ФАС в СМИ: За конкуренцию борись!

14 ноября 2019, 12:39
Источник: Бюджет.ру

Конкуренция — на пользу гражданину

Пленарное заседание открыл заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений В. В. Ефимов, отметив, что конференция проводится в рамках реализации плана по развитию конкуренции на территории столицы. Этот план был подготовлен правительством города совместно с Федеральной антимонопольной службой и направлен главным образом на реализацию национального плана по развитию конкуренции. «Конкуренция — это возможность для горожан, возможность для нас как государства получать наиболее качественные услуги за разумные средства», — сказал заместитель мэра. Но для того, чтобы конкуренция развивалась, с одной стороны, должны быть созданы прозрачные правила и ограничения для бизнеса, с другой — условия для самой конкуренции, то есть обеспечена равная доступность бизнеса к потребителю.

Ефимов вспомнил о том, каким нападкам подвергались власти столицы за закрытие торговых палаток, — критики видели в этом ущемление прав малого бизнеса. Но, по всей видимости, ругали зря, так как, во-первых, в большинстве своем бизнес оказывался не малым, а принадлежал достаточно крупным игрокам рынка. А во-вторых, в результате были разработаны понятные и прозрачные правила предоставления права такой точечной торговли. В результате за девять прошедших с начала той кампании лет количество торговых точек в Москве увеличилось на 60%.

Сегодня в Москве на торгах одной закупки — пять участников, средний показатель по России — 2,2. Среднее снижение цены контракта в результате торгов — примерно 12%

Порядок был наведен и на рынке внутригородских пассажирских перевозок — для частных перевозчиков установлены четкие правила игры. Выгода для жителей столицы налицо — частный транспорт, так же как и муниципальный, работает по расписанию, в соответствии с городским тарифом на транспортные услуги, при этом подвижной состав Москвы заметно обновился.

Нацпроект и конкуренция

По мнению статс-секретаря, заместителя руководителя ФАС А. Ю. Цариковского, национальные проекты невозможно нормально развивать без учета конкуренции.

«Проблемы уже обозначились — средства национальных проектов порой не осваиваются полностью, а там, где они частично осваиваются, конкурсы проходят далеко не с лучшим результатом. Нам нужна развитая конкурентная сеть, в которую могли бы уйти эти огромные средства. Это позволило бы нам осуществлять сразу две задачи: развивать экономику и развивать конкурентную среду. Именно поэтому национальный план развития конкуренции и национальные проекты должны идти в очень тесной связке», — сказал статс-секретарь.

Но времени на создание такой идеальной ситуации нет. Деньги на национальные проекты уже выделены и должны работать. Дорожные карты по плану развития конкуренции в регионах уже сделаны, и сейчас ФАС России вместе с губернаторами, правительствами регионов и предпринимательским сообществом занимается именно корреляцией этих планов с нацпроектами.

В продолжение темы заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России К. Ю. Емельянов напомнил, что оценка деятельности регионов по развитию конкуренции осуществляется четвертый год. «Но, — добавил он, — сейчас методика оценки несколько переосмыслена. Ее фокус смещается от формальных показателей к качественным».

Показателем уровня развития конкуренции в различных сферах, с которыми соприкасается бизнес, стал, в частности, проект Торгово-промышленной палаты России — «Бизнес-барометр коррупции». Это онлайн-анкетирование предпринимателей, результаты которого позволяют увидеть, как бизнес оценивает ситуацию с точки зрения возможности реализоваться на той или иной территории, в той или иной сфере. Последние опросы показали, что третье место в неблаговидном рейтинге наиболее коррумпированных после контрольно-надзорной и разрешительной деятельности занимают государственные закупки. Причем, как сказала вице-президент палаты Е. Н. Дыбова, большие претензии вызывает не 44‑ФЗ, а 223‑ФЗ. Поэтому работать еще есть над чем.

Регулирование не навредит

Работать есть над чем, и регионы работают. В России реализуется достаточно много проектов, которые действительно способствуют решению социально-экономических задач, в том числе в области конкуренции. К примеру, практика Москвы по созданию и ведению портала поставщиков. Этот проект напрямую связан с вопросами конкуренции, потому что обеспечивает для малого бизнеса безбарьерный вход на рынок — для того чтобы участвовать в закупках малого объема, предпринимателю не нужно ничего, кроме электронной цифровой подписи. Результаты применения данного инструмента довольно впечатляющие — ежегодно количество поставщиков увеличивается на 30%.

Пока деятельность электронных магазинов не имеет достаточного правового регулирования, в какой-то степени это тоже обеспечивает их популярность. Российские регионы также начали активно подключаться к платформе. В планах Минфина России упорядочить процесс, и, как сказала руководитель Департамента бюджетной политики в сфере контрактных отношений Минфина России Т. П. Демидова, опыт Москвы и других регионов регулятор учтет. Регламентация деятельности электронных магазинов будет разрабатываться с учетом принципа «не навреди», и в процессе планируется рассмотреть вопрос об увеличении суммы закупки, которую можно осуществить в электронном магазине.

В поисках добросовестного подрядчика

Министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Москвы Е. А. Данчиков отметил, что, на его взгляд, в Москве очень активно формируется конкурентная среда. Основным фактором ее формирования является наличие условий для прозрачности закупочных процедур. Прозрачность, в свою очередь, порождает доверие. А уже доверие участников рынка к госзаказчику дает положительный результат. Сегодня в Москве на торгах одной закупки — пять участников, средний показатель по России — 2,2. Среднее снижение цены контракта в результате торгов — примерно 12%. Доля контрактов с единственным поставщиком в общем их количестве — 10%, что значительно ниже среднероссийского уровня. Эти показатели характеризуют не только закупки по 44‑ФЗ, но и по 223‑ФЗ, потому что с 2014 года в Москве правила работы по 223‑ФЗ были приближены к правилам, регламентированным законом о контрактной системе.

«Очень много делается для усиления контроля и обеспечения прозрачности через разработку типовой документации. У нас на сегодняшний день порядка 20 тысяч процедур проводятся по типовой документации, которую участники рынка уже изучили заранее, так как она находится в открытом доступе», — рассказал Данчиков.

Большое значение имеет и безусловное обеспечение неотвратимости наказания за ограничивающие конкуренцию нарушения. Здесь большую роль играет автоматизация как закупочной, так и контрольной деятельности. По словам Данчикова, если в 2010 году контрольный орган мог обработать лишь порядка 30% закупок, то сегодня каждая закупка проходит автоматический контроль, в результате которого контролеру приходят уведомления о нарушениях. Привлечение к ответственности и применение наказания происходят тоже автоматически. «Пять лет назад основными нарушениям были как раз заточки в документации, приводящие к ограничению конкуренции. Сегодня самые распространенные нарушения — несвоевременное размещение какой-то документации в ЕИС», — проиллюстрировал министр Правительства Москвы мысль о том, что нарушения стали менее значительными и ненамеренными. Сейчас ключевая задача закупочной системы Москвы — увеличение числа добросовестных поставщиков, и этому власти столицы уделяют очень большое внимание.

 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь