Часто задаваемые вопросы

Поиск по ключевым словам

Какая продукция, поставляемая по государственному оборонному заказу, должна проходить процедуру государственной регистрации в ФАС России?

15.03.24
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с подпунктом «б» пункта 115 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465 ФАС России осуществляет регистрацию цен на товары, включенные в перечни продукции по государственному оборонному заказу и поставляемые по государственному оборонному заказу единственными поставщиками.

При этом обращается внимание, что цены на работы и услуги в ФАС России не регистрируются.

Перечень продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен (за исключением ядерного оружейного комплекса), утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 976-р (далее ‒ Перечень).

Пунктом 2 Положения установлено, что единственным поставщиком является поставщик продукции по государственному оборонному заказу, закупка у которого осуществляется в соответствии с пунктами 2, 7 или 56 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В этой связи отмечается, что необходимость осуществления регистрации цен в ФАС России возникает в случае одновременного соблюдения обоих условий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 115 Положения.

Если цена определена с применением затратного метода, может ли она превышать цену, рассчитанную с применением актуальных индексов-дефляторов Минэкономразвития России?

15.03.24
Показать ответСвернуть ответ

Пунктом 15 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465 установлено, что при применении затратного метода цена на продукцию определяется как цена единицы продукции, формируемая исходя из определенного в установленном порядке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат и прибыли.

При этом пунктом 19 Положения предусмотрено, что плановые затраты на поставку (включая производство) продукции в рамках затратного метода могут определяться путем индексации расходов по статьям затрат с применением соответствующих индексов на плановый период в случае отсутствия иных данных, позволяющих определить объем расходов по соответствующей статье затрат в плановом периоде.

Вместе с тем нормами Положения не установлено конкретных ограничений на размер (величину) обоснованного и документально подтвержденного увеличения цены продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, за исключением случаев формирования цены на такую продукцию методом индексации базовой цены или методом индексации по статьям базовых затрат с применением установленных индексов.

Обращается внимание, что частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта.

Какие документы должны быть представлены от потенциальных поставщиков головному исполнителю на рыночную продукцию в случае использования метода сравнимой цены?

15.03.24
Показать ответСвернуть ответ

Выбор метода определения цены на продукцию осуществляется исполнителем на этапе формирования цены на поставляемую продукцию в соответствии с порядком применения методов, предусмотренным разделом II Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465.

В соответствии с пунктом 13 Положения метод сравнимой цены применяется в случае, если не применим метод анализа рыночных индикаторов, но при этом на соответствующем рынке товаров, работ, услуг обращается сравнимая продукция, либо в случае, если уполномоченными государственными или муниципальными органами утверждены в установленном порядке соответствующие тарифы (цены) на рассматриваемую продукцию.

Порядок применения метода сравнимой цены установлен пунктом 14 Положения, в соответствии с подпунктом «а» которого цена на продукцию определяется на уровне, не превышающем цену на сравнимую продукцию с учетом условий ее поставки, в том числе сроков и объемов поставки, наличия авансирования и порядка расчетов за поставленную продукцию. При применении метода сравнимой цены проводится анализ информации о ценах на сравнимую продукцию с учетом условий поставки, ограничений в отношении выбора источников сведений о ценах на сравнимую продукцию Положением не установлено.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 37 Положения в случае применения метода сравнимой цены помимо документов, предусмотренных подпунктами «а» – «в» указанного пункта, представляются сведения о предлагаемой цене на продукцию, пояснительные материалы в произвольной форме, обосновывающие выбор сравнимой продукции для определения цены на планируемую к поставке продукцию, сведения о цене на сравнимую продукцию с соответствующими пояснительными материалами в произвольной форме, расчеты и обоснования цены на планируемую к поставке продукцию в произвольной форме.

Применяется ли метод индексации базовой цены при определении цены на продукцию, цена на которую не подлежит регистрации в ФАС России?

15.03.24
Показать ответСвернуть ответ

Применение метода индексации базовой цены (в том числе в отношении продукции, поставляемой по контрактам в рамках кооперации головного исполнителя) осуществляется в случае соблюдения условий, установленных пунктом 21 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465, при наличии определенной базовой цены единицы продукции.

