К делу в отношении ФГК и РЖД присоединились новые заявители

10-04-2017 | 09:45

7 апреля 2017 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) привлекла Правительство Республики Карелия, ПАО «Мосэнерго», ПАО «ОГК-2», ПАО «ТГК-1», АО «Хмелинецкий карьер» и ООО «Промнерудтранс» в качестве заявителей по делу в отношении АО «Федеральная грузовая компания» и ОАО «Российские железные дороги». Основанием для этого стали собственные обращения перечисленных лиц.

Так, по мнению Артура Парфенчикова, из-за дефицита полувагонов в Северо-Западном федеральном округе и высокого уровня цен на услуги по предоставлению полувагонов предприятия горнопромышленного комплекса Республики Карелия оказываются неконкурентоспособными по поставкам щебня в Москву и Московскую область, что может нанести вред бюджетообразующим предприятиям региона и создает предпосылки для роста социальной напряженности.

«Из-за созданного дисбаланса вагонного парка сложилась ситуация, при которой производители щебня Воронежской области и Республики Беларусь получили более выгодные ценовые условия, а производители из Республики Карелия по сути оказались отсечены от рынка. При более низкой отпускной цене щебня на карьерах РК – в среднем 370 руб./тонна (при 500 руб./тонна в Воронежской области, 450 руб./тонна в Республике Беларусь), стоимость карельского щебня на станции назнаения существенно выше – в среднем 1200 руб./тонна (при 1050 руб./тонна – щебень из Воронежской области, 1100 руб./тонна – щебень из Республики Беларусь)», - следует из письма Врио главы РК.

ПАО «Мосэнерго», ПАО «ОГК-2» и ПАО «ТГК-1» обратились в ФАС России с заявлениями о наличии в действиях АО «ФГК» установления монопольно высокой цены на услуги по предоставлению полувагонов под перевозку угля.

«АО «ФГК» на рынке услуг по предоставлению вагонов отвечает признакам доминирующего положения на рынке, так как иные операторы и собственники вагонного парка при установлении собственных ставок на аренду вагонов, ориентируются на ставки, устанавливаемые АО «ФГК», - пишет ПАО «Мосэнерго». – В октябре 2016 года АО «ФГК» направило уведомление в адрес поставщиков угля об увеличении ставок на предоставление полувагонов для перевозки, в свою очередь поставщики обратились к ПАО «Мосэнерго» с просьбой об увеличении транспортной составляющей в стоимости угля, поставляемого ТЭЦ-22 – филиалу ПАО «Мосэнерго», на 11%. <…> Фактический рост транспортных расходов <…> в первом квартале 2017 года, по сравнению с первым полугодием 2016 года, уже составляет 23%».

Представители генерирующих компаний также отмечают, что они, являясь конечными потребителями угля, будут вынуждены включать возросшую транспортную составляющую в цене угля в тарифы на производимую энергию.
«Генерирующие компании несут, в том числе и социальную ответственность за надежное и бесперебойное снабжение потребителей тепловой и электрической энергии, особенно в осенне-зимний период. Поэтому генерирующими компаниями не может быть реализовано их право на односторонний отказ от поставок угля в изменившихся условиях, т.е. в связи с неконтролируемым ростом транспортной составляющей. Ситуация осложняется тем, что рост транспортной составляющей в стоимости угля неизбежно отразится в тарифах для конечных потребителей, в том числе проживающих в городах федерального значения – в Москве и Санкт-Петербурге», - отмечается в том же обращении ПАО «Мосэнерго».

АО «Хмелинецкий карьер» и ООО «Промнерудтранс» заявляют, что ФГК установил монопольно высокую цену на услуги по предоставлению полувагонов для перевозки минерально-строительных грузов (щебня, известняка и т.п.)
Напомним, что дело по признакам злоупотребления доминирующим положением возбуждено 9 ноября 2016 года. По сведениям ФАС России, в период с 1 января по 1 августа 2016 года, рост стоимости услуг АО «ФГК» по предоставлению полувагонов для внутрироссийских перевозок минерально-строительных грузов составил до 38%. При этом, ставки на предоставление вагонов отдельным грузоотправителям в период июня 2015 по июнь 2016 года выросли в 2,2 – 2,5 раза. Ведомство заявило о намерении разобраться в обоснованности такого роста.