Руслан Абейдуллин: работа Ленинградского УФАС России должна способствовать развитию экономики региона

27 декабря 2019, 12:47
2393 %d0%91%d0%b5%d0%b7%d1%8b%d0%bc%d1%8f%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9

В Ленинградском УФАС России подвели итоги года. Так, 2019 год прошел под эгидой борьбы с картелями, а для совершенствования раскрытия антиконкурентных соглашений центральный аппарат антимонопольной службы выпустил программное обеспечение «Антикартель» (Большой цифровой кот). Кроме того, в этом году в областном ведомстве произошли кадровые и структурные изменения. Осенью Алексей Журавлев покинул пост заместителя руководителя, передав свои полномочия Руслану Абейдуллину. О задачах, которые ставит перед собой куратор двух ключевых отделов Ленинградского УФАС, а также о первых итогах - в интервью журнала «Конкуренция и рынок».

Новый заместитель главы областного УФАС окончил факультет государственного и муниципального управления РАНХиГС. На службу в Ленинградское УФАС поступил в 2015 году, около двух лет занимал различные должности в отделе антимонопольного контроля и рекламы. В 2017 -м возглавил отдел контроля естественных монополий. И вот теперь в зоне ответственности молодого чиновника - два основных отдела регионального ведомства: отдел контроля закупок и органов власти и отдел противодействия монополистической деятельности и картелям.

Руслан Анверович, за 4 года работы в областном УФАС вы прошли серьезный путь: от младшего специалиста до руководящего состава. При этом Вы довольно молод. Как восприняли предложение занять столь ответственную должность?

Понимаете, я начал с самых основ: работал с заявлениями, занимался расследованием антимонопольных дел, выступал в судах. Кроме того, за это время мне удалось поработать по всем направлениям деятельности нашего ведомства. То есть, я занимался контролем рекламного, торгового законодательства, мониторингом цен на товарных рынках. Позднее погрузился в работу инфраструктурных рынков - это газо-, водо-, электроснабжение и все вытекающие из этого проблемы, в том числе и тарифы. Также мой отдел рассматривал жалобы на закупки в рамках 223-ФЗ. Поэтому, когда мой коллега Алексей Александрович решил уйти со своей должности и посвятить себя другому направлению деятельности Ленинградского УФАС, и встал вопрос, кто сменит его, я был уже достаточно подготовленным.

Вы курируете, пожалуй, два ключевых отдела ведомства. Не слишком ли большой фронт работы для одного человека?

Я не стал бы называть мои отделы ключевыми. Контроль товарных рынков и рекламы - не менее важны, чем курируемые мной направления. Просто, видимо, на госзакупки и действия сетевых организаций поступает больше жалоб, поэтому и складывается такое впечатление. И, конечно же, картели в последнее время стали очень актуальной проблемой. Что касается фронта работы - да, он внушительный, тем более после объединения отдела контроля органов власти с отделом контроля закупок. Но это объединение вполне оправдано. Как нам кажется, данные изменения оптимизируют работу нашего Управления. Поскольку некоторые нарушения Закона о контрактной системе связаны с нарушением антимонопольного законодательства, которые допускают государственные и муниципальные заказчики, объединение этих двух отделов очень логично, так как позволит нам быстрее реагировать на такие случаи. А что касается второго отдела, который борется с недобросовестными монополистами, за то время, пока я занимался инфраструктурными рынками, я, можно сказать, прикипел душой к этому направлению.

Как оцениваете ситуацию на рынке госзаказа в регионе?

На мой взгляд, не все так печально, как было несколько лет назад. Нарушения есть, но уже не такие грубые. Все-таки с момента появления 44-ФЗ прошло достаточно времени, сформировалась определенная судебная практика, в сам закон постоянно вносятся поправки, которые его корректируют и совершенствуют, заказчики становятся более грамотными, делают меньше ошибок. Конечно, есть и те, кто осознанно идет на нарушение, но это отдельная тема. Хочу отметить, что в данном направлении деятельности у нас сформировалась профессиональная команда, а это, знаете ли, уже половина успеха.

Поговорим о картелях. Информационное поле переполнено сообщениями о сговорах, которые раскрываются сотрудниками антимонопольной службы по всей стране. Насколько остро эта проблема стоит в Ленинградской области?

Как и во всех регионах с развитой конкуренцией. Естественно, компании, которые заходят на аукционы, желают получить контракт по максимально высокой цене. Сами понимаете, государственный или муниципальный контракт и постоянное присутствие на рынке госзаказа - это своего рода гарант завтрашнего дня для предпринимателей. Но в погоне за ним нельзя забывать о принципах добросовестной конкуренции. Некоторые хозсубъекты этими принципами намеренно пренебрегают. Поэтому то, что я курирую отдел госзакупок и отдел, который занимается картелями - тоже шаг на пути к совершенствованию работы по раскрытию сговоров на государственных и муниципальных торгах. Да, картельных сговоров хватает и этим направлением нужно заняться более плотно. Думаю, что сейчас, когда центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы разработал и запустил программное обеспечение по выявлению и доказыванию картелей «Антикартель», которое должно стать главным инструментом борьбы со сговорами в Сети. «Цифровой кот», как ее называют в народе, способен анализировать огромный массив данных, вычислять алгоритмы, выявлять картели и формировать доказательную базу.

Как ведут себя областные монополисты?

По-разному. Например, с Ленэнерго наши взаимоотношения складываются с переменным успехом. Понятное дело, компания крупная, абонентов много, обязанностей много. Иногда, мы находим взаимопонимание, видим стремление организации сократить количество нарушений. Но потом очередной бум, шквал жалоб, снова административные дела и солидные штрафы. В общем, работаем. Приморский торговый порт - следующий крупный монополист, который находится в поле нашего внимания. Здесь пока наши взгляды расходятся (речь идет об ограничении конкуренции в акватории ООО «ПТП» - прим.ред). Хочу отметить, что наша позиция полностью поддержана судами и сейчас идут судебные тяжбы относительно величины штрафа.

Какие цели Вы ставите перед собой, скажем, на ближайший год? Может быть, есть конкретные показатели, которые Вы собираетесь достигнуть?

Конечно, есть определенные показатели, которые ставит передо мной вышестоящее руководство. Есть и цели, которые я поставил для себя сам. Что касается первого, то это работа с органами власти и профилактика нарушений с их стороны. Как вы, наверное, знаете, по Указу Президента №618 «Об основных направлениях развития государственной политики», количество нарушений, совершаемых органами власти, должно сократиться как минимум вдвое. Мы постепенно приближаемся к этому показателю. Проделана колоссальная работа. Далее мы вместе с коллегами должны работать в направлении развития и поддержания здоровой конкуренции, что способствует инвестиционной привлекательности региона. Уже сейчас Ленинградская область превышает установленный минимум по ряду показателей. Так, более 30% покупок совершаются в магазинах шаговой доступности, более 70% дачных хозяйств имеют доступ в интернет, доля учреждений социального обслуживания с частной формой собственности превышает 40%, и постепенно мы идем к тому, что ГУПы и МУПы исчезнут с товарных рынков.

Что касается личных целей, то это, прежде всего, усиление работы по раскрытию картелей и налаживание взаимодействия с правоохранительными органами при привлечении виновных к ответственности. Не менее важно, и это напрямую чувствуют на себе жители Ленинградской области, решить вопрос с технологическими присоединениями к электросетям. Сами понимаете, когда человек по несколько месяцев, а то и лет ждет света в своем доме - это ненормально. А если говорить в общем и целом, то работа каждого отдела Ленинградского УФАС России должна способствовать развитию экономики региона.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь