ФАС в СМИ: «Моя мечта – создание народно-предпринимательского фронта против монополии»

30 ноября 2017, 11:30
Источник: Ведомости

Как передача ФАС полномочий по тарифному регулированию сформировала новое отношение к естественным монополиям

Игорь Артемьев, руководитель ФАС

После передачи ФАС полномочий по тарифному регулированию и в сфере гособоронзаказа мы совершенно по-другому стали смотреть на очень многое. Эта синергия формирует новое отношение к естественным монополиям. Раньше мы работали в режиме ex post: есть высокая цена, которая сложилась в результате монополистической деятельности, мы проводим расследование и в случае нарушения штрафуем компании. При этом мы не понимали ни экономики предприятия, ни логики его руководителей. Теперь мы пытаемся разобраться в бизнесе корпораций, выявить центр финансовой ответственности, посмотреть, как они осуществляют закупки, понять, откуда берутся такие гигантские издержки. Мы работаем в режиме предварительного контроля, знаем, какие экономические процессы происходят внутри компании, какой идеологии придерживается ее руководство. И антимонопольные нарушения уже не становятся для нас неожиданностью. Сочетание контроля закупок, антимонопольного контроля и тарифного регулирования позволяет понимать, какие стратегические решения необходимы для государства, а какие могут причинить вред.

Мы стали органом предупредительного контроля: перешли на механизм желтых карточек. И лишь в отношении тех, кто не реагирует на наши предупреждения, начинаем антимонопольное расследование. В 2016 г. число предупреждений впервые превысило число возбужденных дел. Более 75% предупреждений было исполнено компаниями. Снизилась нагрузка на наших сотрудников и на судебную систему. Мы стали концентрироваться на наиболее крупных делах, влияющих на состояние конкуренции в целом по стране.

Семилетняя работа Ассоциации антимонопольных экспертов и ФАС увенчалась тем, что 11 октября 2017 г. президиум ФАС одобрил методику определения ущерба и убытков компаний при антимонопольных нарушениях. В ней проанализирована многолетняя практика ФАС, приведены примеры нарушений, создающие предпосылки для расчета убытков, общие экономические принципы и модельные расчеты ущерба. Мы начинаем широкую кампанию по обучению наших сотрудников и работников компаний по применению этой методики. Она позволяет привлекать нас третьими лицами в процессе, но только в некоторых случаях - мы в денежных вопросах не участвуем.

В разных странах частные иски и взыскание ущерба с нарушителей антимонопольного законодательства давно уже являются более действенной мерой, чем действия регулятора и даже многомиллиардные штрафы в бюджет. В США компания, нарушившая Акт Шермана, уплачивает государству штраф в порядке уголовного производства и возмещает ущерб в тройном размере в порядке гражданского. Eврокомиссия опубликовала практическое руководство по оценке ущерба в исках об убытках, причиненных нарушениями ст. 101 или 102 Договора о функционировании EС (о правилах конкуренции. - "Ведомости").

В России было два примера взыскания убытков по частным искам - 1,1 млрд и 1,6 млрд руб. При том что за весь 2016 год по антимонопольным нарушениям было вынесено более 6000 постановлений о наложении штрафов, уплачено по ним 890 млн руб., в первом полугодии 2017 г. - около 3000 постановлений и 854 млн руб. штрафов.

Мы много лет добивались, чтобы у нас возникла система коллективных исков. Они нужны, чтобы наша экономика могла дышать и развиваться. Чтобы предприниматели перестали вредить друг другу. Моя мечта - создание народно-предпринимательского фронта против монополии. Он будет более эффективен, чем госорганы. Он создает судебные прецеденты и формирует нетерпимость к антимонопольным нарушениям.

Какие задачи мы должны решить в ближайшем будущем?

- Нужно принять специальную главу закона "О конкуренции", посвященную цифровизации экономики. В ближайшее время мы разъясним, как будем добиваться трансферта технологий иностранных компаний в пользу российских конкурентов. По крупным сделкам мы должны обеспечивать интересы нашей страны (Bayer должна поделиться с российскими компаниями технологиями в области селекции семян, необходимыми для создания новых сортов и гибридов, применимых в российском климате, а также базами данных для цифрового земледелия - такое условие выставила ФАС для одобрения сделки с Monsanto. - "Ведомости").

- Мы все дальше будем уходить от охранительной функции и все активнее будем просить правительство поддерживать наши усилия по развитию институтов конкуренции. Это и отраслевые программы развития конкуренции, и наше предложение указом президента оформить важнейшие элементы государственной политики и государственного стратегического планирования на ближайшие 20-30 лет. Конкуренция не требует больших денег, но она является фантастической возможностью для увеличения резервов нашей экономики, которые мы сегодня слабо используем.

- Мы приступаем к работе по изменению подходов к естественным монополиям и к подготовке главы в закон о конкуренции вместо закона о естественных монополиях 1995 г.

Eстественными монополиями останутся только сетевые активы. Нужно отпустить на свободу порты, аэропорты, систему электросвязи и подготовить их к приватизации. Чтобы в эти секторы пришли частные инвестиции, ФАС и другие органы правительства должны перестать постоянно их контролировать.

- История одной из самых картелизованных экономик мира должна постепенно завершаться. Мы будем выявлять и жестко наказывать компании, наиболее злостно нарушившие законодательство и нанесшие ущерб потребителю. Ведь за участие в картельном сговоре в России существует уголовная ответственность.

***

Игорь Артемьев

Окончил Ленинградский государственный университет по специальности "биология", а также Санкт-Петербургский государственный университет по специальности "юриспруденция". В 1990 г. избран депутатом Ленсовета, председателем комиссии по экологии и городскому хозяйству. В 1996 г. назначен первым вице-губернатором и председателем комитета финансов администрации Петербурга. В декабре 1999 г. стал депутатом Госдумы. Заместитель председателя фракции "Яблоко", заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. С 10 марта 2004 г. - руководитель Федеральной антимонопольной службы.

Связанные управления:
Связанные персоны:
Art2
Руководитель ФАС России с 2004 по 2020 годы
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь