Интервью заместителя руководителя УФАС по Кабардино-Балкарии Анны Кумаховой. Промежуточные итоги реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации. Отмена операторами связи роуминга в России.

25 декабря 2019, 12:32
2392 677

- Указом Президента РФ от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утверждён Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы. Какие основные цели государственной политики отражены в указанном документе?

- В этом документе отражены цели государственной политики по развитию конкуренции, в том числе повышение удовлетворённости потребителей; повышение экономической эффективности и конкурентоспособности; стабильный рост и развитие многоукладной экономики. Национальный план развития конкуренции в РФ является документом стратегического планирования, предусматривающим перечень конкретных мероприятий, задача выполнения которых поставлена перед Правительством РФ, органами власти различного уровня в наиболее важных и системообразующих сферах и отраслях экономики.

Также в нём указаны основные ключевые показатели, которые должны быть достигнуты до 2020 года, в частности, для решения проблемы высокой доли государственного участия в экономике решено увеличить доли частного сектора - не менее трёх компаний в каждой отрасли экономики, минимум одна из которых должна быть частной, что в свою очередь создаст здоровую конкуренцию на различных товарных рынках. Также планируется достигнуть снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти не менее чем в два раза, в связи с чем создана и уже внедрена в работу органов государственной власти система антимонопольного комплаенса (система мер, направленных на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства). Кроме того, стоит задача по увеличению доли госзакупок, участниками которых являются только субъекты малого, среднего предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, что позволит содействовать развитию малого и среднего предпринимательства, повышению уровня доходов в указанном секторе, созданию новых рабочих мест. Конкуренция на торгах будет способствовать снижению цен на закупках товаров, работ и услуг, а государство получит экономию бюджетных средств.

В «Перечне отраслей (сфер) экономики (видов деятельности) и ожидаемых результатов развития конкуренции» Национального плана содержится ещё ряд иных показателей, работа по достижению которых ведётся во всех регионах Российской Федерации.

- Какие задачи поставлены для реализации положений Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации?

- Пятого апреля 2018 года состоялся Государственный совет по вопросам развития конкуренции, по итогам которого был дан ряд поручений, касающихся разработки системных документов федерального и регионального уровней власти, а также перезагрузки существующих проектов. Так, согласно поручению Президента России органам власти субъектов Российской Федерации надлежало обеспечить до первого января 2019 года внесение изменений в положения об органах власти субъектов РФ, предусматривающих приоритет целей и задач по содействию развитию конкуренции, принять до первого марта 2019 года меры, направленные на создание и организацию системы антимонопольного комплаенса; актуализировать стандарт развития конкуренции в субъектах РФ, сформировав «дорожные карты» развития конкуренции в регионе по ключевым показателям развития конкуренции в приоритетных отраслях (сферах). Определить минимум 33 отрасли из 41 для развития конкуренции с учётом географических особенностей субъекта Российской Федерации. Хочется отметить, что наш регион находится в числе первых, выполнивших все основные поручения Президента Российской Федерации. Распоряжением Главы КБР в сентябре 2019 года утверждён актуализированный план мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в КБР на ближайшие годы.

- А что входит в задачи территориальных органов ФАС России?

- В основные задачи Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР входят оказание методической и практической помощи республиканским органам власти и органам местного самоуправления; сбор сведений и оценка выполнения мероприятий, достижение ключевых показателей «дорожных карт»; формирование и организация работы общественного совета по содействию развитию конкуренции при управлении. По всем трём направлениям УФАС России по КБР провело соответствующую работу, в том числе при управлении образован и уже осуществляет свою деятельность общественный совет по содействию развитию конкуренции.

- Есть ли уже какие-либо результаты реализации положений Национального плана развития конкуренции в целом на территории Российской Федерации?

- Да, такой результат уже есть, это отмена операторами связи роуминга в России. Важность решения поставленной задачи также была закреплена в Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утверждённом Указом Президента Российской Федерации, в котором для сферы «Телекоммуникации» установлен ожидаемый результат - устранение необоснованной разницы в тарифах на услуги сотовой связи при поездках по РФ (роуминг).

Ликвидацию роуминга в России ФАС начал в конце 2016 года. С ноября 2016 года вопросы отмены роуминга прорабатывались в рамках рабочей группы при ФАС России и находились в фокусе внимания антимонопольного органа как регулятора, обеспечивающего эффективное экономическое развитие, соблюдение баланса интересов потребителей и производителей.

