ФАС в СМИ: ФАС взялась за электрички

01 декабря 2017, 12:41
Источник: Независимая газета

Власти и железнодорожные перевозчики ищут пути организации бесперебойного пригородного сообщения

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала и представила для обсуждения проекты методик расчета тарифа на пригородные железнодорожные перевозки и расчета ставок на аренду и обслуживание электропоездов. Документы призваны снять проблемные вопросы в организации работы электричек, что давно стало головной болью для всех участников процесса - РЖД, пригородных пассажирских компаний (ППК) и региональных властей. По мнению участников круглого стола, прошедшего на днях в Аналитическом центре при правительстве РФ, методики ФАС станут шагом вперед в регулировании пригородного сообщения. По итогам экспертных обсуждений Аналитический центр представит в Правительство РФ доклад с рекомендациями и предложениями по развитию сферы пригородных железнодорожных перевозок.

Сложности начинаются с того, что собственно перевозчики - ППК - при создании не имели ни электричек, ни ремонтных депо, арендуя подвижной состав и заказывая услуги по его обслуживанию у РЖД. Эти затраты составляют львиную долю - до 80% - издержек пригородных компаний. Если пассажирские тарифы не компенсируют данные издержки, то регионы должны компенсировать разницу между расходами ППК и тем, что заплатили пассажиры. В то же время большинство из субъектов РФ являются дотационными, а поскольку вопрос с целевыми федеральными межбюджетными трансфертами для компенсации выпадающих доходов ППК пока еще не решен, многие из регионов попросту не платят. Ситуацию усугубляют непрозрачность тарифообразования и "котловой" метод разверстки расходов, которые делятся РЖД по филиалам без учета административных границ, что в ряде случаев перекладывает часть издержек одного региона на соседей. Возникающие разногласия, как показывает практика, не удается урегулировать на федеральном уровне и в рамках судебного производства. Новая методика ФАС ориентирована на то, чтобы обеспечить максимальную прозрачность тарифообразования, позволяя тем самым снять многие вопросы в отношениях между субъектами РФ, РЖД и ППК.

Поручение комплексно решить проблему было дано ФАС в феврале 2017 года на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Итоги работы ведомства были представлены недавно. В новых методиках более четко расписаны составляющие ставок платы за аренду, управление, эксплуатацию, техобслуживание и ремонт. Согласно проекту, аренда фиксируется на год и включает в себя только амортизацию, налог на имущество и лизинговые платежи, если они есть. Остальные ставки по-прежнему зависят от затрат РЖД, но госкомпании придется их экономически обосновывать. Видимо, в качестве ориентира ФАС подготовила единые для всей страны (за некоторыми исключениями) целевые уровни ставок на следующий год.

Субъекты РФ, согласно предложениям ведомства, в основном должны будут оплачивать только те расходы, которые относятся конкретно к их территориям. В частности, от региона не будут требовать платить за электрички, которые относятся к «многорегиональным» полигонам ППК, но ездят только по территории соседнего субъекта РФ. Предусматривается, что если маршрут из-за отсутствия путей объезда проходит по нескольким регионам, одному из которых он нужен, такую перевозку («технологически обусловленный пробег») оплачивает только заказывающий ее регион.

ФАС постаралась учесть и максимально гармонизировать интересы, как пассажиров, так и перевозчиков. Так, при установлении тарифа на перевозку нужно будет принимать во внимание располагаемые доходы населения и стоимость поездки альтернативными видами транспорта, нельзя будет сокращать транспортный заказ, если населенность вагонов в часы пик достигла 100%. В тариф предлагается закладывать согласованные расходы на инвестиционную программу перевозчика и 1% рентабельности.

«В рамках совместной работы с Минтрансом и РЖД удалось найти решение ряду нормативно-правовых коллизий, которые были причиной для разногласий перевозчиков и региональных властей», - рассказал «НГ» замруководителя ФАС Александр Редько. В частности, по его словам, если «ранее риски несоответствия фактического пассажирооборота с прогнозными показателями лежали на пригородной компании, теперь они логично разделены с профильными органами власти в регионах». «Появляется механизм разрешения спорных ситуаций - если у регионов и пассажирской компании возникают разногласия, к их разрешению подключается федеральное Министерство транспорта в лице регионального отделения Росжелдора», - обратил внимание чиновник.

В проектах ФАС «более точно сформулировано, что, как и из чего складывается», рассказал «НГ» эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Руслан Лисневский: «Например, ограничивается рост ставок. Бывали ситуации, когда ставки увеличивались на непонятный, ни к чему не привязанный уровень, - а в предложениях ФАС говорится, что нужно учитывать индекс потребительских цен в среднем за год. Поднимается вопрос о стандартах обслуживания, которые должны быть обговорены в договорах на перевозку».

«Методики сбалансированы и учитывают последние тенденции в организации перевозок, в частности, то, что перевозчики сейчас активно занимаются закупкой подвижного состава и инвестициями в инфраструктуру, - продолжает Лисневский. - Четко определяются зоны ответственности, в том числе заказчика перевозок - субъектов РФ: они удерживаются от необдуманных действий, которые могут навредить жителям». В случае принятия методик конфликтность данной темы, по его словам, будет снижаться - «ситуация станет более прозрачной».

Важный пункт, по словам Лисневского, заключается в том, что в обоснованных затратах учитывается инвестиционная составляющая перевозчика - это поможет ему финансировать планы по развитию. Для ППК ситуация действительно становится лучше. Например, предложения ФАС стимулируют регионы активнее использовать комплексные планы транспортного обслуживания (КПТО), ранее носившие рекомендательный характер, - на основе параметров этих планов должны вырабатываться контракты регионов с перевозчиком.

Почему это важно, объяснил заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук на круглом столе в Аналитическом центре при правительстве РФ. До недавнего времени, по его словам, перевозчиков интересовали три главных вопроса - продление скидки на услуги инфраструктуры, сохранение действия нулевого НДС и решение проблемы старения подвижного состава. Первые два вопроса, имеющие немедленный эффект для финансового положения пригородных компаний, решены: на 15 лет объем господдержки достиг 45 млрд руб. в год. Так, скидка 99% к тарифу на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта до конца 2030 года сэкономит перевозчикам около 35 млрд руб. в год - столько закладывается в бюджете на компенсацию выпадающих доходов владельца инфраструктуры. Обнуление НДС со стандартного уровня 18% на тот же срок снизит нагрузку на бюджеты ППК еще на 10 млрд руб. ежегодно.

Между тем проблема обновления подвижного состава с каждым годом становится все острее, в то время как источники средств на ее решение не определены. «Система долгосрочных КПТО способна решить эту проблему. Если во всех регионах будут заключаться долгосрочные контракты, в которых в том числе будут прописываться механизмы обновления подвижного состава, возмещение этих затрат ППК - это стимулирует закупки парка. Если методики ФАС увязать с долгосрочными КПТО, этого будет достаточно для обновления подвижного состава», - уверен Савчук.

Как отмечалось на круглом столе, при долгосрочных договорах проще гарантировать финансирование обязательств, связанных с приобретением, содержанием и ремонтом подвижного состава. А поскольку речь идет в большинстве случаев о депрессивных регионах, было бы логично, чтобы в таких регионах государство субсидировало обновление парка. Меры господдержки - увеличение сроков финансирования и лизинга, обеспечение связанного финансирования закупок поездов, привлечение финансирования с использованием средств пенсионных фондов - позволили бы заодно обеспечить развитие машиностроения и смежных отраслей. В любом случае принципиальный вопрос - не допустить ситуации, когда договоры с регионами не смогут быть выполнены из-за того, что старый подвижной состав списан по сроку службы, а новый купить не на что.

«Обновление подвижного состава - единственный способ, чтобы потребитель получил более высокое качество при той же цене, - подчеркнул советник руководителя ФАС Павел Шпилевой. - Поэтому мы предусмотрели целевой характер инвестиционной части тарифной выручки - тратить ее можно только в том же регионе, который устанавливает тариф». Методики могут быть приняты уже до конца года. На этом наведение порядка в нормативной базе не закончится: на подходе - законопроект о пригородных железнодорожных перевозках. В его основе - новая модель организации перевозок, включающая в себя все новые разработке в сфере регуляторики взаимоотношений государства и бизнеса, в том числе концессионные, рассказал советник министра транспорта РФ Юрий Елизарьев: «Это касается и долгосрочности этих отношений, и учета инвестиций как основного инструмента развития. Например, сроки новых договоров об организации перевозок установлены в размере не менее 15 лет - мы понимаем, что при меньших сроках развитие практически невозможно».

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь