Дмитрий Махонин: стратегические направления в работе

24 апреля 2020, 16:25
2426 %d0%9c%d0%b0%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%b8%d0%bd %d0%94%d0%bc%d0%b8%d1%82%d1%80%d0%b8%d0%b8%cc%86 %d0%9d%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d1%87
Интервью Дмитрия Махонина журналу "Право и защита"
 
ФАС ЗАДАЕТ ТРЕНД КОМФОРТНОСТИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
 
В прошлом номере журнала мы опубликовали интервью заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрея Цыганова. Беседа о наиболее актуальных проблемах российской экономики получилась очень интересной и полезной, и мы решили продолжить наше знакомство с руководителями ведомства. Сегодня наш собеседник – начальник Управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин.
 
6 февраля 2020 года Указом Президента Российской Федерации Дмитрий Николаевич был назначен временно исполняющим обязанности губернатора Пермского края.
 
- Дмитрий Николаевич, расскажите, пожалуйста, почему Вы с самого начала выбрали для себя антимонопольное направление? Как пришли в ФАС?
 
- Я сделал выбор еще во время учебы. В Пермском государственном университете курс антимонопольного права у нас вела Светлана Афанасьевна Левченко, которая в будущем возглавила Пермское управление ФАС. На одной из лекций она сказала, что у нее есть вакансии, и вот так, не планируя строить карьеру в этой области, я оказался в ФАС. Там я проработал меньше года, за это время защитил диплом, сдал госэкзамены и ушел в коммерческую организацию. Проработал в ней несколько лет, но потом Светлана Афанасьевна позвонила, сказала, что уезжает работать в Москву (ее пригласили возглавить одно из управлений ФАС), и предложила вернуться в Пермское управление на должность заместителя руководителя. Мне тогда было 26 лет, и я размышлял несколько месяцев, чем потом очень удивил кадровую службу.
 
- Что было самым сложным в тот момент, когда Вы стали руководителем?
 
- Честно говоря, дело было не в возрасте. Самое сложное было заслужить авторитет в коллективе. Ведь до меня в УФАС были самые компетентные руководители, Светлана Афанасьевна Левченко – очень уважаемым человек и в коллективе, и в крае. И когда я пришел на ее место, конечно, надо было работать, потому что люди склонны думать про молодых руководителей: «Карьерист, выскочка, без опыта».
 
Я хорошо помню первые два документа, которые оказались у меня на столе. Для начала это было постановление о нашем выселении из помещения, которое мы арендовали. И вторая бумага, касалась увеличения штата с 33 до 51 человека. То есть надо было искать новое помещение, делать там ремонт, одновременно набрать персонал и формировать из него работоспособную команду. И я горжусь тем, что за годы моего руководства пермским УФАС мы в среднем по стране были на третьем месте.
 
С другой стороны, мне надо было заслужить авторитет и во внешней среде. Пермский регион непростой, наверное, как и все другие. У нас есть промышленно развитые компании, есть крупный бизнес, а значит, есть и почва для злоупотребления доминированием. Поэтому во внешней среде надо было показать, что Управление ФАС по Пермскому краю – это тот орган, который независим, который принимает стратегически правильные решения, туда можно обратиться и получить квалифицированную помощь.
 
- Перейдем к актуальным проблемам сегодняшнего дня. Особо острым и социально значимым вопросом, конечно, является стоимость топлива. Стоит ли ждать существенного повышения цен и от чего они сегодня в наибольшей степени зависят?
 
- Мы всегда говорим о том, что цены на топливо для граждан России являются важным вопросом. Как только на несколько копеек поднимаются цены на АЗС, в ФАС поступают жалобы и просьбы разобраться. Но не надо забывать, что топливо на заправках – это тот же продукт, и на его цену влияет много факторов. И не только цены на нефть, как бы кто ни думал. Если разложить цену топлива на составляющие, то самой значимой является налоговая – более 60%.
 
И скажу вам больше – если мы вернемся на несколько лет назад, то увидим, что стоимость нефтепродуктов в среднем менялась параллельно с темпами инфляции: например, сейчас темпы инфляции замедляются, и замедляется рост стоимости топлива. И кстати, никакие другие прогнозы относительно стоимости топлива не оправдываются. Единственное, что можно четко спрогнозировать, – это то, что мы как антимонопольное ведомство задаем тренд комфортности для потребителей. Например, цены на топливо не должны меняться в разы, а должны следовать за рынком.
 
- Сегодня ФАС России много делает для того, чтобы развивать биржевую торговлю. А какие мотивационные механизмы будут способствовать этому?
 
- За последние 5-7 лет для развития биржевой торговли в России действительно сделано очень много. К примеру, нефтяные компании уже не представляют иного варианта торговли нефтепродуктами, кроме как на бирже. Собственники оценили, что при такой форме сделок они получают честные условия. И в последние годы в этой области было реализовано (именно реализовано, а не написано!) множество дорожных карт, мы внесли большие изменения в законодательство – налоговое, антимонопольное и другие.
 
СПРАВКА:
 
В настоящее время в рамках Федеральной антимонопольной службы действуют подразделения, которые контролируют биржевую торговлю нефтью и нефтепродуктами, газом, углем, лесом и лесоматериалами, минеральными удобрениями, агропродукцией (в том числе сахаром и зерном), продукцией химической и нефтехимической промышленности, драгметаллами и драгоценными камнями, рыбной продукцией и мясом.
 
Также создана широкая рыночная инфраструктура, например, Биржевой комитет, то есть площадка под эгидой основных регуляторов. На ней собираются игроки рынка, обсуждают текущую ситуацию на бирже и ее развитие. Это площадка, которая нам позволяет привлекать к биржевой торговле те виды товаров, которые имеют такой потенциал: прежде всего стандартизированные товары, где качество определено рамками или ГОСТом.
 
- Кто-то может спросить, что же нам это дает? Это дает демонополизацию рынка, поскольку рядом с 5-6 монополистами находятся 5-6 сотен покупателей, которые влияют на формирование цены. В итоге мы получаем рыночную стоимость, которая является ориентиром и для налоговых органов, и для формирования бюджета, а также для тарифных решений, для компенсации выпадающих доходов и т.д. Ценовые индикаторы позволяют нам говорить и реализовывать производные финансовые инструменты – запускать на них фьючерсы и обеспечивать хеджирование рисков. Понимая, что цена на продукт вырастет через 3-4 месяца, ты можешь купить товар по той цене, которая сформировалась сейчас, а получить его потом. Это более безопасное функционирование экономики. И дальше, конечно же, нам надо уже транслировать это на внешний рынок.
 
Среди дальнейших шагов нам видится необходимым продавать на российских биржах товары, ориентированные на экспорт, и формировать на российских биржах цену на наш экспорт для покупателей. В итоге эти мер могут привести к укреплению рубля.
 
- Расскажите, пожалуйста, о реализации пилотного проекта по организации биржевой торговли энергетическим углем. Как это повлияет на рынок?
 
- Сразу оговорюсь – проект организации биржи для торговли углем у нас не единственный. К примеру, мы создали биржу для торговли минеральными удобрениями, проект уже запущен, и в 2020 году мы ожидаем роста в этом сегменте.
 
Над организацией биржевой торговли углем мы работали несколько лет, торги начались в конце 2019 года. Если кто-то думает, что можно щелкнуть пальцами и отчитаться о проделанной работе, то это не так. Перед открытием биржевых торгов, а по углю торги начались в конце прошлого года, проводится большая подготовительная работа. В рамках тех же самых биржевых комитетов, о которых я уже говорил, были сформированы внебиржевые индикаторы цен. В российское законодательство внесены изменения, которые обязали крупные угольные компании регистрировать все сделки, и этот массив данных нам позволил сформировать индикаторы.
 
Следующий важный момент – на базе биржи надо создать инструменты, которые обеспечат реализацию сделок, то есть гарантируют что уголь в итоге поступит покупателю.
 
Ну, и самое главное. Уголь – это неоднородный товар; у него много характеристик: зольность, влажность, калорийность и другие. И когда покупатель приобретает уголь в режиме онлайн, то качество может не соответствовать тому, что он оплатил. А в некоторых случаях продавец может поставить и уголь более высокого качества, чем предполагалось. То есть биржевая торговля содержит риски для покупателей и продавцов, и эту проблему мы решаем с помощью перерасчетов через клиринговые счета.
 
Наша задача на 2020 год – организация регулярных торгов, чтобы все время были предложения по углю, а производители тепловой и электроэнергии приобретали уголь на бирже. И конечно, перед нами стоит вопрос формирования биржевых индексов. А в целом процесс изменения мышления продавцов и покупателей, формирования биржевого сообщества требует времени, это происходит примерно через 5 лет.
 
- Предполагается ли цифровизация биржевой торговли?
 
- Мы говорим о цифровизации примерно с 2012-1013 года, а решаем этот вопрос как раз с помощью организации биржевой торговли. Биржа – это не что иное как электронная платформа, где нет бумажных сделок, а продавцы и покупатели друг руга не видят. Это IT-платформа, которая работает. Биржи, где идут бумажные процессы, нам не интересны с точки зрения прозрачности сделок, которые там проходят.
 
- Планируется ли в ближайшие годы реформирование тарифного регулирования в газовой отрасли?
 
- О преобразованиях в газовой отрасли – и тарифной реформе, и реформе рынка в целом –говорят очень много. И главное – по документам реформы должны были давно завершиться. На самом деле сейчас мы переживаем переходный период от государственного регулирования цен к регулированию тарифов на рыночном принципе. Этот период должен был закончиться в нулевых годах, потом срок был перенесен на 2011 год, и вот он опять отложен. Для реализации этого проекта одних намерений ФАС мало. Необходимую инфраструктуру мы создали, природный газ котируется на бирже, внебиржевые индикаторы на газ сформированы. И мы ждем, что правительство поддержит и реализует выдвинутые инициативы.
 
Если же говорить о регулировании доступа к газораспределительным сетям, то мы стоим на пороге приема новых недискриминационных правил и возможного утверждения новых методических указаний по формированию тарифа. Готовится переход на эталонный метод тарифного регулирования, то есть будут утверждены так называемые «правильные» составляющие тарифов и распространены на все организации.
 
- Как ФАС России взаимодействует с другими министерствами и ведомствами в сфере химической промышленности и биржевой торговли, и имеются ли здесь какие-то двусторонние соглашения?
 
Я уже говорил, что у ФАС есть Биржевой комитет. В рамках него как раз и действует соглашение, которые подписано между ФАС РФ, Банком России и Федеральной налоговой службой.
 
СПРАВКА:
 
Биржевой комитет ФАС России был создан после того, как в ноябре 2015 года соответствующее Соглашение о сотрудничестве и развитии товарных рынков подписали ФАС России, Федеральная налоговая служба и Банк России. Председателем комитета является Анатолий Николаевич Голомолзин, заместитель председателя – Дмитрий Николаевич Махонин.
 
С января 2015 года совещания комитета проводятся на постоянной (еженедельной) основе, в том числе при непосредственном участии представителей ФАС России, ФНС России, Банка России, крупных нефтяных компаний, независимых участников рынка нефтепродуктов, инфраструктурных организаций (биржевые площадки) и экспертных организаций.
 
На заседаниях анализируется текущая ситуация на рынке нефти и нефтепродуктов, принимаются меры по развитию и совершенствованию биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, даются рекомендации участникам рынка, направленные на недопущение возможных нарушений антимонопольного законодательства.
 
К этому соглашению присоединилось Министерство промышленности и торговли, которое курирует вопросы, связанные с развитием промышленности, в том числе химической. Сюда же присоединилось Министерство сельского хозяйства, с которым мы обсуждаем вопросы торгов по минеральным удобрениям – ведь сельхозпредприятия являются основными покупателями удобрений. Также мы взаимодействуем с Минэнерго РФ в рамках площадок, которые существуют в министерстве: это так называемый Штаб, в котором анализируются ситуации с поставками топлива в регионы и ценообразование на него (Штаб по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов – прим. ред.), и мы принимаем участие в работе этих площадок. У нас с коллегами налажены конструктивные взаимоотношения, и надеюсь, что дальше они будут только улучшаться.
 
 
- В октябре 2019 года ФАС одобрила сделку по приобретению ПАО «Татнефть» компании «СИБУР-Тольятти». Расскажите, пожалуйста, об ее особенностях.
 
- Это не самая крупная сделка, и в принципе ничего особенного в ней нет. Может быть, за исключением того, что конфигурация производителей и покупателей синтетических каучуков (в частности СКИ-3) на рынке несколько изменилась. Раньше на рынке существовал крупный продавец – «Нижнекамскнефтехим», и крупный покупатель – Торговый дом «Кама», который находился в группе «Татнефть». Упомянутая вами сделка привела к тому, что покупатель получил возможность приобретать СКИ-3 внутри группы «Татнефть».
 
Мы одобрили эту сделку с особым предписанием. Потому что мы считаем, что те потребители, которые приобретали у компании «СИБУР» товар, имеют право и дальше покупать каучук, и это право должно быть гарантировано, чтобы весь объем не был направлен только ТД «Кама». Предписание дано, и мы следим за его исполнением.
 
- Какие ключевые проекты нормативных правовых актов подготовлены ФАС России за последние полгода?
 
- Сейчас у нас «выходят на финишную прямую» нормативные правовые акты в сфере газоснабжения. Так, правила недискриминационного доступа к газораспределительным сетям (ГРС) и к магистральным газопроводам уже находятся в правительстве. Мы корректируем и изменяем в рамках дорожных карт по улучшению делового климата правила подключения к ГРС, усовершенствуем правила поставки газа с точки зрения развития биржевой торговли. То есть самый большой массив нормативных актов был подготовлен в газовой сфере.
 
Мы надеемся, что в ближайшее время будут приняты правительством поправки в подзаконные акты к Налоговому кодексу. Дело в том, что сейчас в нефтяной отрасли реализуется так называемая система налогового маневра. Он работает так: если оптовые цены внутреннего рынка значительно ниже, чем цены экспортного паритета, то компании не заинтересованы в том, чтобы продавать нефтепродукты на внутреннем рынке. Государство компенсирует компаниям разницу, уплачивая возвратный акциз. Если ситуация обратная, то уже компания должна доплатить в бюджет. Это мотивационный механизм, и для его реализации надо было принять несколько подзаконных актов.
 
Также сейчас на рассмотрении находятся несколько вопросов по Дальнему Востоку. Это проблемная точка: компании в регионе нуждаются в дополнительном мотивировании. Все эти подзаконные акты, как мы планируем, правительство будет принимать в ближайшее время.
 
 
СПРАВКА:
 
Дмитрий Николаевич Махонин родился в 1982 году в Пермской области. В 2004 году окончил Пермский государственный университет по специальности юриспруденция. Еще во время учебы начал работать в региональном Управлении Федеральной антимонопольной службы РФ в должности специалиста 1 категории. С апреля 2008 года – заместитель руководителя Пермского УФАС, а 8 июня 2009 года был назначен руководителем Управления ФАС России по Пермскому краю. В январе 2013 года назначен начальником управления контроля ТЭК ФАС России, в феврале 2020 года – врио губернатор Пармского края.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь