Анатолий Голомолзин: о принимаемых мерах по развитию конкуренции на рынках газа в Российской Федерации

01 марта 2019, 11:33
2302 %d0%b0%d0%bd%d0%b3 %d0%bd%d0%b5%d1%84%d1%82%d1%8c %d0%b3%d0%b0%d0%b7 %d0%b8 %d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%be

С развитием рынков газа и рыночного ценообразования должна возрастать роль потребителей

А.Н. Голомолзин, заместитель Руководителя ФАС России, к.т.н.

Антимонопольное ведомство сейчас работает над рядом мер по развитию российского рынка газа. В соответствии с утвержденным Президентом Российской Федерации в конце декабря 2017 года Национальным планом развития конкуренции развивать российскую экономику предполагается, в том числе, с помощью организованной (биржевой) торговли по отдельным секторам товарных рынков, к которым относится и рынок газа.

Переход к рыночному ценообразованию предполагается путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ, обеспеченных в том числе увеличением объема продаж природного газа на организованных торгах, формирования биржевого и внебиржевого индексов.

Летом 2018 года Правительство Российской Федерации утвердило дорожные карты по основным отраслевым товарным рынкам. В частности, утверждена дорожная карта, содержащая мероприятия по системному развитию организованных торгов природным газом, формированию рыночных цен, привлечению хозяйствующих субъектов к участию в биржевых торгах.

Ключевым элементом национального рынка газа является рыночное ценообразование. Россия находится не на этапе формирования рынка газа, на этапе его развития. Прошли структурные преобразования в Газпроме: организационно обособленно функционируют предприятия по добыче, транспортировке, распределению и сбыту газа; функционируют независимые производители газа, которые его поставляют на рынок в условиях свободного ценообразования; большинство крупных промышленных потребителей получают газ именно по свободным ценам. Стоит отметить, что рынок поставки природного газа в России перестал быть монопольным, но является высококонцентрированным. На нем коллективно доминируют и совокупно занимают долю более 70 % три компании - ПАО «Газпром», ПАО «Новатэк», ПАО «НК «Роснефть». При этом доля каждого из указанных хозяйствующих субъектов выше 8 %.

Это дает нам основания двигаться дальше по направлению дерегулирования цен. Понятно, что просто принять решение по дерегулированию означало бы возможность выстраивания монопольного ценообразования, когда в условиях дружественной конкуренции цены формируются только тремя игроками, что естественно может приводить к негативным последствиям. Специально настраиваемые механизмы позволяют защищать потребителей и рынок от этого. К этому механизму относится развитие биржевой торговли, когда потребители получают возможность оказывать давление на цену.

Дорожная карта по газоснабжению, утвержденная Правительством Российской Федерации, состоит из трех блоков. Первый блок касается вопросов по обеспечению доступа к услугам естественных монополий, включая вопросы совершенствования системы тарифообразования. Второй посвящен мерам по развитию организованной торговли природным газом. Третий – мероприятиям, которые необходимы для развития внутреннего рынка газа в развитие тех процессов и того состояния рынка, которое уже состоялось.

Во исполнение мероприятий Дорожной карты разработан и обсуждается с заинтересованными ведомствами и организациями проект постановления Правительства Российской Федерации по вопросам развития рыночных принципов ценообразования на внутреннем рынке газа. Документ предполагает отменить государственное регулирование оптовой цены на газ (за исключением населения и приравненных к нему групп), реализуемой ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами; установить единый тариф на транспортировку газа по магистральным газопроводам для независимых производителей газа, равно как и для ПАО «Газпром» и его аффилированных лиц.

Также сейчас в стадии обсуждения находится вопрос совершенствования методики тарифообразования услуг по транспортировке газа, в которой ключевое условие имеет равенство условий работы независимых компаний и ПАО «Газпром». Действующая методика должна быть доработана таким образом, чтобы оценивать экономическую обоснованность базового тарифа, и исходя из этого уровня принимать решения об индексации тарифов на долгосрочную перспективу. Кроме этого, с учетом происходящих изменений на рынке и в порядке совершенствования договорных отношений его участников, прорабатывается новая модель ценообразования по принципу «вход – выход».

ФАС России также разработан и обсуждается проект постановления Правительства Российской Федерации, который в том числе касается изменения существующих правил недискриминационного доступа. В них, в частности, появится новый раздел, связанный с технологическим присоединением к магистральным сетям. Этот вопрос имеет большое значение для развития как газодобывающих компаний, так и газопотребляющих организаций. В правилах также появился новый раздел, касающийся доступа к системам ПХГ. Подготовлен проект типового договора, сужающий поле для дискуссий между монопольным поставщиком услуг и его контрагентами.

Сейчас ведется доработка правил недискриминационного доступа к газораспределительным сетям. Соответствующий проект подготовлен и в соответствии с планом в I квартале 2019 года будет обсуждаться. Мы направили на регистрацию в Минюст России Приказ «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, а также правил заполнения указанных форм». Это ключевой документ, имеющий значение как повышения доступности инфраструктуры, так и для повышения эффективности тарифного регулирования.

6 декабря 2018 года Минюст России зарегистрировал приказ ФАС России «Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину». Существенная оптимизация затрат на подключение, повышение прозрачности при определении платы за технологическое присоединение позволит увеличить темпы газификации в стране.

