию профессиональным жалобщикам рассказал начальник отдела Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Антон Селезнев.

«Сегодня ФАС России совместно с Минфином и Казначейством подготовлен «оптимизационный» пакет поправок в 44-ФЗ. Многие положения законодательства будут принципиально изменены в целях упрощения и повышения эффективности закупочных процедур, мотивации добросовестных предпринимателей и предупреждения сговоров на торгах», - заявил Антон Селезнев.

Справка:

Напомним, 8 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ, предусматривающий общий запрет на создание и деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках, за исключением закрытого перечня исключений.

К исключениям Законом отнесены в том числе деятельность унитарных предприятий в случаях, установленных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ; для обеспечения деятельности ФОИВ для нужд обороны и безопасности; в сферах естественных монополий; в районах Крайнего Севера; в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей; за пределами территории Российской Федерации; в области обращения с радиоактивными отходами.

В случае нарушения установленных запретов на создание (изменение деятельности) унитарного предприятия, или запрета на осуществление таким предприятием деятельности антимонопольный орган вправе выдать предупреждение о принятии мер по реорганизации, прекращении отдельных (подпадающих под запрет) видов деятельности или ликвидации унитарного предприятия.

 

[1] Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 №618

[2] Федеральный закон № 485-ФЗ о запрете деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь