Сочетание мер антимонопольной политики, тарифного регулирования и налогового стимулирования позволяет решать вопросы развития внутренних рынков

Сочетание мер антимонопольной политики, тарифного регулирования и налогового стимулирования позволяет решать вопросы развития внутренних рынков
22 марта 2016, 17:24
Open uri20171117 18392 1v9hfia?1554477721

Об этом заявил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, выступая 21 марта 2016 года на Налоговом форуме «Фискальная нагрузка на российскую экономику: налоговая и неналоговые составляющие», организованном РСПП.

«Расходы на услуги естественных монополий не совсем корректно относить к фискальной нагрузке, - отметил докладчик, комментируя результаты проведенного перед заседанием опроса относительно вклада факторов, влияющих на фискальную нагрузку бизнеса. - Вопрос в том, насколько функционирование и развитие естественных монополий, регулируемых государством, способствует устойчивому росту экономики. Опосредованно это влияет и на систему налогообложения, и на поступление налогов в бюджет. В то же время налоги имеют не только фискальное значение, но также и оказывают существенное регулирующее воздействие на деятельность предприятий, отраслей и экономику страны в целом».

С лета 2015 года функции регулирования тарифов были возложены на ФАС России. В установленные сроки в соответствии с требованиями законодательства была проведена тарифная компания на 2016 год. В принятии решений участвовали не только представители других органов власти – члены правления ФАС России, но также и Советы потребителей. Это один из поворотных изменений политики, когда в порядке обеспечения баланса интересов восстанавливается значение потребителей, а их представительство при принятии тарифных решений, включая контроль инвестиционных программ и текущих затрат, закрепляется институционально. В условиях падения или низких темпов роста экономики в основном принятые тарифные решения соответствовали принципу «инфляция-».

Анатолий Голомолзин рассказал, что в порядке повышения эксплуатационной, инвестиционной и финансово-хозяйственной деятельности тарифная политика начинает ориентироваться на долгосрочные тарифные решения (горизонт 5 – 7 и более лет), происходит отказ от использования метода «затраты+». Для оценки обоснованности тарифов и расходов регулируемых организаций расширяется использование метода «сопоставимых рынков». В частности, ожидается масштабная перебалансировка тарифов в сфере теплоснабжения и электроснабжения. Анализ рынка становится ключевым этапом принятия решений. Тарифная политика увязывается с реформированием естественных монополий. Там, где созданы условия конкуренции - обсуждаются вопросы дерегулирования тарифов; там, где имеются предпосылки для конкуренции - применяются гибкие тарифные схемы.

«Формирование индикаторов цен на открытых торгах и биржах, становятся ориентиром (бенчмарком) при утверждении тарифов. В то же время цены, сформированные по итогам организованных торгов, становятся индикаторами рыночных цен, и они используются при исчислении налогооблагаемой базы. Вопросы рыночного ценообразования имеют важное значение при выработке государственной денежно-кредитной политики Российской Федерации. Принципиально важным при этом является тот факт, что основные контролёры и регуляторы финансовых и товарных рынков (ФАС России, Банк России и ФНС России) имеют одинаковое понимание относительно принципов формирования и уровней рыночных цен. Совместная работа этих уполномоченных органов осуществляется, в том числе, в рамках Биржевого комитета, в рамках которого расширяется биржевая торговля на рынках наличных товаров, таких как нефтепродукты и нефть, природный газ, сжиженные углеводородные газы и др. Принципиальное значение для формирования в России одного из мировых финансовых центров будет иметь работа по запуску биржевых торгов экспортным контрактами на нефть, с формированием одного из мировых бенчмарков цен на нефть», - подчеркнул докладчик.

По мнению Анатолия Голомолзина, формирование биржевой торговли нефтепродуктами в Российской федерации (а это оборот порядка 500 млрд. руб. в год и поставка на нефтепродуктов в размере 15 – 17% от объеме внутреннего рынка), контроль с участием ФАС России, Ростехнадзора России и Ростехрегулирования России четырехсторонних соглашений с нефтяными компаниями, а так же налоговая политика (в части дифференцированных акцизов, гибкого и дифференцированного механизма установления пошлин и НДПИ) позволили обеспечить модернизацию отечественной нефтепереработки, переход на выпуск высококачественного экологичного топлива 5 класса, освоение новых месторождений. Сделано это было без дополнительного излишнего ценового давления на потребителей, позволило существенно повысить уровень транспортной доступности в стране. «Необходимо двигаться в направлении постепенного снижения налоговой нагрузки и установления гибких, стимулирующих налогов и иных обязательных платежей», подчеркнул он.

Анатолий Голомолзин также отметил, что последние несколько лет усугубились проблемы присоединения к газовым сетям. Присоединение осуществляется очень дорого (сотни тысяч и более рублей) и в длительные сроки (свыше года и более). По итогам совместной работы с заинтересованными ведомствами и организациями, а также с учетом успешного опыта Тюменской области были подготовлены предложения по кардинальному улучшению ситуации. Необходима корректировка федерального законодательства по вопросам правил недискриминационного доступа к газораспределительным газопроводам, включая вопросы технологического присоединения, упрощения требований надзорных органов. Было принято также решение о дополнении региональных стандартов развития конкуренции разделами по рынкам газа. Они включают разработку региональных программ эффективной газификации и муниципальных паспортов эффективности, принятие региональными тарифными органами спецнадбавки к тарифам, принятие региональными органами законодательной и исполнительной власти решений по льготам по налогам и мерам по субсидированию социально незащищенных групп потребителей и др.

«Сочетание мер антимонопольной политики, тарифного регулирования и налогового стимулирования позволяет решать вопросы развития внутренних рынков. Эти вопросы относятся к приоритетам государственной экономической политики», - подвел итоги проводимой работы Анатолий Голомолзин. 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь