ФАС в СМИ: Мука по совести

11 декабря 2018, 17:03
Источник: Российская газета - Экономика Поволжья (Нижний Новгород)
Пока крупные хлебозаводы повышают цены на свою продукцию, все большую долю рынка отвоевывают мини-пекарни
 
В ноябре основные поставщики хлеба и хлебобулочных изделий в Пензенской области направили в адрес торговых точек уведомления о повышении цен на свою продукцию. В среднем они подскочили на три рубля, для серого кирпичика "Дарницкого" это немало - около десяти процентов. Прибавка вышла в два с половиной раза выше официальной инфляции и даже обогнала рост тарифов на ресурсы.
 
По данному факту УФАС по Пензенской области инициировало проверку на предмет заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений. К слову, в Пензе два крупных хлебозавода, которые принадлежат одной корпорации, мелких производителей немало, но они занимают меньше половины рынка.
 
- Мы проверили более десятка предприятий, провели анализ обоснованности повышения цен на хлеб и хлебобулочные изделия. Пока однозначно ответить, были ли допущены нарушения при ценообразовании, нельзя. Производители ссылаются на повышение цен на основное сырье: муку, сахар, маргарин, масло, а также рост тарифов, стоимость бензина и сложившийся уровень зарплат, - пояснила руководитель УФАС по Пензенской области Елена Демидова.
 
Однозначно можно будет ответить, когда прояснится ситуация с ценами на муку. Некоторые производители говорят, что с момента последнего серьезного подорожания хлеба весной 2017 года она выросла в цене на 25 процентов. Другим удается закупать муку дешевле. В основном она завозится из других регионов, поэтому контролирующие органы ждут ответ оттуда. Окончательное решение будет приниматься в центральном аппарате ФАС России, а региональное управление продолжает мониторить ситуацию на местах.
 
Между тем даже в пределах отдельного микрорайона Пензы ценники на свежую выпечку разнятся, порой в несколько раз. Так, батон молочный можно купить от 26 до 72 рублей, в зависимости от производителя. Дело в том, что сейчас в регионе, как и во многих других, наблюдается бум роста числа мини-пекарен. Как сообщила начальник управления содействия развитию малого и среднего предпринимательства администрации Пензы Ольга Жовтяк, только в областном центре за год их открылось около 50. Это одна из тех ниш, в которой относительно легко подняться.
 
Новые булочные окутаны ароматами свежевыпеченных краюшек, караваев, багетов и лавашей, на полках - разнообразие форм и содержания. Как говорят продавцы, в борьбе за покупателя они пока не собираются пересматривать цены, по крайней мере в этом году.
 
- Мы открылись осенью, когда начался пик роста цен на молоко, яйца, даже дрожжи подорожали. Я уже не говорю о тарифах, за небольшой магазин и производство приходится каждый месяц отдавать ресурсоснабжающим организациям сумму, сопоставимую с расходами на муку, - говорит владелец мини-пекарни Арман Заварян.
 
У него небольшой семейный бизнес. В пекарне работает брат, за прилавком - его жена, он сам развозит лаваши и армянские лепешки утром до точек сбыта, с которыми удалось договориться. В среднем выручки хватает на то, чтобы кормить семью, особо не шикуя. Остатки он старается распродавать в тот же день по себестоимости. Зная это, к нему приходят пенсионеры со всей округи, поэтому убытков не бывает.
 
В шаговой доступности расположены еще три пекарни, одна узбекская, здесь лаваши совсем другой формы и на вкус более хрустящие и пресные. Для их производства не требуется яиц, но по цене они не отличаются от армянских. Получается, что производить такие лаваши намного выгоднее. К тому же специально построенный тандыр работает на газу, это дешевле, чем электрические духовые шкафы.
 
Оказывается, возить хлеб прибыльно даже за сотню километров. Например, фермеры из Никольска каждый день привозят его на ярмарку в областной центр. Благодаря такой живой конкуренции цены в мини-пекарнях более стабильны. Малый бизнес гибко и своевременно реагируют на вкусовые предпочтения покупателей. Так, продажа собственно хлеба, особенно белых сортов из чистой пшеничной муки, за последний год снизилась, зато бойко стала идти торговля пирожками и булочками. Мини-пекарни с уютными интерьерами постепенно вытесняют ларьки с горячими хот-догами и шавермой, они оперативно перешли на формат работы точек быстрого питания. 
 
Кстати: По данным Российской гильдии пекарей и кондитеров, за последние 10 лет крупные производители хлеба из-за мини-пекарен потеряли в деньгах примерно 15 процентов, в натуральном выражении - 10 процентов рынка.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь