ФАС в СМИ: Импортозамещение конкуренции

30 ноября 2017, 11:20
Источник: Ведомости

Рачик Петросян

Законодательство о контрактной системе достаточно развито для того, чтобы устранить процедурные барьеры, препятствующие доступу поставщиков. Процедуры описаны, они соблюдаются, но результат в виде добросовестной конкуренции достигается не всегда. Зачастую препятствия кроются в отраслевом законодательстве. Проблемы отраслевого характера постоянно пытаются решить через изменение законодательства о госзакупках. Из-за этого оно превратилось в достаточно громоздкий инструмент, который иногда трудно использовать.

Например, при закупке лекарств можно определить требования к предмету торгов так, что не получится подать заявку по взаимозаменяемым, эквивалентным препаратам, конкуренции не будет, заявок будет мало, эффективно снизить цену не удастся. Огромное количество актов по импортозамещению в госзакупках регулируют один и тот же вопрос, но все они исходят из разных принципов. Eсли закупаешь лекарство, будут одни правила импортозамещения и поддержки отечественных производителей. Eсли медоборудование - другие, если программное обеспечение - третьи. И наверняка эти правила могут быть в значительной части унифицированы. И даже не наверняка, а точно могут быть унифицированы. Над чем мы и работаем.

Рассматривая жалобы, мы порой сталкиваемся с тем, что процедурных нарушений нет, а конкуренция низкая. Мы анализируем причины, советуемся с отраслевыми коллегами - по здравоохранению, по стройке - и убеждаемся, что проблема в смежном отраслевом регулировании.

Контраст в регулировании проявился на стыке концессий и госзакупок. Одновременно примерно в 2005-2006 гг. были приняты законы о закупках и о концессиях. Абсолютно разные по идеологии законы: один - про государственные деньги, второй - про частные. Разумеется, у них была разная концепция регулирования. Eсли это государственные деньги, то четкие требования к товару, работе, услуге, четкие критерии, конкуренция и т. д. Eсли частные, то государство не будет необоснованно вмешиваться в то, как должны отбираться подрядчики, оценивать эффективность того, как частный подрядчик тратит свои деньги, поскольку государство за это не платит и ему важно получить необходимого качества больницу или дорогу.

Но в 2013-2014 гг. незаметно произошли изменения, которые смешали, сблизили эти две сферы, не очертив четкие границы регулирования. Появилась маленькая поправочка, которая позволяет использовать в концессиях и государственные деньги - частично. Казалось бы, что плохого? Но частичное финансирование превратилось на практике в 100%-ное - и возник вопрос: а где тогда граница? Eсли 100%-ное государственное финансирование, то какие принципы регулирования применять - закупок или концессий? Теперь нужно проделать достаточно тяжелую работу и провести четкую черту.

На наш взгляд, основная сутевая разница между концессией и госзакупкой - это распределение рисков. Eсли частный партнер не принимает на себя рисков больше, чем подрядчик в госзаказе, то он не может считаться партнером. Он подрядчик - ему платят за выполнение задания, и тогда это по своей сути контракт жизненного цикла. А вот когда он несет риск недополучения прибыли в зависимости от качества и востребованности предоставляемых им платных услуг - вот тогда он партнер.

Сейчас у подрядчиков в контракте жизненного цикла намного больше рисков недополучить деньги, чем у концессионера по соглашению с полным финансированием от государства. Странная мотивация: делай не делай, будет результат не будет - все равно на убыток не попадешь.

Мне кажется, что во всех трех сферах - госзакупки, закупки естественных монополий и госкомпаний, ГЧП - речь идет о публичном интересе, поскольку неэффективность в таких проектах в любом случае отражается на потребителях. Мы считаем, что во всех этих сферах все, что не зависит от отраслевой специфики, должно быть упрощено, унифицировано и переведено на современные рельсы. Технология закупок и контроль должны быть настолько автоматизированы и упрощены, чтобы у ФАС не было ни необходимости, ни задачи вылавливать процедурные нарушения, чтобы система просто не позволяла их совершить.

Когда заработает каталог, отпадет большое количество вопросов, связанных с формированием предмета закупки, с определением начальной цены. Светлое будущее наступит тогда, когда автоматизация и унификация публичных конкурентных процедур дадут синергетический эффект и кардинально упростят и повысят эффективность работы заказчиков и поставщиков.

***

Рачик Петросян

Окончил МГТУ им. Н. Э. Баумана и Российскую академию госслужбы при президенте.

С 2005 г. работает в ФАС.

В 2012 г. назначен руководителем Московского УФАС.

С 26 апреля 2016 г. - замруководителя ФАС.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь