Сергей Пузыревский: Антимонопольное законодательство должно развиваться соразмерно вызовам экономики

Сергей Пузыревский: Антимонопольное законодательство должно развиваться соразмерно вызовам экономики
09 февраля 2021, 15:49
5

В Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция «Состояние и развитие законодательства о защите конкуренции»

Заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский посвятил свое выступление на пленарном заседании мероприятия развитию антимонопольного законодательства с 1991 по 2021 годы.

14 июля 1990 года был создан первый антимонопольный орган, а 22 марта 1991 года был принят первый антимонопольный закон – Закон РСФСР о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках[1].

Существенное влияние на формирование антимонопольного законодательства оказало принятие Конституции Российской Федерации (1993 год) и первой части Гражданского кодекса Российской Федерации[2] (1994 год)*.

Нормативно-правовые акты, принятые в 1994-1999 годах, помогли сформировать основные направления в антимонопольном законодательстве.

Так, Закон о рекламе[3] помог пресечь недобросовестную конкуренцию и мошенничество финансовых пирамид; Закон о естественных монополиях[4] и последовавший за ним Закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг[5] установили особенности регулирования в этих сферах.

Важным этапом развития антимонопольного законодательства стало принятие 26 июля 2006 года Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», консолидировавшего антимонопольные требования в рамках одного акта, и поправок, оформленных «антимонопольными пакетами» (2006, 2009, 2012, 2015).

«Рассматривая антимонопольные пакеты поправок, можно увидеть, как менялась антимонопольная политика в нашей стране. Так, в рамках второго пакета, в законодательстве появились жесткие требования к злоупотреблениям доминирующим положением и оборотные штрафы за антимонопольные правонарушения. В дальнейшем, в рамках третьего и четвертого пакетов произошла либерализация антимонопольного регулирования: введены институты предупреждения и предостережения, появились иммунитеты для малого бизнеса. По сути, это процесс развития антимонопольной политики, который показывает, когда можно более жестко подойти к регулированию, а когда наоборот, нужно сделать так, чтобы такое регулирование оно не являлось сдерживающим фактором для экономических процессов», - отметил Сергей Пузыревский.

Внесенные 2007 году[6] изменения в КоАП РФ предусмотрели возможность наказания нарушителей антимонопольного законодательства в виде административных штрафов, исчисляемых в процентах от годовой выручки компании. По словам спикера, это был важный шаг в развитии антимонопольного законодательства и предупреждении антимопольных нарушений.

В 2017 году был издан Указ Президента Российской Федерации №618 об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции. Тогда же был утвержден Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы и «дорожная карта» для 17 отраслей экономики[7].

«В большинстве случаев конкуренция является определяющим фактором, обеспечивающим развитие многоукладной экономики и повышении уровня благосостояния граждан», - подчеркнул Сергей Пузыревский.

В рамках реализации Национального плана были приняты законы об ограничении создания унитарных предприятий на конкурентных рынках[8], о повышении эффективности исполнения предписаний органами власти[9], об антимонопольном комплаенсе[10].

В планах, принятие законопроекта, предусматривающего повышение эффективности мер антимонопольного контроля в условиях современных «цифровых» рынков («пятый антимонопольный пакет»).

Подводя итоги выступления, Сергей Пузыревский отметил: «В 21 веке нам нужно смотреть вперед, и антимонопольное законодательство должно развиваться соразмерно вызовам, которые на сегодняшний день имеются в экономике».

Справка:

* Ключевые параметры рыночной экономики базируются на Конституции РФ: гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Международная научно-практическая конференция «Состояние и развитие законодательства о защите конкуренции» состоялась 5 февраля в Санкт-Петербурге в очно-заочном формате с использованием видео-конференц-связи.

Организаторы мероприятия: ФАС России, Издательская группа «Юрист», Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание», Российская академия образования, Северо-западный институт управления филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).

 

[1] №948-1

[2] Статья 10

[3] От 18 июля 1995 года №108-ФЗ

[4] От 17 августа 1995 года №147-ФЗ

[5] От 23 июля 1999 года №117-ФЗ

[6] Закон о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 09.04.2007 N 45-ФЗ

[7] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 года № 1697-р о плане мероприятий ("дорожной карте") по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы

[8] От 27 декабря 2019 года №485-ФЗ

[9] От 27 декабря 2019 №509-ФЗ

[10] От 1 марта 2020 №33-ФЗ

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Связанные управления:
Связанные персоны:
5q8a0049 %d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f
Статс-секретарь - заместитель руководителя
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь