Апелляция поддержала позицию Санкт-Петербургского УФАС в отношении Балтийской таможни
Госорган, заключивший договоры хранения в обход обязательных по закону конкурсных процедур, а также его контрагенты оштрафованы более чем на 1 млн рублей
13-й арбитражный апелляционный суд признал законными решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС России, которые были вынесены по делу, возбужденному в отношении Балтийской таможни.
В августе прошлого года территориальное УФАС признало Балтийскую таможню нарушившей антимонопольное законодательство (ст.16 135-ФЗ).
Госорган без проведения конкурсных процедур и в нарушение Порядка хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях, заключил безвозмездные договоры хранения конфискованных товаров с компаниями «Валро» и «Партнер».
Для таможни услуги хранения были бесплатными, при этом для всех остальных участников внешнеэкономической деятельности хранение конфискованного товара было платным. Причем тарифы компаний «Варло» и «Партнер» на услуги по хранению значительно превышали тарифы других организаций, работающих на этом рынке.
По информации, поступившей в антимонопольный орган, Балтийская таможня навязывала участникам ВЭД хранение конфискованных у них товаров именно на складах «Партнер». Также, своевременно не сообщая участникам ВЭД о завершении дел, таможня создавала условия для продления периода хранения товара на складах указанных организаций, в результате чего счета компаний доходили до нескольких миллионов рублей.
Санкт-Петербургское УФАС предписало Балтийской таможне расторгнуть договоры хранения, заключенные с компаниями «Валро» и «Партнер», а также провести конкурентные процедуры на право их заключения.
Участники договорных отношений не согласились с решением и предписанием УФАС и обжаловали акты ведомства в двух судебных инстанциях. Однако суды в обоих случаях признали законность и обоснованность актов антимонопольного органа.
В рамках дела Санкт-Петербургское УФАС назначило организациям штрафы на общую сумму 1 млн 79 тысяч рублей. В настоящее время постановления об административных наказаниях также обжалуются в судах различных инстанций.
«Балтийской таможне, входящей в структуру таможенных органов Российской Федерации, необходимо более серьезно относиться к вопросам профилактики антимонопольных нарушений, чтобы предотвратить в дальнейшем риски совершения таких нарушений, а также, как следствие – административной ответственности. Мы знаем, что ФТС России разработала систему мер, направленных на обеспечение соблюдения требований антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс), но видим, что ее внедрение еще не завершено», - отметила заместитель начальника Контрольно-финансового управления ФАС России Наталия Исаева.
«Раз уж не получилось предотвратить нарушение, надеемся, коллеги из таможенных органов извлекут уроки из этого дела и впредь будут стараться не допускать подобных действий», - заключила она.
«Цель Национального плана развития конкуренции – повышение удовлетворенности потребителей за счет уменьшения цен. Конкуренция на рынке предоставления услуг хранения изъятых товаров должна привести именно к этому эффекту - уменьшить затраты участников внешнеэкономической деятельности на оплату услуг хранения, и, за счет этого, снизить конечную цену товаров для потребителей», – подчеркнул руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.
Справочно:
Часть 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции накладывает запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, и хозяйствующими субъектами если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.