При этом определение базовой цены единицы продукции, по мнению ФАС России, должно быть зафиксировано сторонами государственного контракта (контракта), в том числе посредством указания об этом в условиях договора, заключенного в письменной форме, либо путем использования форм обосновывающих документов (форма № 1 приложения № 5 к приказу ФАС России от 16.12.2022 № 995/22).

Обращается внимание, что Положением не установлено ограничений на формирование базовой цены в отношении продукции, цена на которую не подлежит регистрации в ФАС России.

Вместе с тем, по мнению ФАС России, в случае формирования цены на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя, с применением метода индексации базовой цены, состав предложения о цене головного исполнителя должен включать в себя в том числе комплект документов, обосновывающих базовую цену на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя.

В каких случаях исполнитель по государственному оборонному заказу вправе не представлять расчетно-калькуляционные материалы головному исполнителю, использующему при определении цены затратный метод?

15.03.24
Показать ответСвернуть ответ

При направлении предложения о цене (прогнозной цене) продукции, поставляемой в рамках кооперации головного исполнителя, организация представляет обосновывающие документы в объеме документов, предусмотренных пунктом 37 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465, в зависимости от используемого метода определения цены на поставляемую продукцию в случаях, указанных в абзацах с пятого по восьмой подпункта «г» пункта 37 Положения.

Вместе с тем частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке.

Обращается внимание, что статьей 14.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление исполнителем или лицом, для которого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа заключение контракта обязательно, по запросу головного исполнителя предложения о цене на продукцию по государственному оборонному заказу (в том числе обосновывающих такую цену документов) либо информации, подлежащей представлению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

 

Особенности применения Положения в случае поставки продукции исполнителем, входящим в кооперацию

15.03.24
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с подпунктом «д» пункта 6 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465 государственное регулирование цен осуществляется в том числе в отношении сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа по поставке продукции, указанной в подпунктах «а» – «г» пункта 6 Положения, – в части применения положений, предусмотренных разделами II, III, IV Положения.

Разделом II Положения определены методы определения цены на продукцию, приоритизация их применения, а также требования к составу обосновывающих документов (расчетно-калькуляционных материалов), направляемых при представлении предложений о цене продукции, в зависимости от используемого метода определения цены на продукцию.

Обращается внимание, что выбор метода определения цены на продукцию осуществляется исполнителем на этапе формирования цены в соответствии с порядком применения методов, предусмотренным разделом II Положения, вне зависимости от метода определения цены на продукцию, применяемого головным исполнителем.

При направлении предложения о цене (прогнозной цене) продукции, поставляемой в рамках кооперации головного исполнителя, организация представляет обосновывающие документы в объеме документов, предусмотренных пунктом 37 Положения, в зависимости от используемого метода определения цены на поставляемую продукцию в случаях, указанных в абзацах с пятого по восьмой подпункта «г» пункта 37 Положения.

Порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, установлен разделом IV Положения.

Согласно пункту 58 раздела IV Положения при определении цены на продукцию методами, отличными от затратного метода и метода индексации по статьям базовых затрат, порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, установленный пунктами 54 – 56 Положения, не применяется.

Таким образом, ограничение плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя, применяется при определении цены на такую продукцию затратным методом и методом индексации по статьям базовых затрат.

Вместе с тем в случае если организацией, входящей в кооперацию головного исполнителя государственного контракта, поставляются сырье, материалы, покупные комплектующие изделия (полуфабрикаты), специальное оборудование и (или) иная продукция для выполнения государственного оборонного заказа по поставке продукции, не подпадающей под перечень, поименованный в подпунктах «а» – «г» пункта 6 Положения, а также продукции, планируемой к закупке путем использования конкурентных способов определения поставщиков, указанной в пункте 8 Положения, то при определении начальной (максимальной) цены контракта либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» а также нормативными правовыми актами, принятыми в его исполнение.

Может ли лицо, сообщившее или заявившее о наличии события административного правонарушения, ознакомиться с информацией о ходе рассмотрения дела об административном правонарушении (ознакомиться с материалами дела)?

23.01.24
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Рассмотрение обращений об ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП). Знакомиться со всеми материалами дела об административных правонарушениях могут только лица, перечисленные в главе 25 КоАП, в частности, физическое лицо, признанное должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, потерпевшим.

В ином случае с результатами рассмотрения материалами дела об административном правонарушении можно ознакомиться на сайте ФАС России в сети «Интернет» по адресу: https://br.fas.gov.ru/.

О применении индексов-дефляторов при ценообразовании на продукцию, поставляемую в рамках гособоронзаказа

23.01.24
Показать ответСвернуть ответ

Порядок применения индексов и индексов-дефляторов установлен приказом Минэкономразвития России от 01.04.2020 № 190 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической̆ деятельности, а также иных показателей̆ в составе прогноза социально-экономического развития Российской̆ Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».

Актуальные показатели прогноза социально-экономического развития Российской̆ Федерации до 2025 года, используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, доведены письмом Минэкономразвития России от 28.09.2022 № 36804-ПК/ДОЗи.

Учитывая изложенное, индекс цен (индекс-дефлятор), указанный̆ в пунктах 2.1, 2.2 формы представления антимонопольному органу информации о факте повышения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, утверждённой̆ приказом ФАС России от 17.06.2019 № 772/19, должен соответствовать актуальным индексам и индексам-дефляторам.

Может ли индивидуальный предприниматель быть исполнителем гособоронзаказа?

23.01.24
Показать ответСвернуть ответ

Согласно статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон об оборонном заказе) исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу, — это лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.

Таким образом, ограничения для участия индивидуальных предпринимателей в качестве исполнителей в поставках продукции по государственному оборонному заказу Законом об оборонном заказе не установлены.

Почему региональный оператор выставляет плату за ТКО без заключения со мной договора?

21.01.24
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Исключений для городов федерального значения в этой части действующим законодательством не предусмотрено.

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО регламентирован Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее — Правила № 1156).

На основании Правил № 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) Правил № 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Где можно получить информацию о гарантирующей организации, в которую следует обращаться заявителю для заключения договоров холодного водоснабжения и (или) водоотведения?

21.01.24
Показать ответСвернуть ответ

Пунктом 5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее — Правила № 644), определено, что договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами
и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 29.07.2013 № 645.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Законом № 416-ФЗ (пункт 4.3 часть 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ).

Учитывая изложенное, с целью получения информации о гарантирующей организации, в которую следует обращаться заявителям для заключения договоров холодного водоснабжения и (или) водоотведения, необходимо направлять запрос в орган местного самоуправления.

Какие средства подлежат включению в размер платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, устанавливаемой в индивидуальном порядке, для компенсации регулируемой организации?

21.01.24
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 110 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования), в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:

- расходы на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика;

- расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;

- расходы на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;

- налог на прибыль, определяемый в соответствии с налоговым законодательством.

 

Подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения через технологически связанные (смежные) объекты централизованных систем водоснабжения или водоотведения.

19.01.24
Показать ответСвернуть ответ

Пунктом 59 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2130 (далее – Правила № 2130), установлено, что в случае если подключение подключаемого объекта к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется (с учетом места нахождения подключаемого объекта, его параметров и технической возможности его подключения) через технологически связанные (смежные) объекты централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения или водоотведения, принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании смежному владельцу, заключение договора о подключении осуществляется исполнителем только после получения от смежного владельца в письменной форме согласия на подключение через принадлежащие смежному владельцу объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
 

В случае, указанном в абзаце первом указанного пункта, исполнитель направляет смежному владельцу запрос о предоставлении его согласия на подключение через принадлежащие смежному владельцу объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (с указанием в запросе планируемых точки присоединения, точки подключения, разрешаемого заявителю отбора объема горячей воды, холодной воды, режима водопотребления (отпуска), режима отведения сточных вод).
Если смежный владелец является организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, и (или) организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или транзитной организацией, он не вправе отказать в подключении через принадлежащие ему объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, за исключением отсутствия технической возможности подключения, определяемой в соответствии с пунктом 44 Правил № 2130.

 

При получении исполнителем отказа смежного владельца в согласовании подключения через принадлежащие ему объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или при неполучении в течение 5 рабочих дней со дня направления исполнителем смежному владельцу запроса, указанного в абзаце первом пункта 59 Правил № 2130, ответа от смежного владельца, исполнитель в срок не позднее 20 рабочих дней со дня получения от заявителя заявления о подключении уведомляет об этом заявителя в письменной форме с одновременным направлением заявителю проекта договора о подключении с определением точки присоединения на существующих объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принадлежащих исполнителю (с учетом требований пунктов 48 – 57 Правил № 2130).

 

В каких случаях можно пересмотреть индивидуальную плату за подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения?

19.01.24
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 11 (1) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, изменение размера платы за подключение к системе теплоснабжения, установленной в индивидуальном порядке, возможно в случае изменения технических условий, а также условий подключения (технологического присоединения) в части изменения величины подключаемой нагрузки, местоположения точки (точек) подключения
и требований к строительству (реконструкции) сетей, а также при внесении иных изменений в проектную документацию для выполнения необходимых технологических мероприятий для подключения к системе теплоснабжения, подтвержденных заключением экспертизы проектной документации.

Правительство Российской Федерации утвердило индексы по субъектам Российской Федерации, а в действительности коммунальные услуги подорожали больше. В чем причина?

19.01.24
Показать ответСвернуть ответ

Для сдерживания роста тарифов Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает ограничение роста платы граждан за все коммунальные услуги путем установления Правительством Российской Федерации индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельного отклонения от величины указанных индексов. Главой региона устанавливаются предельные (максимальные) индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям субъектов Российской Федерации.

Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъекту и предельно допустимые отклонение на 2024 год утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.11.2023 № 3147-р, в первом полугодии 2024 года рост платы граждан не предусмотрен, при этом с 01.07.2024 произойдет рост.

Индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям субъектов Российской Федерации формируются на основании индексов в среднем по субъектам Российской Федерации и предельного отклонения от величины указанных индексов по предложению главы региона и утверждаются Правительством Российской Федерации.

Установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу за все коммунальные услуги.

Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, плата за отдельные коммунальные услуги может быть больше или меньше установленного индекса.

Если индекс по муниципалитету превышен, Вы можете обратиться в региональный орган ГЖИ.

Возможно ли предоставление земельного участка собственнику здания, расположенного на нем, в объеме, значительно превышающем площадь такого здания, на основании части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации?

19.01.24
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ по общему правилу продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах.

При этом подпунктом 6 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.

В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имею граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Пунктом 1 статьи 287.3 ГК РФ установлено, что собственник здания или сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, пользуется данным земельным участком на условиях и в объеме, которые предусмотрены законом или договором с собственником данного земельного участка.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 35 ЗК РФ предусмотрено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Таким образом, исключительное право на приобретение в собственность возникает на ту часть земельного участка, которая необходима для использования находящегося на таком земельном участке здания, сооружения.

Кроме того, в судебной практике выработан следующий подход: при предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов уполномоченный орган обязан учитывать потребность в данном земельном участке исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2017 № 305-КГ16-16409 по делу № А40-100700/2015).

При этом статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

Таким образом, при рассмотрении уполномоченным органом обращений о предоставлении в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.20 ЗК РФ, необходимо учитывать цель предоставления земельного участка, потребность в таком земельном участке, а также требования, предъявляемые к эксплуатируемым объектам недвижимости.

Возможно ли заключение договора субаренды земельного участка, предоставленного в целях реализации решения о комплексном развитии территории (далее – КРТ), между юридическим лицом, определенным субъектом Российской Федерации, и иным лицом?

19.01.24
Показать ответСвернуть ответ

Согласно части 1 статьи 69 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) заключение договора о КРТ осуществляется по результатам торгов, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Части 11, 12 статьи 68 ГрК РФ предусматривают возможность лица, с которым заключен договор о КРТ, привлечь к исполнению такого договора иное лицо, передать указанному лицу предоставленный ему для целей КРТ земельный участок или его часть в субаренду без согласия арендодателя такого земельного участка на срок, не превышающий срок его аренды.

Вместе с тем действующая редакция главы 10 ГрК РФ не предусматривает возможность заключения договора о КРТ в случае самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории жилой застройки или реализации такого решения юридическим лицом, созданным Российской Федерацией и обеспечивающим реализацию принятого Правительством Российской Федерации решения о КРТ или созданным субъектом Российской Федерации и обеспечивающим реализацию принятого субъектом Российской Федерации решения о КРТ (далее – Юридическое лицо), возможность привлечения Юридическим лицом третьи лиц для реализации КРТ.