10 апреля 2017 года ФАС России было инициировано антимонопольное расследование в отношении операторов «большой четвёрки» за установление и поддержание монопольно высоких цен на услуги связи в национальном роуминге, в том числе на территории Республики Крым и Севастополя.

В июле 2017 года ФАС выдала четырём операторам предупреждение о ликвидации внутрисетевого роуминга. Операторам связи до августа 2017 года надлежало изменить все действующие тарифные планы, исключив из них необоснованную разницу цен при нахождении абонента в «гостевом» регионе.

С апреля 2018 года цены в национальном роуминге (Крым) приведены к уровню цен домашнего региона. Снижение цен составило от 2 до 10 раз: стоимость голосовых соединений составила от 0 до 2 рублей в минуту, ранее абоненты платили по 9-10 рублей. Стоимость смс-сообщений снизилась до двух рублей за одно смс с ранее установленных 3,90-4,90 рублей. Стоимость передачи данных снижена с 9-10 до 1-3 рублей за Мб.

С августа 2018 года ликвидирован «внутрисетевой роуминг». Цены на смс, передачу данных и исходящие голосовые соединения в поездках были установлены на том же уровне, что и в домашнем регионе. Входящие звонки бесплатные (ранее цена составляла 9,90-10 руб.). Также операторы внесли изменения в «пакетные» тарифные планы, согласно которым при поездках за пределы домашнего региона пакеты минут, sms, передачи данных расходуются из предоплаченного пакета. Снижение тарифов составило от 2,5 до 10 раз.

Ликвидация роуминга оказалась полезной для всех участников: потребители экономят не менее шести миллиардов рублей в год, операторы получили рост потребления услуг связи и повышение лояльности абонентов: граждане перестали бояться включать телефон в поездках. Соответственно отсутствуют какие-либо предпосылки для роста цен на услуги связи с отменой роуминга.

С первого июня вступили в силу поправки к Федеральному закону «О связи», распространившие требования о ликвидации роуминга на всех операторов сотовой связи, не только на тех, которые занимают доминирующее положение.

Очень важно, что федеральный закон ввёл требование о бесплатных входящих звонках в случаях, когда абонент выезжает за пределы сети своего оператора связи. Особенно чувствительно это для людей, приезжающих в Крым и Севастополь из других регионов России.

Деятельность по ликвидации роуминга в России получила высокую оценку в международном сообществе.

Ведомство стало победителем в конкурсе всемирного банка - Международной конкурентной сети в номинации «Развитие конкуренции в секторе цифровой инфраструктуры, цифровых платформ и цифровых финансов» с проектом «Отмена национального и внутрисетевого роуминга».

- Почему так долго ликвидировался роуминг, разговоры шли с 2010 (2014, 2016) года?

- В 2010-2014 гг. рассмотрение дел, а также выработка подходов к установлению обоснованных цен в роуминге касалась международного роуминга, в том числе в странах СНГ и ЕАЭС.

К ликвидации роуминга в России ФАС России приступил в конце 2016 года, причём сделал это по собственной инициативе. Для участников рынка были определены основные этапы отмены роуминга.

За два-три месяца многие операторы снизили свои межоператорские ставки, создав возможность для снижения абонентских тарифов при нахождении абонента в сети другого оператора. Поскольку в добровольном порядке операторы связи не пошли на отмену роуминга, были возбуждены дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

С этого момента начались процедуры антимонопольных расследований, которые были завершены в установленный законом о защите конкуренции срок.

В результате роуминг был отменён (тарифы на услуги связи в поездках стали, как в домашнем регионе).

- Приведёт ли отмена роуминга к повышению цен на услуги сотовой связи?

- Нет, отмена роуминга ни в какой мере не может являться основанием для повышения цен на услуги связи. Как было установлено в ходе рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, установление надбавок или более высоких тарифов в поездках по стране являлось экономически и технологически необоснованным - то есть никаких дополнительных затрат у операторов связи в случаях, когда абонент уезжал из домашнего региона, не возникает.

По факту со времени отмены роуминга (с апреля и августа 2018 года) повышение цен было зафиксировано только в январе 2019 года и связано с повышением НДС до 20 процентов. Иного повышения не выявлено.

Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь