Протокол расширенного заседания Коллегии ФАС России 12 сентября 2012 года № 2

12 сентября 2012, 14:34

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
П Р О Т О К О Л
Р А С Ш И Р Е Н Н О Г О З А С Е Д А Н И Я К О Л Л Е Г И И

12 сентября 2012 года № 2

 

Председательствовал: Артемьев И.Ю.

Присутствовали:

члены коллегии:
Голомолзин А.Н., Субботин П.Т., Цариковский А.Ю., Цыганов А.Г., Белоусова Е.В., Беляев А.Н., Боднар Е.А., Бодров В.А., Гаврилов С.В., Давыдова Л.Е., Дианова Н.И., Доценко А.В., Евраев М.Я., Заборщиков П.В., Качалин В.В., Карташов Н.Н., Кинев А.Ю.,
Колотова В.Р., Корнеев В.Г., Королев В.Г., Кудрявцев В.Ю., Мишеловин В.Б., Нижегородцев Т.В., Никитин С.И., Овчинников М.А., Петросян Р.А., Пузыревский С.А., Рутенберг Д.А., Самарцев А.Е., Сергеева О.С., Соловьев В.В., Солонцова Л.В., Сушкевич А.Г., Теодорович М.Л., Тимошенко А.С., Ткачева Т.Н.,
Ханян А.Э.

Почетные эксперты ФАС России Маслов Н.А., Коломийченко О.В., Ужегов Н.П.

член Некоммерческого партнерства “Содействие развитию конкуренции” Князева И.В.

начальник отдела № 20 Управления “К” МВД России Кураев Т.В.

советник директора НП “Совет производителей энергии”
Зайцев М.В.
начальник управления контроля за размещением рекламы Администрации
г. Оренбург
Решетов В.Г.
помощник Министра Правительства
г. Москвы
Быкова Ю.А.
начальник Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России
Вольвач Д.В.
управляющий Поволжской дирекцией Юридической фирмы VEGAS LEX
Вязовик А.В.
руководитель Коммерческой группы Юридической фирмы VEGAS LEX
Тормагова Ю. А.
помощник генерального директора Федерального бюджетного учреждения “Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области” (ФБУ “ТЕСТ-С.- Петербург”) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Соляр А.В.
работники центрального аппарата ФАС России:
Аверьянов А.А., Аксенова Е.И., Антоновская И.А., Боброва Е.В., Гончаренко Т.Н., Исаева Н.И., Кашунина И.В., Косянчук Е.В., Крылова И.А., Ливанова В.С., Лочман Ю.А., Луценко И.М.,
Ойнвид Т.Н., Хохлачев Н.М., Целикова Л.В., Юнак А.В.
руководители, заместители руководителей территориальных органов ФАС России
по списку
кадровый резерв ФАС России по списку

представители СМИ
по списку


I. Отчет о работе и планы на будущее
(Артемьев, Тимошенко, Меркулов, Коломийченко, Кинев, Артемьев)

Заслушав и обсудив на расширенном заседании коллегии доклад руководителя ФАС России Артемьева И.Ю. “ Отчет о работе и планы на будущее ”,


коллегия ФАС России постановляет:

1. Одобрить доклад руководителя Федеральной антимонопольной службы Артемьева И.Ю. “ Отчет о работе и планы на будущее ”.