Таким образом, по мнению ФАС России, вышеуказанные положения статьи 68 ГрК РФ не подлежат применению.

Вместе с тем, согласно совместной позиции ФАС России и Минстроя России, Юридическое лицо вправе привлечь к исполнению решения о КРТ подрядчика.

Допустимо ли заключение дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка с расположенным на нем объектом незавершенного строительства в части дополнения условием о сносе объекта незавершенного строительства и строительстве нового объекта?

19.01.24
Показать ответСвернуть ответ

Постановлением Правительства Российской Федерации о 03.12.2014 № 1299 утверждены Правила проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства (далее – Правила).

Согласно подпункту «г» пункта 7 Правил извещение о проведении аукциона должно содержать сведения об объекте незавершенного строительства, включая примерное определение его готовности, выраженное в процентах, кадастровый номер (при наличии), а также о земельном участке, на котором он расположен (местоположение, площадь, кадастровый номер земельного участка, разрешенное использование и указание на предельные параметры его застройки).

При этом договор купли-продажи заключается на условиях, определенных аукционной документацией и по цене, предложенной победителем торгов.

Вместе с тем согласно пункту 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства собственнику объекта незавершенного строительства.

Учитывая изложенное, договор аренды земельного участка для завершения строительства заключается без проведения торгов на основании договора купли-продажи объекта незавершенного строительства.

Вместе с тем условия договора, заключенного по результатам торгов, в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами только при наличии оснований, установленных статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом снос объекта, покупка которого являлась существенным условием договора купли-продажи, а также строительство нового объекта, фактически ведут к замене предмета договора купли-продажи, а также изменению условий договора купли-продажи, заключенного по итогам торгов по основаниям, не предусмотренными пунктом 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, условие о необходимости предварительного сноса объекта незавершенного строительства могло иметь существенное значение для принятия потенциальными участниками решения об участии в торгах, и, как следствие, могло привести к сокращению количества участников торгов.

Таким образом, изменение условий заключенного договора относительно его проекта, исполнение договора на условиях, отличных от указанных в документации, нарушает равенство потенциальных участников торгов и влечет изменение круга заинтересованных в заключении договора купли-продажи лиц.

Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, внесение изменений в договор аренды земельного участка в части дополнения условием о сносе объекта незавершенного строительства недопустимо.

Правомерно ли продление договора аренды земельного участка на право размещения НТО?

19.01.24
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Согласно пункту 8 статьи 39.8 ЗК РФ для договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены максимальные (предельные) сроки.

Таким образом, договоры аренды подлежат прекращению после истечения срока аренды, на который они заключались, и не могут быть возобновлены на неопределенный срок.

Согласно пункту 15 статьи 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, урегулированы пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ, а условия реализации такого права – пунктом 4 данной статьи.

При отсутствии в совокупности вышеперечисленных условий арендатор земельного участка лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ).

Таким образом, использование земельного участка без действующего договора аренды земельного участка не допускается, заключение договора на право размещения НТО должно осуществляться с использованием конкурентных процедур.

Может ли ФАС проверить обоснованность размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме?

14.01.24
Показать ответСвернуть ответ

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

  1. плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
  2. взнос на капитальный ремонт;
  3. плату за коммунальные услуги.

Взнос на капитальный ремонт и тариф на коммунальный ресурс, подлежащий государственному регулированию, не являются тождественными понятиями.

Тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги определяется из объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период, и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного ЖК РФ и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Федеральный закон от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Положение о ФАС России не предусматривают полномочий ФАС России по оценке экономической обоснованности взноса на капитальный ремонт.

За разъяснениями по вопросу установления размера взноса на капитальный ремонт в конкретном регионе необходимо обращаться в правительство региона проживания с соответствующим заявлением. В случае несогласия с результатами рассмотрения заявления необходимо обращаться в суд в установленном законом порядке.

Кроме того, дача разъяснений по вопросам, связанным с установлением взносов на капитальный ремонт, отнесена к компетенции Минстроя России, в адрес которого целесообразно обращаться по данному вопросу.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь