Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России
Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России
Перечень проектов общественно-значимых НПА, которые планируются к разработке в 2017 году
Перечень проектов общественно-значимых НПА, которые планируются к разработке в 2017 году
№
|
Название нормативно-правового акта
|
Суть изменений, предусмотренных нормативно-правовым актом
|
Структурное подразделение ответственное за разработку
|
Дата окончания разработки (планируемая/фактическая)
|
Планируемая дата начала независимой антикоррупционной экспертизы
|
---|---|---|---|---|---|
1
|
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
|
Снижение контрольной доли иностранного участия в российских рыбодобывающих обществах c более чем 50 процентов акций (долей) до уровня 25 и более процентов акций (долей) участия в уставном капитале таких организаций.
Необходимость данной нормы обусловлена имеющейся негативной практикой ухода недобросовестных иностранных инвесторов от предварительного согласования сделки (сделок) в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Учитывая важность рыбодобывающей отрасли для обеспечения продовольственной и экономической безопасности страны, предлагаемая мера позволит усилить контроль иностранных инвестиций в данной отрасли, по аналогии с недропользованием, и ограничить пути ухода от соблюдения требований Закона № 57-ФЗ.
|
Управление контроля иностранных инвестиций ФАС России
|
4 квартал 2018
|
2 квартал 2018
|
2
|
Методические рекомендации по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (проект приказа ФАС России)
|
Порядок расчета платы за технологическое присоединение, а также единых по субъекту Российской Федерации стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу.
|
Управление регулирования электроэнергетики ФАС России
|
4 квартал 2017
|
4 квартал 2017
|
3
|
Проект приказа ФАС России «Об определении численных характеристик факторов, на основании которых определяется доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей установленной мощности его генерирующего оборудования или с долей выработки электрической энергии с использованием этого оборудования в границах зоны свободного перетока меньше 20 процентов, и порядка их применения»
|
Приказ установит порядок определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на оптовом рынке с долей выработки электроэнергии в границах зоны свободного перетока менее 20%.
|
Управление регулирования электроэнергетики ФАС России
|
1 квартал 2017
|
1 квартал 2017
|
4
|
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу»
|
Проектом предлагается предусмотреть в примерных условиях государственных контрактов право головного исполнителя обратиться к государственному заказчику, а также право государственного заказчика обратиться к головному исполнителю с предложением об изменении цены государственного контракта либо иных условий государственного контракта в связи с изменением государственных регулируемых цен на данную продукцию, с определением сроков рассмотрения такого предложения и принятия по нему решения.
Одновременно Проект предусматривает включение в примерные условия государственных контрактов положений, определяющих порядок передачи государственным заказчиком головному исполнителю предусмотренных государственным контрактом исходных данных, проектной, разрешительной, технической и иной документации, продукции, сырья, материалов и другого имущества, а также порядок предоставления головному исполнителю доступа на объекты государственного заказчика, указанные в государственном контракте в качестве места выполнения работ.
Необходимость данных изменений обосновывается результатами контрольной деятельности ФАС России, которые показывают, что одной из причин эскалации цен на продукцию с длительным технологическим циклом является несоблюдение сроков выполнения работ, в том числе по отдельным этапам. При этом отсутствие в государственных контрактах встречных обязательств со стороны государственного заказчика создает предпосылки для непринятия им своевременных обеспечительных мер, без которых выполнение головным исполнителем принятых обязательств не представляется возможным, а ответственность за срыв несет только головной исполнитель.
Предусмотренные Проектом положения направлены на закрепление ответственности за срыв сроков выполнения работ за непосредственно виновными лицами и стимулирование обеих сторон по государственному контракту к принятию своевременных мер для надлежащего выполнения заданий государственного оборонного заказа.
|
Юридическое управление в сфере ГОЗ ФАС России
|
3 квартал 2017
|
1 квартал 2017
|
5
|
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе»
|
Проект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» в части:
- увеличения для головных исполнителей государственного оборонного заказа лимита на оплату иных расходов в сумме до 5 млн рублей в месяц, при сохранении установленного лимита в 3 млн руб. для остальных исполнителей;
- предоставления права головным исполнителям возвращать с отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, суммы кредитов, согласованных с государственным заказчиком и перечисленных уполномоченным банком головному исполнителю на отдельный счет в том же уполномоченном банке, и процентов по ним. В текущей редакции Закона об оборонном заказе правом возвращать с отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, кредиты и проценты по ним наделены исполнители государственного оборонного заказа за исключением головных исполнителей;
- исключения требования обеспечения исполнения государственных контрактов, в отношении которых будет осуществляется банковское или казначейское сопровождение;
- ведения реестра организаций, необоснованно уклоняющихся от заключения контракта на поставки продукции, необходимой головному исполнителю (исполнителю) для выполнения государственного оборонного заказа. Учитывая, что указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предлагается учитывать в реестре юридические лица, привлеченные к административной ответственности за данное нарушение, а ведение реестра поручить контролирующему органу в сфере государственного оборонного заказа. При этом Правительство Российской Федерации наделяется правом устанавливать ограничения по предоставлению государственной поддержки организациям, включенным в реестр;
- наделения государственного заказчика правом утверждать порядок уведомления уполномоченных банков о полном исполнении государственных контрактов при осуществлении банковского сопровождения. Учитывая, что указанный порядок затрагивает взаимоотношение с уполномоченными банками и расчеты по кооперации головного исполнителя, законопроектом предусматривается согласование указанного порядка с Банком России и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов;
- установления порядка рассмотрения информации о фактах превышения поставщиками более чем на пять процентов цены на продукцию, необходимую для исполнения государственного оборонного заказа;
- уточнение круга лиц, обязанных представлять документы и сведения по запросу контролирующего органа в соответствии с закрепленными полномочиями.
|
Юридическое управление в сфере ГОЗ ФАС России
|
3 квартал 2017
|
2 квартал 2017
|
6
|
Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
|
Согласно примечанию к статье 14.32 КоАП административный штраф на юридическое лицо (вторым и третьим, выполнившее условия настоящего примечания) налагается в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного правонарушения, если лицо добровольно заявило в антимонопольный орган о заключении им недопустимого соглашения (картеля). В соответствии со статьей 14.32 КоАП размер минимального штрафа равен 10% от начальной стоимости предмета торгов.
В ходе рассмотрения дел антимонопольный орган столкнулся с тем, что в ряде случаев, размер штрафа, налагаемого на правонарушителя, добровольно сообщившего в антимонопольный орган о совершённом правонарушении и, таким образом, и, таким образом, воспользовавшегося примечанием к статье 14.32 КоАП, и размер штрафа, налагаемого на правонарушителя, не воспользовавшегося таковым, могут быть равными. Этим, в свою очередь, нарушаются принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания.
Установление возможности дополнительного смягчения ответственности за административное правонарушение в рамках части 5 примечания к статье 14.32 КоАП.
|
Управление по борьбе с картелями ФАС России
|
2017 г.
|
2018 г.
|
7
|
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
|
Установление обязанности для заказчика и участника конкурентных процедур подавать вместе с документами заявление (свидетельство) об осведомленности о существующем предупреждении об административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, антимонопольного законодательства и антикоррупционного законодательства.
|
Управление по борьбе с картелями ФАС России
|
2017 г.
|
2018 г.
|
8
|
Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
|
Наложение оборотных штрафов за воспрепятствование законной деятельности должностного лица федерального антимонопольного органа, его территориального органа по проведению проверок или уклонение от таких проверок.
|
Управление по борьбе с картелями ФАС России
|
2017 г.
|
2018 г.
|
9
|
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и иные законодательные акты Российской Федерации»
|
Регламентация порядка рассмотрения сообщения хозяйствующего субъекта о заключении им ограничивающего конкуренцию соглашения или об осуществлении им ограничивающих конкуренцию согласованных действий в целях освобождения от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
|
Управление по борьбе с картелями ФАС России
|
2017 г.
|
2018 г.
|
10
|
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра»
|
В целях реализации статьи 11 Федерального закона
от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» |
Управление контроля финансовых рынков ФАС России
|
4 квартал 2017
|
4 квартал 2017
|
11
|
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2012 № 1035 «Об утверждении критериев регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты»
|
Частью 5 статьи 6 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что цена товара не признается монопольно высокой в случае, если она установлена на бирже при одновременном соблюдении ряда условий, в том числе при условии, что реализация на бирже товара хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, осуществляется регулярно с равномерным распределением объема товара по торговым сессиям в течение календарного месяца, а также, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, осуществляет регистрацию внебиржевых сделок на поставки товаров, обращающихся на таком товарном рынке. Критерии регулярности и равномерности реализации товара на бирже, а также порядок регистрации внебиржевых сделок устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом, на сегодняшний день часть товаров, допущенных к организованным торгам, не включены в списки товаров, на которые распространяются критерии и порядок, установленные Правительством Российской Федерации, в связи с чем ряд участников таких товарных рынков лишен возможности применения положений части 5 статьи 6 Закона о защите конкуренции в части непризнания цены монопольно высокой при реализации такого товара на бирже.
Учитывая изложенное, а также в связи с развитием рынка организованной торговли отдельными видами товаров, проводится работа по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра», в части расширения списка товаров, на которые распространяется действие постановления.
Кроме того, ФАС России разрабатывает проект постановления о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2012 № 1035 «Об утверждении критериев регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты», направленный на расширение перечня товаров, на которые распространяется действие указанного постановления, с целью распространения на них критериев регулярности и равномерности реализации товаров на бирже.
Указанные изменения позволят использовать репрезентативные внебиржевые индикаторы для собственного ценообразования участников рынков, что в свою очередь позволит конечным потребителям приобретать такие товары по справедливым, конкурентным ценам.
|
Управление контроля финансовых рынков ФАС России
|
4 квартал 2017
|
4 квартал 2017
|
12
|
Проект указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», утверждающий Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2017-2019 годы (далее — проект указа)
|
Проект указа определяет цели государственной политики по развитию конкуренции:
- повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;
- повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов;
- стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.
Национальный план, утверждаемый проектом указа, закрепляет поручения организационного и правового характера федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов, органам местного самоуправления, общественным организациям.
|
Правовое управление ФАС России
|
2 квартал 2017
|
На основании пункта 60 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года № 260, проект указа не подлежит правовой и антикоррупционной экспертизам в Минюсте России (письмо Минюста России от 02.06.2017 № 09/65915-МГ).
|
13
|
Проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»
|
Законопроект призван создать комплексную систему правового регулирования отношений в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Цели законопроекта:
- унификация требований к установлению цен (тарифов) в регулируемой деятельности;
- установление единых принципов, подходов и методов государственного регулирования цен (тарифов), а также порядок их применения;
- защита интересов потребителей товаров (работ, услуг) регулируемых субъектов;
- обеспечение доступности товаров (работ, услуг) регулируемых субъектов для потребителей;
- достижение оптимального сочетания экономических интересов потребителей и регулируемых субъектов;
- общественный контроль за регулируемыми субъектами.
|
Правовое управление ФАС России
|
3 квартал 2017
|
4 квартал 2017
|
14
|
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
|
Внесение изменений в Основы ценообразования в сферах тепло-, водоснабжения и водоотведения в части внедрения процесс тарифного регулирования механизмов нормирования и применения эталонных затрат
|
Управление регулирования в сфере ЖКХ ФАС России
|
4 квартал 2017
|
4 квартал 2017
|
15
|
Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок»
|
Внесение изменений в Положение, направленные на
- обеспечение долгосрочного характера государственного регулирования;
- обеспечение недискриминационных принципов дифференциации тарифов, сборов и платы, в том числе по видам подвижного состава;
- расширение применяемых методов ценового регулирования в сфере железнодорожных перевозок, в том числе метода доходности инвестированного капитала;
- обеспечение прозрачности расчета экономически обоснованной необходимой валовой выручки для формирования тарифа, включая норму прибыли для повышения эффективности инвестиций;
- обеспечение исключения из расчетов тарифов необоснованных расходов, в том числе вызванных нерациональным использованием производственных ресурсов, неоптимальным уровнем административных и управленческих расходов, неэффективной организацией закупочных процедур;
- обеспечение формирования долгосрочных сквозных тарифов при перевозках грузов с использованием железнодорожной паромной переправы по маршруту Усть-Луга – Балтийск.
|
Управление регулирования транспорта
|
4 квартал 2017
|
4 квартал 2017
|
16
|
Методика расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня таких тарифов, сборов и платы за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, и расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении
|
Разработка методики, направленная на
- учет базовых принципов, в том числе выделение тарифных составляющих в затратах субъекта регулирования и распределение затрат между субъектами Российской Федерации;
- решение актуальных задач пригородного пассажирского комплекса: формирование и контроль показателей работы, объемов перевозок, экономически обоснованных и платежеспособных долгосрочных тарифов, сборов и платы, в том числе в поездах разных категорий, эффективной инвестиционной программы и компенсации выпадающих доходов субъекта регулирования, усиление работы в субъектах Российской Федерации по использованию лучших отечественных и зарубежных практик, по обеспечению вовлечения граждан в процессы обсуждения и оптимизацию тарифных решений, содействие повышению доверия к исполнительным органам государственной власти.
|
Управление регулирования транспорта
|
4 квартал 2017
|
4 квартал 2017
|
17
|
Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»
|
Внесение изменений в Положение, направленных на
- расширение применяемых методов ценового регулирования в сфере услуг морских и речных портов и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе включение метода индексации тарифов (сборов);
- обеспечение государственного регулирования тарифов (сборов) на услуги морских и речных портов, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей на долгосрочный период.
|
Управление регулирования транспорта
|
4 квартал 2017
|
4 квартал 2017
|
18
|
Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293
|
Внесение изменений в перечень услуг, а также, включение в указанный перечень услуги по обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта.
|
Управление регулирования транспорта
|
4 квартал 2017
|
4 квартал 2017
|
19
|
Методика расчета регулируемых сборов и тарифов на услуги в аэропортах
|
Внесение изменений в методику расчета регулируемых сборов и тарифов на услуги в аэропортах в части: возможности применения метода сравнения аналогов наряду с методом экономически обоснованных затрат при осуществлении государственного регулирование тарифов на услуги субъектов регулирования в аэропортах;
Правительственной комиссией по транспорту инвестиционных проектов субъектов регулирования по строительству и развитию объектов инфраструктуры в аэропортах, используемых для оказания услуг, подлежащих государственному регулированию.
Внесение изменений в порядок рассмотрения вопросов по установлению регулируемых сборов и тарифов на услуги в аэропортах в части проведения аэропортами предварительных консультаций с пользователями услуг (авиакомпаниями) при подготовке предложений по изменению (установлению) тарифов, направляемых в органы регулирования.
|
Управление регулирования транспорта
|
4 квартал 2017
|
4 квартал 2017
|