2. Признать положительными результатами в 2012 году:
вступление в силу “третьего законодательного антимонопольного пакета’;
взаимодействие с судейским сообществом по обеспечению единообразного применения арбитражными судами части 2 статьи 14.31 и частей 1 и 2 статьи 14.32 КоАП РФ в части определения размера выручки в целях наложения оборотного штрафа, а также формирования подхода по пересмотру судебных актов по новым обстоятельствам в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2011 № 11132/11, согласно которому необходим перерасчет размера оборотного штрафа, а не его отмена);
признание законными и обоснованными решений и предписаний антимонопольных органов, в том числе в отношении ОАО “Газпром” по делу о необоснованном отказе в доступе к своей газотранспортной системе; в отношении группы лиц НЛМК в составе ОАО “Новолипецкий металлургический комбинат” (ОАО "НЛМК") и ООО “ВИЗ-Сталь” (по делу о завышении цен на электротехническую трансформаторную сталь для российских потребителей - превышение цен для российских потребителей по сравнению с ценами поставок на зарубежные рынки достигало 100%); в отношении действий ОАО “Мозырьсоль”, ООО “БПК”, ЗАО “ТДС” и OOО “Евротраст Экспо”, выразившихся в достижении картельного соглашения об условиях реализации соли производства ОАО “Мозырьсоль” на территории Москвы и Московской области; в отношении действий ООО “Газпром добыча Оренбург”, выразившихся в изъятии гелия газообразного для медицинских нужд из обращения, следствием чего стало повышение цены на товар (гелий газообразный марки “Б”), а также в препятствии к доступу на товарный рынок гелиевого концентрата;
пресечение нарушений в отношении ОАО “МОЭСК” (уклонение от заключения договоров на технологическое присоединение) в ходе проведенной в I квартале т.г. внеплановой проверки; в отношении ОАО “БелАЗ”, нарушившего часть 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции (координация деятельности своих дилеров при поставке карьерных самосвалов на территории Российской Федерации); в отношении группы лиц в составе ООО “Востокнефтепровод” и ЗАО “Транснефть-Сервис” по признакам нарушения части 1 статьи 10, выразившихся в нарушении порядка ценообразования на услуги по перевалке, наливу, сливу нефти, а также в создании дискриминационных условий, что привело к ограничению конкуренции и ущемлению интересов потребителей;
внедрение практики разработки нефтяными компаниями “торговых политик” на примере ОАО “ТНК-ВР Холдинг”, разработавшего процедуру “Порядок ценообразования и общие принципы реализации автомобильных бензинов на оптовых рынках на территории Российской Федерации” в рамках исполнения выданного предписания об устранении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании дискриминационных условий на оптовом рынке автомобильного бензина, а также установлении и поддержании монопольно высоких цен (штраф в размере 1 385 826 тыс. рублей оплачен в полном объеме);
внедрение практики формирования правил добросовестного поведения компаний на рынке - согласование Положения о порядке и условиях реализации АК “АЛРОСА” природных алмазов;
создание системы противодействия картелям, иным антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям;
формирование практики применения новых правовых институтов, предусмотренных «третьим антимонопольным пакетом» законов, таких как предупреждения и предостережения;
исполнение планов по реализации Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, утвержденных приказом ФАС России от 30.01.2012 № 43;
разработку нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона от 16.11.2011 N 322-ФЗ “О внесении изменений в статью 6 Федерального закона “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” и Федеральный закон “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”;
подготовку поправок в Федеральный закон “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”, направленных на дальнейшую либерализацию и упрощение процедуры контроля в данной сфере;
подготовку Плана мероприятий по вопросу обеспечения максимальной безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования;
принятие постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 № 631 “О внесении изменений в Положение о Федеральной антимонопольной службе”, которым ФАС России наделено полномочиями по реализации Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон о закупках), а именно: полномочиями на ведение реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках, и установление порядка определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и юридических лиц в уставных капиталах хозяйственных обществ, предусмотренного Законом о закупках;
принятие постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 178 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации по вопросам приватизации государственного или муниципального имущества”, которым нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения приватизации государственного и муниципального имущества, приведены в соответствие третьему антимонопольному пакету в части установления сроков информационного обеспечения приватизации и срока заключения договоров купли-продажи имущества;
принятие в первом чтении проекта федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об оборонном заказе” и иные законодательные акты Российской Федерации”, предусматривающего установление антимонопольных требований в сфере оборонного заказа;
участие в разработке подзаконных актов, направленных на реализацию Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”;
разработку предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на модернизацию системы государственных закупок, предусматривающую комплексную и системную регламентацию всех стадий закупочного процесса;
подготовку предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на эффективное развитие рынка услуг электросвязи;
расширение сферы конкурентного ценообразования на мощность на оптовом рынке электрической энергии и мощности (до 58% в целом по Российской Федерации);
принятие постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 “О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии” (вместе с “Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии”, “Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии”, в соответствии с которым введен ряд новых обязанностей для гарантирующих поставщиков с целью защиты конечного потребителя;
внесение изменений в Типовое положение об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1180, в соответствии с которым в состав региональных органов государственного регулирования тарифов входят представители территориальных органов ФАС России;
доступность и прозрачность информации о ценовой ситуации на региональных рынках нефтепродуктов – систематическая публикация на официальном сайте ФАС России консолидированных данных по всем о фактических розничных ценах на нефтепродукты, устанавливаемых ВИНК и независимыми участниками рынка, и повышение информационной открытости деятельности антимонопольных органов на рынках нефтепродуктов;
реализацию мер по устранению административных барьеров на рынках контрольно-кассовой техники и комплектующих изделий к ней в рамках исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 1085-р;
подготовку предложений по внесению изменений в проект федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О таможенном регулировании” (в части установления запрета на осуществление ГУПами и МУПами деятельности в сфере таможенного дела и необходимости разработки плана по реализации данного закона), а также предложений по ликвидации ЗАО “РОСТЭК”;
подписание Соглашения о взаимодействии между Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка;
разработку совместно с Центральным банком Российской Федерации Порядка проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации и Методики определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации;
выработку предложений по развитию конкуренции на рынке услуг ОСАГО, в том числе в части разработки единой методики оценки причиненного ущерба при наступлении страхового случая;
формирование позиции антимонопольных органов по оценке на предмет недобросовестной конкуренции действий хозяйствующих субъектов по введению в оборот товаров с использованием товарных знаков, приобретших известность в советский период (на примере дела, связанного с производством и реализацией шоколада “Алёнка”);
формирование практики антимонопольных органов по признанию ненадлежащей телевизионной рекламы услуг по кредитованию с указанием существенных условий способом, не позволяющим потребителю воспринять данные условия кредита (на примере нескольких дел, связанных с рекламами услуг кредитования при приобретении автомобилей);
мониторинг и контроль за исполнением принятых решений по совершенствованию функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти в рамках деятельности рабочей группы № 1 Правительственной комиссии по проведению административной реформы;
внедрение требований международного стандарта ISO 9001-2008 в территориальных органах ФАС России в рамках пилотного проекта (Татарстанское, Приморское, Владимирское, Ленинградское и Мурманское УФАС России), проведение в центральном аппарате ФАС России внутреннего аудита соответствия требованиям стандарта;
укрепление позиции ФАС России в международном рейтинге эффективности деятельности конкурентных ведомств;
работу в рамках своей компетенции по реализации мероприятий, связанных со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;
развитие взаимодействия с антимонопольными органами государств-участников СНГ и ряда зарубежных стран, включая США и страны-члены ЕС, в том числе при расследовании конкретных случаев нарушения антимонопольного законодательства;
развитие взаимодействия ФАС России с Евразийской экономической комиссией, в том числе в рамках реализации соглашений, формирующих договорно-правовую базу Единого экономического пространства;
развитие международного сотрудничества в области защиты конкуренции с международными организациями и интеграционными объединениями (ОЭСР, АТЭС, ЮНКТАД, ЕС, СНГ, БРИКС);
повышение эффективности взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, общественными организациями и бизнес-сообществом;
всестороннее адвокатирование конкуренции, в том числе на международном уровне, направленное на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства;
открытие Учебно-методического центра в г. Казань;
обеспечение добросовестной конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг;
проведение анализа и мониторинга стратегических и социально значимых товарных рынков и принятие мер антимонопольного реагирования при выявлении нарушений;
подготовку доклада “О состоянии конкуренции в Российской Федерации”, проведение широкого публичного обсуждения и рассмотрение на заседании Правительства Российской Федерации;
методическое обеспечение деятельности ФАС России;
расширение использования в практической деятельности антимонопольных органов информационных источников, в том числе базы данных по конъюнктуре цен на товарных рынках и базы данных аналитических отчетов о состоянии конкуренции на товарных рынках, в целях выявления сопоставимых рынков;
выпуск на регулярной основе Интернет-журнала “Российское конкурентное право и экономика”;
работу по подготовке второго издания учебника “Конкурентное право России”;
открытие кафедр конкурентного права в ряде университетов и ВУЗов страны;
изменение концептуального подхода к оценке эффективности деятельности территориальных органов ФАС России, предусматривающего переход от преимущественно статистической оценки к качественной оценке их деятельности;
внедрение личностно-профессиональной оценки кадрового состава ФАС России;
проведение анализа текучести кадров в территориальных органах ФАС России и подготовку предложений по ее снижению в Правительство Российской Федерации; внедрение новых версий сайтов территориальных органов ФАС России, соответствующих современным стандартам раскрытия информации о деятельности государственных органов;
расширение географического подключения территориальных органов к трансляции заседаний Президиума Коллегии ФАС России;
техническое переоснащение и модернизация рабочих станций и серверного оборудования в территориальных органах, построение корпоративной сети передачи данных;
разработку и внедрение ведомственных информационных систем, таких как “ФАС Управление” (электронный документооборот и делопроизводство), “ФАС Service Deck”;
работу по улучшению условий размещения территориальных органов и центрального аппарата ФАС России, в том числе:
- получение 27 УФАС России 1260 кв.м. дополнительных помещений и переезд 4 УФАС России (Алтайского республиканского, Удмуртского, Коми и Амурского УФАС России) на новые площади;
- удовлетворение заявок 67 территориальных органов в финансировании ремонтных работ в объеме 140 млн. рублей;
- проведение в центральном аппарате ФАС России ремонтных работ 18 помещений общей площадью 437 кв. м. и установка кондиционеров во всех кабинетах.
3. Отметить следующие позитивные тенденции:
закрепление в 1 полугодии 2012 г. обозначившейся в 2011 г. тенденции снижения количества возбужденных дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, соответственно, принятых решений и выданных предписаний, что является результатом принимаемых антимонопольными органами мер по предупреждению и пресечению таких нарушений;
существенное сокращение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов и практически отсутствие прироста нарушений со стороны органов власти;
устойчивый рост доли устраненных нарушений антимонопольного законодательства и исполненных предписаний;
расширение практики применения статьи 20.25 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа за неуплату административного штрафа в установленный срок.
4. Отметить отрицательную динамику следующих показателей деятельности антимонопольных органов и имеющие место недостатки в работе:
повышение доли отмененных судом решений в общем количестве обжалованных по всем направлениям деятельности ФАС России;
значительное сокращение (более чем в 2 раза) соотношения уплаченных штрафов к сумме штрафов, подлежащих к взысканию, за счет оборотных штрафов;
слабую практику применение административного наказания в виде административного штрафа за нарушение антимонопольных требований, установленных Законом о торговле.
5. Признать целесообразным разработку Стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации (далее – Стратегия) и принять за основу прилагаемый к настоящему протоколу проект Стратегии.
6. Провести обсуждение проекта Стратегии на заседаниях общественно-консультативных советов при УФАС России, в том числе предложений по внесению изменений в Программу развития конкуренции в Российской Федерации и План мероприятий по ее реализации на 2009-2015 годы:
территориальным органам ФАС России - на заседаниях общественно-консультативных советов при УФАС России;
структурным подразделениям центрального аппарата ФАС России – на заседаниях соответствующих экспертных советов при ФАС России.
О результатах обсуждения сообщить в срок до 20 октября 2012 года:
по проекту Стратегии - в Управление контроля органов власти на электронный адрес (kolpakova@fas.gov.ru),
о предложениях по внесению изменений в Программу развития конкуренции в Российской Федерации и План мероприятий по ее реализации на 2009-2015 годы – в Аналитическое управление на электронный адрес (svod@fas.gov.ru).
7. Управлению контроля органов власти в срок до 25 октября т.г. обеспечить обсуждение проекта Стратегии и предложений по внесению изменений в Программу развития конкуренции в Российской Федерации и План мероприятий по ее реализации на 2009-2015 годы на заседании Совета по конкуренции (ОКС) при ФАС России, о результатах состоявшегося обсуждения с общественностью и представителями бизнес-сообщества на заседаниях ОКС и экспертных советов при ФАС России сообщить в Аналитическое управление на электронный адрес (svod@fas.gov.ru).
8. Аналитическому управлению:
в срок до 1 декабря 2012 г. доработать проект Стратегии с учетом поступивших предложений и доложить по данному вопросу на заседании Президиума ФАС России;
в срок до 1 января 2013 г. подготовить проект Плана мероприятий по реализации Стратегии с указанием ответственных исполнителей, соисполнителей и конкретных сроков выполнения мероприятий с учетом предложений, представленных структурными подразделениями центрального аппарата и территориальными органами ФАС России.
9. Контроль исполнения настоящего решения оставляю за собой.

 

II. Разное
(Артемьев)

Заслушав и обсудив информацию руководителя ФАС России
И.Ю. Артемьева о представлении к награждению государственными наградами

Медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени
Епифанову Ирину Николаевну, заместителя начальника Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса;

Благодарностью Правительства Российской Федерации
Самолысова Павла Валерьевича, заместителя начальника Управления по борьбе с картелями;
Егорычева Николая Николаевича, советника Управления по борьбе с картелями;

коллегия ФАС России постановляет:
ходатайствовать о представлении к награждению государственными наградами
Егорычева Николая Николаевича, Епифанову Ирину Николаевну, Самолысова Павла Валерьевича.

 


Руководитель ФАС России, И.Ю. Артемьев
председатель коллегии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Проект стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации

1. Реализация решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области конкуренции, в том числе в рамках деятельности Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.
2. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования:
2.1. Модернизация законодательства о естественных монополиях: дополнение Федерального закона “О защите конкуренции” положениями, предусматривающими особенности государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и отраслевого законодательства нормами, отражающими специфику регулирования отдельных рынков, с одновременной отменой Федерального закона “О естественных монополиях”.
2.2. Подготовка поправок в:
2.2.1. Федеральный закон “О защите конкуренции” в части:
приведения его в соответствие с положениями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности в связи с вступлением ВТО, практикой Европейского Союза, Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции, а также с действующим законодательством Российской Федерации - пунктом 3 статьи 1033 Гражданского кодекса Российской Федерации, с одновременным исключением части 9 статьи 11 Федерального закона “О защите конкуренции”);
расширения сферы применения новых правовых институтов - предупреждений и предостережений:
упрощения контроля за экономической концентрацией в целях дальнейшего снижения нагрузки на бизнес;
подготовки новой редакции статьи “Недобросовестная конкуренция”;
совершенствования порядка осуществления контроля за предоставлением государственных и (или) муниципальных преференций.
2.2.2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части обеспечения применения административного наказания в виде дисквалификации);
2.2.3. Уголовный кодекс Российской Федерации (в части обеспечения освобождения от уголовной ответственности лиц, способствующих расследованию, в том числе раскрытию преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ);
2.2.4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части установления в статье 140 УПК РФ специального повода в виде решения комиссии антимонопольного органа для возбуждения уголовных дел по статье 178 УК РФ).
3. Разработка Модельного закона (Кодекса) Единого экономического пространства и Содружества независимых государств о защите конкуренции, включающего положения действующего антимонопольного законодательства Российской Федерации в частности, нормы, внесенные “третьим антимонопольным пакетом”, а также предложения ФАС России по дальнейшему совершенствованию антимонопольного законодательства, в том числе, касающихся введения правил торговых практик, расширения перечня запретов на недобросовестную конкуренцию.
4. Закрепление в законодательстве Российской Федерации международного принципа исчерпания прав на интеллектуальную собственность в целях усиления конкуренции и снижения розничных цен на товары.
5. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих запрет на наделение органами исполнительной власти хозяйствующих субъектов, являющихся участниками рынка, полномочиями по формированию и хранению отраслевых стандартов, а также осуществлению “разрешительных” функций в части допуска на товарный рынок хозяйствующих субъектов.
6. Формирование совместно с Верховным Судом Российской Федерации и МВД России механизма эффективного расследования ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей), создание правовых гарантий освобождения от уголовной ответственности лиц, содействовавших выявлению картелей и расследованию преступлений путем:
внесения изменений в законодательство об оперативно-розыскной деятельности в целях дополнения его новым основанием, позволяющим осуществлять оперативно-розыскную деятельность по запросам антимонопольного органа при расследовании картелей, а также включения антимонопольных органов в качестве получателей результатов оперативно-розыскной деятельности;
ликвидации правового пробела, не позволяющего освобождать в настоящее время от уголовной ответственности лиц, которые в ходе антимонопольного расследования осуществили “явку с повинной”, т.е. воспользовались примечанием к статье 14.32 КоАП;
установления, что поводом к возбуждению уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены антимонопольными органами в соответствии с законодательством о защите конкуренции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
организации мониторинга за деятельностью территориальных органов в области противодействия картелям;
улучшения качества судебной защиты решений ФАС России по делам о картелях;
организации системы повышения квалификации по актуальным проблемам борьбы с картелями;
организационно-штатное и материально-техническое укрепление деятельности антимонопольных органов по противодействию картелям, другим антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям».
7. Широкое применение в деятельности антимонопольных органов лучших мировых практик.
8. Дальнейшее взаимодействие с судейским сообществом в целях выработки единых правовых подходов к применению антимонопольного законодательства и расширение практики участия судей в проводимых ФАС России мероприятий, в том числе в рамках региональных семинаров-совещаний.
9. Формирование практики применения дисквалификации должностных лиц хозяйствующих субъектов в качестве одного из эффективных наказаний за нарушения антимонопольного законодательства и принятие Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данному вопросу.
10. Организация системы видеоконференц-связи при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства.
11. Внесение изменений в Программу развития конкуренции в Российской Федерации и План мероприятий по ее реализации на 2009-2015 годы, предусматривающих в том числе:
ликвидацию государственных и муниципальных унитарных предприятий во всех конкурентных секторах экономики; введение процедуры согласования с антимонопольным органом решений органов власти о создании унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций, которые планируется наделить правом осуществления предпринимательской деятельности;
акционирование и приватизация государственных корпораций;.
ускоренное проведение массовой приватизации государственного имущества;
внедрение конкурентных правил в процедуры государственных закупок, а также в процедуры продажи государственного имущества.
12. “Перезапуск” реформ сферы железнодорожного транспорта, отраслей связи и электроэнергетики.
13. Повышение доступности услуг и инфраструктуры субъектов естественной монополии (утверждение Правительством Российской Федерации правил недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, а также к объектам инфраструктуры, используемым субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сфере деятельности естественных монополий, и осуществление контроля за их применением).
14. Создание коммерческой инфраструктуры важнейших рынков, в том числе на основе формирования организованной торговли, электронных торговых площадок и бирж; развития системы регистрации сделок с сырьевыми товарами на бирже, развития биржевой торговли нефтью, нефтепродуктами и другими сырьевыми товарами.
15. Разработка критериев допустимости практик ценообразования доминирующими на товарных рынках хозяйствующими субъектами в ключевых секторах промышленности в целях определения экономической обоснованности устанавливаемых цен.
16. Региональные аспекты конкурентной политики, в том числе в рамках реализации региональных программ развития конкуренции.
17. Реализация отраслевых мер по защите и развитию конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг:
17.1. На рынке нефти и нефтепродуктов:
введение в целях пресечения злоупотребления доминирующим положением формульного ценообразования на нефтепродукты на внутреннем российском рынке, а также утверждение и развитие так называемых “модельных торговых политик”, т.е. правил реализации товаров, работ или услуг компаниями – монополистами в целях устранения дискриминационных условий и предотвращения их возникновения, что позволит повысить прозрачность ценообразования на оптовом рынке нефтепродуктов, а также будет способствовать устранению ассиметричности информации и снижению барьеров входа на рынок для малого и среднего бизнеса, не обусловленных экономическими причинами;
организация и проведение системного мониторинга цен и объемов реализации нефти и нефтепродуктов, а также проведение анализа состояния конкуренции на основе моделей нефтяного рынка, что позволит повысить результативность принимаемых управленческих решений на основе оценки эффективности рыночной структуры.
17.2. На оптовом рынке электрической энергии:
создание равных условий функционирования для участников оптового рынка и исключение особенностей его “территориальной” дифференциации (ценовые и неценовые зоны оптового рынка, а также зоны с особенностями регулирования), что позволит устранить преимущества для определенных участников, повысить конкуренцию и эффективность бизнеса; кроме того, решается проблема перекрестного “территориального” субсидирования и установление справедливых рыночных цен для потребителей на всей территории оптового рынка электрической энергии и мощности;
создание отдельных площадок для торговли “пиковой” и “базовой” мощности на оптовом рынке, что позволит квалифицированным потребителям повысить качество своего планирования и сэкономить на покупке электрической энергии за счет более оптимального режима потребления, одновременно на рынке достигается экономическая эффективность структуры генерации (соотношение “пиковой” и “базовой” мощности);
устранение технологических ограничений за счет снижения количества зон свободного перетока, строительство новых сетевых линий, а также совершенствование модели рынка в части учета сетевых ограничений позволят устранить технологические барьеры, обеспечив большее количество участников рынка (поставщиков и потребителей), улучшение конкуренции приведет к повышению эффективности и снижению цен на рынке электрической мощности.
17.3. На розничном рынке электрической энергии:
введение единой группы точек поставки (далее – ЕГТП) на регион, что позволит устранить необходимость процедуры регистрации большого количества групп точек поставки каждым из участников рынка в соответствующем регионе (процедуры достаточно длительной и весьма дорогостоящей), снизить административные барьеры, исключить зависимость потребителя от прежней энергоснабжающей организации при выборе другой, а также повысит качество предоставляемых услуг потребителю, как основного из факторов конкуренции на розничном рынке;
установка сетевыми организациями приборов надлежащих систем автоматизированных систем контроля и учета энергоресурсов одновременно с обеспечением недискриминационного доступа к данным приборам учета, что позволит свободный выход на данный рынок любому участнику;
обеспечение реализации на практике процедуры по смене гарантирующих поставщиков на конкурсной основе, что позволит выбрать наиболее эффективного гарантирующего поставщика, имеющего наилучшие предложения для конечного потребителя.
17.4. В сфере коммунальных услуг в целях повышения качества и снижения цен для конечного потребителя:
введение упрощенного (по срокам и процедуре) механизма обжалования действий сетевых организаций, связанных с нарушением Правил подключения (технологического присоединения) к сетям;
расширение сферы антимонопольного регулирования в части вопросов, связанных с обоснованностью установленных органом регулирования тарифов на подключение к сетям.
17.5. На рынке услуг по управлению многоквартирными домами в целях повышения прозрачности процедуры отбора управляющих организаций.
сокращение сроков, по истечении которых орган местного самоуправления обязан провести конкурс по отбору управляющих организаций;
расширение перечня оснований для проведения органами местного самоуправления конкурса по отбору управляющих организаций;
изменение порядка отбора управляющих организаций (установить порядок отбора, согласно которому критерием отбора будет являться плата за содержание и ремонт, плата за управление, при этом орган местного самоуправления устанавливает перечень необходимых услуг в конкретном доме с учетом минимального перечня оказываемых услуг и специфики многоквартирного дома).
17.6. На рынке авиаперевозок:
либерализация сектора международных авиаперевозок, что приведет к увеличению числа назначенных перевозчиков и как следствие- к снижению тарифов на авиаперевозки;
развитие рынка региональных и местных авиаперевозок в целях повышение транспортной доступности регионов, развития межвидовой транспортной конкуренции, что приведет к снижению цен на авиабилеты и увеличению транспортной мобильности населения;
развитие конкуренции в сфере аэропортовой деятельности в целях снижения тарифов на наземное обслуживание, стимулирования развития низкобюджетных авиаперевозок и снижения стоимости авиабилетов для пассажиров.
17.7. На рынке перевозок пассажиров автомобильным транспортом - определение принципов государственного регулирования перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в целях повышения обеспеченности населения транспортными услугами, увеличения количества перевозчиков, оказывающих услуги по пассажирским и грузовым перевозкам, улучшения финансовых показателей перевозчиков за счет нетарифных мер и как следствие – снижение стоимости перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
17.8. В сфере связи и информационных технологий - введение принципов “технологической нейтральности” и “сетевого нейтралитета” в качестве основополагающих в государственном регулировании деятельности предприятий отрасли связи и информационных технологий для устранения цифрового неравенства регионов и развития широкополосного доступа, что приведет к увеличению объема предоставляемых современных услуг связи, росту числа пользователей услуг связи, снижению тарифов на услуги связи.
17.9. На рынке средств защиты фискальных данных:
реализация мер по стимулированию развития рынка средств фискальных данных посредствам создания стимулов входа на рынок новых участников, а также расширения перечня применяемых технологий защиты данных в целях снижения цен на средства защиты фискальных данных и увеличение срока их эксплуатации.
17.10. На рынках химической промышленности:
применение правил недискриминационного доступа на рынках нефтехимического сырья, поставляемого трубопроводным транспортом с учетом реализации Плана-графика предлагаемых основных мер государственной поддержки нефтегазохимической отрасли, Плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, что позволит обеспечить достижение внутреннего потребления нефтегазохимической продукции уровня промышленно развитых стран, переход от экспортно-сырьевой модели развития нефтегазохимической отрасли к инновационно-инвестиционной;
осуществление перехода на рыночные условия формирования цен на минеральные удобрения на внутреннем рынке Российской Федерации с учетом необходимости оказания государственной поддержки отечественным сельхозтоваропроизводителям в форме субсидирования затрат на покупку минеральных удобрений в целях обеспечения продовольственной безопасности страны при интеграции мирового и внутреннего рынков минеральных удобрений.
17.11. На фармацевтических рынках:
развитие практики разработки фармацевтическими компаниями “торговых политик” с целью снижения барьеров входа и выхода хозяйствующих субъектов с рынка;
совершенствование отраслевого законодательства, в том числе для повышения качества предоставляемых услуг населению.
17.12. На рынках продаж и сервисного обслуживания автомобилей, а также продаж запасных частей и комплектующих в Российской Федерации в целях снижения барьеров входа (выхода) хозяйствующих субъектов на рынок (с рынка), а также повышения качества услуг, предоставляемых конечному потребителю:
развитие практики разработки автопроизводителями или их эксклюзивными дистрибьюторами и дилерами “торговых политик”;
внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих исключение антиконкурентных практик организации продаж и сервисного обслуживания автомобилей.
17.13. На рынках агропромышленного комплекса:
обеспечение соблюдения равных для всех сельхозпроизводителей возможностей участия в государственных программах поддержки в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию в целях сохранения стабильной ситуации ;на рынках АПК;
мониторинг ситуации на рынках социально значимых продуктов питания с целью недопущения необоснованного роста цен на указанных рынках, пресечения соглашений и согласованных действий как участников рынков продовольственных товаров, так и соглашений или согласованных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, которые могут привести или приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также принятия органами исполнительной власти актов, ограничивающих конкуренцию в сложившихся неблагоприятных климатических условиях.
17.14. В рыбохозяйственном комплексе - внедрение национальной системы контроля за происхождением и перемещением рыбной продукции в целях снижения административных барьеров, создание эффективной системы государственного контроля за использованием водных биоресурсов.
17.15. В сфере розничной торговли продовольственными товарами - проведение мониторинга применения законодательства в сфере торговой деятельности в целях совершенствования законодательных требований, направленных на обеспечение баланса интересов участников рынка, в том числе Стандарта “Услуги розничной торговли”.
17.16. На рынке похоронных услуг – совершенствование отраслевого законодательства, предусматривающего в том числе разделение услуг по обслуживанию кладбищ и похоронных услуг, в целях формирования конкурентной среды и демонополизации локальных рынков, что в конечном итоге должно привести к повышению качества и снижению стоимости данных услуг.
17.17. На рынке финансовых услуг в целях повышения качества предоставления услуг:
внедрение качественно новых требований к раскрытию информации финансовыми организациями в целях обеспечения прозрачности финансовых услуг;
введение дополнительных требований к созданию и функционированию объединений финансовых организаций;
совершенствование подходов к контролю за экономической концентрацией на рынке финансовых услуг с точки зрения обеспечения полноты оценки последствий сделок и иных действий, осуществляемых хозяйствующими субъектами, для состояния конкуренции;
разработка стандартов финансовых услуг.
18. Участие в подготовке и реализации Дорожных карт в рамках национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, предусматривающее в том числе введение показателя “Развитие конкуренции”.
19. Мониторинг и контроль за исполнением принятых решений по совершенствованию функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти в рамках деятельности рабочей группы № 1 Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
20. Устранение административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности; перевода в разряд бесплатных государственных услуг, необходимых для ведения бизнеса.
21. Обеспечение условий конкуренции при введении (изменении) таможенно - тарифных и нетарифных мер в сфере регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе в условиях членства Российской Федерации в ВТО.
22. Развитие международного сотрудничества в области защиты и развития конкуренции (взаимодействие в форматах ЕС, ОЭСР, ВТО, АТЭС, БРИКС).
23. Обеспечение реализации конкурентной политики с учетом функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.
24. Проведение совместных расследований (в том в отношении международных картелей) с конкурентными ведомствами стран СНГ, ЕС, БРИКС и США, а также с участием налоговых органов, Росфиннадзора, Росфинмониторинга и Интерпола, создание в этих целях 2-3 сторонних комиссий.
25. Повышение к 2018 году позиции ФАС России в Рейтинге эффективности конкурентных ведомств Всемирного обзора по конкуренции до 10 места.
26. Создание прозрачной системы предоставления и контроля за предоставлением государственных и (или) муниципальных преференций, в том числе единого реестра по рассмотрению заявлений на предоставление государственных (и) или муниципальных преференций и единого общедоступного портала по предоставленным государственным и (или) муниципальным преференциям.
27. Разработка стандартов раскрытия информации организациями-застройщиками (должны быть представлены на едином электронном сайте в сети “Интернет”), а также порядка контроля за соблюдением требования по раскрытию информации.
28. Укрепление взаимодействия с органами внутренних дел, органами прокуратуры, налоговыми и иными государственными органами, как на федеральном, так и на региональном уровнях, в целях повышения эффективности проведения совместных мероприятий и расширения информационного обмена.
29. Совершенствование механизмов взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и бизнес - сообщества в рамках системы “Открытое правительство” на основе Совета по конкуренции, общественно-консультативных и экспертных советов при ФАС России.
30. Включение в показатель эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти критерия “создание условий развития конкуренции”.
31. Внедрение системы менеджмента качества ИСО-9001 в федеральных органах исполнительной власти на основе опыта ФАС России.
32. Широкое применение в практической деятельности антимонопольных органов методов экономического анализа и информационных источников, в том числе базы данных по конъюнктуре цен на товарных рынках и базы данных аналитических отчетов в целях выявления сопоставимых рынков.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь