Андрей Цыганов рассказал студентам Университета Цюриха об особенностях конкурентной политики и законодательства в России

12-07-2017 | 15:55

7 июля 2017 года в г. Женеве (Швейцария) состоялся учебный курс по конкурентному законодательству и правоприменению, организованный кафедрой конкурентного права Университета прикладных наук Цюриха. Целью курса является представление студентам и магистрантам особенностей развития и функционирования различных систем конкурентного права.

В качестве лекторов в рамках мероприятия выступили глава Конкурентного ведомства Швейцарии Винсан Мартене, директор отдела по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Антониу Гомеш, профессор Университета Джорджтауна (США) Уильям Ковачич. О развитии конкурентного законодательства и антимонопольной политики в России прочел лекцию заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов.

Он рассказал об институциональном дизайне конкурентного ведомства в России, которое было основано в 1990 году и современном виде ФАС России, существующем с 2004 года. Сегодня антимонопольная служба представляет собой независимый федеральный орган исполнительной власти, подотчетный Правительству Российской Федерации и через сеть из 84 территориальных управлений, осуществляющий свою деятельность во всех субъектах Российской Федерации.

Кроме того, Андрей Цыганов отметил, что ФАС России является многофункциональным органом, который уполномочен рассматривать жалобы, осуществлять анализ рынка, проводить расследования, выносить решения о наличии или отсутствии нарушений антимонопольного законодательства, выдавать предписания об устранении нарушений, налагать на нарушителей штрафы, контролировать исполнение решений, а также защищать свое решение перед судом, а также единственным органом в системе российского государственного управления, наделенным полномочиями в области контроля за соблюдением правил конкуренции. При этом в российской правовой системе практически отсутствуют секторальные исключения, а также используется принцип нейтральности по отношению к государственным и частным предприятиям.

В 2015 году произошло значительное расширение функций ФАС России путем передачи Службе полномочий по контролю в области государственного оборонного заказа и тарифного регулирования. Эти функции были добавлены к прежнему функционалу ведомства, который включает антимонопольное регулирование, контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях, рекламе и недобросовестной конкуренции, розничной торговле, контроль за осуществлением государственных закупок и торгов, контроль за осуществлением иностранных инвестиций в стратегические общества. Таким образом, ФАС России становится макрорегулятором, который осуществляет свои функции в соответствии с принципами про-конкурентного характера регулирования, оптимизации затрат в регулируемых секторах, недискриминационного доступа к инфраструктуре, фокусируясь на интересах потребителей. Андрей Цыганов отметил, что эти функции, сочетаясь, дают синергетический эффект, а также позволяют выбрать наиболее эффективный метод воздействия на ситуацию на рынке.

Далее заместитель главы ФАС России рассказал о развитии антимонопольного законодательства в стране, которое берет свое начало с принятием в 1991 году закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В настоящее время антимонопольное регулирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Санкции за нарушение антимонопольного законодательства установлены Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовным кодексом Российской Федерации.

Он отметил, что ФАС России на постоянной основе ведет работу по развитию российского антимонопольного законодательства и внесению в него изменений, которые представляют собой обширные пакеты поправок, направленные на повышение эффективности российского конкурентного законодательства, устранение административных барьеров ведения бизнеса. Подробно Андрей Цыганов остановился на поправках, которые были внесены в российское законодательство «четвертым антимонопольным пакетом», таких как расширение использования методов экономического анализа и институтов предупреждения и предостережения, введение процедуры предварительного согласования антимонопольным органом соглашений хозяйствующих субъектов об осуществлении совместной деятельности, а также совершенствование антимонопольного процесса рассмотрения дел.

В продолжение лекции Андрей Цыганов привел статистику дел о нарушениях антимонопольного законодательства, подчеркнул нисходящий тренд количества рассматриваемых дел, особенно в отношении органов власти. Такое снижение количества дел стало возможным благодаря распространению института предупреждений на органы власти, что существенно снизило нагрузку на антимонопольный орган и повысило эффективность его функционирования. Андрей Цыганов рассказал слушателям о некоторых значимых делах ФАС России, среди которых «три волны дел» против нефтяных компаний, дело в отношении компании Google, дело в отношении линейных контейнерных перевозчиков, подчеркнув при этом принцип экстерриториальности правоприменения.

Заместитель главы ФАС России также подробно остановился на новых подходах, которые использует ведомство в области тарифного регулирования, среди которых индексация тарифов в обмен на снижение издержек, фокус на интересах потребителей, а не естественных монополий, стимулирование перехода регулируемых рынков в конкурентное состояние, создание недискриминационных условий доступа к услугам естественных монополий.

Далее Андрей Цыганов рассказал об особенных функциях ФАС России, таких как контроль за действиями органов власти, контроль за размещением государственного заказа, контроль рекламы и недобросовестной конкуренции, а также контроль за осуществлением иностранных инвестиций в стратегические общества.

Отдельный блок вопросов касался практики адвокатирования конкуренции и методов взаимодействия ФАС России с различными референтными группами, а также введения систем комплаенса в Российской Федерации.

Андрей Цыганов отметил, что ФАС России уделяет большое внимание работе в регионах Российской Федерации. С целью повышения конкуренции на региональном уровне был разработан Стандарт развития конкуренции, в соответствии с которым параметр развития конкуренции в регионе включен в методологию оценивания эффективности губернаторов.

В сентябре 2016 года Правительство Российской Федерации поручило ФАС России разработать Национальный план развития конкуренции на 2017-2018 годы в целях уменьшения доли государственного сектора в экономике и улучшения инвестиционной привлекательности Российской Федерации. Документ разрабатывается ФАС России в сотрудничестве с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Отдельная часть лекции была посвящена вопросам международного сотрудничества ФАС России как на двусторонней основе, так и в формате международных организаций, занимающихся вопросами конкуренции. В настоящее время международное сотрудничество имеет особый приоритет, поскольку экономическая реальность такова, что конкурентные ведомства сталкиваются с нарушениями антимонопольного законодательства крупными транснациональными корпорациями и международными картелями, и противодействие таким недобросовестным практиками по всему миру становится ключевой задачей.

В завершение лекции Андрей Цыганов рассказал студентам Университета прикладных наук Цюриха инициативу ФАС России по разработке проекта Инструментария по международному сотрудничеству конкурентных ведомств по противодействию ограничительным деловым практикам крупных ТНК, которая была представлена на площадке 16-й сессии Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в области конкуренции ЮНКТАД накануне.