Развитие биржевой торговли газом – ключ к созданию системы, в которой потребитель принимает непосредственное участие в ценообразовании, и чтобы эта система заработала устойчиво, нужно принять поправки в ряд сопровождающих биржевую торговлю документов – доработать Правила поставки газа и усовершенствовать договорные отношения.

Здесь речь идет о ряде аспектов, связанных с балансирующим рынком газа – о необходимости перепродажи объемов газа, которые не были использованы либо проданы в рамках биржевых торгов. Механизм перепродаж в этом сегменте понятен и прогнозируем. Дальше речь идет о том, чтобы расторговывать перепроданные или неиспользованные объемы газа в режиме прямых контрактных отношений. Это те объемы, которые позволяют балансировать этот рынок газа. Это существенно повышает его эффективность с одной стороны, а с другой стороны, дает дополнительный источник для формирования ликвидности. Тогда у нас не будет острой необходимости обязывать каких-либо игроков доставлять дополнительные объемы. В силу объективных причин никто заранее не знает какой объем газа будет заявлен в задании, какой будет потреблен. Поэтому важно, чтобы существовали экономические механизмы приведения рынка в состояние устойчивого динамического равновесия, которое обеспечивается за счет механизмов биржевой торговли. Наряду с повышением экономической эффективности функционирования рынков, биржевая торговля и балансирующий рынок обеспечивают повышение надежности газоснабжения.

На этапе запуска биржевых торгов соблюдалось требование паритета, когда и ПАО «Газпром» и независимые компании поставляли на рынок примерно одинаковые объемы газа. В последнее время ситуация изменилась: сейчас в основном торгует Газпром. У независимых компаний недостаточно ресурсов. И понятно, что есть необходимость эту проблему решить. ФАС России уже подготовила проект постановления Правительства Российской Федерации о том, чтобы увеличить долю разрешенных объемов Газпрома с 17,5 млрд рублей до не менее чем 35 млрд рублей.

Не только независимые участники, не только добывающие и продающие компании выходят на рынок организованной торговли газом. Меняется коммерческая инфраструктура рынка и появляются новые его участники. Сейчас компания «Газпром межрегионгаз поставка» получает статус оператора товарной поставки и начинает работать в совершенно других условиях – в соответствии с законодательством об организованных торгах и о клиринговой деятельности. И такие может быть незаметные для глаза обывателя изменения имеют кардинальное значение для рынка.

Об основных положениях Программы формирования общего рынка газа ЕАЭС

6 декабря 2018 года в г. Санкт-Петербурге прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета, в ходе которого Главы стран-членов ЕАЭС подписали Программы формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.

ФАС России и Минэнерго России вместе с коллегами из стран – членов ЕАЭС стали основными разработчиками этих документов, работа над которыми велась в течение двух лет после принятия главами государств – участников ЕАЭС Концепции формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза и Концепции формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза. Программа формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза включает в себя 68 статей, детализирующие все средства формирования рынка газа не позднее конца 2024 года.

Программа разработана с учетом: экономических интересов государств-членов (включая особенности функционирования и развития внутренних рынков газа государств-членов) и законодательства государств-членов; принципов формирования общего рынка газа Союза, в том числе принципа первоочередного обеспечения внутренних потребностей в газе государств-членов; права государства-члена принимать необходимые регулятивные меры на своем внутреннем рынке газа в случае угрозы экономической или энергетической безопасности этого государства-члена; достигнутых договоренностей и международных договоров между государствами-членами и международных договоров государств-членов с третьими государствами в газовой сфере; международного опыта формирования общих рынков газа.

Подписанный документ вносит существенные изменения в отношениях на рынке ЕАЭС. Предполагается, в частности, что на общем рынке газа будет обеспечен доступ к услугам инфраструктурных организаций, включая доступ к газотранспортным системам и к биржевым торгам газом; применение на общем рынке газа Союза различных механизмов заключения договоров на поставку газа (долгосрочных и краткосрочных договоров, биржевых сделок); заключение договоров на поставку газа на общем рынке газа Союза по рыночным ценам. Формироваться эти отношения будут в развитие тех договоров и базовых принципов, которые существуют в настоящее время между нашими странами.

При функционировании общих рынков газа регулироваться они будут в соответствии с национальным законодательством. В этом документе сформулированы принципы функционирования этих рынков, в соответствии с которыми будет гармонизировано национальное законодательство.

Рынок газа должен быть создан в три этапа. Первый этап завершается не позднее 1 января 2021 года. Основным результатом этого этапа должно стать создание методической и организационной основы формирования общего рынка газа Союза.

Второй этап завершается не позднее 1 января 2022 года. Его основным результатом должно стать создание инфраструктурной, технологической и правовой основы формирования общего рынка газа Союза. На втором этапе необходимо в том числе обеспечить на территории Союза функционирование одной или нескольких товарных бирж, на которых могут осуществляться биржевые торги газом, подготовить проект международного договора о формировании общего рынка газа Союза.

Третий этап завершается не позднее 1 января 2025 года. Основным результатом данного этапа должно стать обеспечение готовности государств-членов к участию субъектов рынков газа государств-членов в общем рынке газа Союза, в том числе создание экономических условий для функционирования общего рынка газа Союза.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь