Решение по делу № 1-10-197/00-05-15

13 сентября 2016, 18:50

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-10-197/00-05-15

 

«02» сентября 2016 г.                                                                                г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «01» сентября 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «02» сентября 2016 г.

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...>,

УСТАНОВИЛА:

I. Основанием для возбуждения и рассмотрения дела № 1-10-197/00-05-15 явилось обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО «ВМЗ» по результатам анализа материалов и документов, представленных АО «ВМЗ» по запросу ФАС России (письма АО «ВМЗ от 20.08.2014 № 77032-ДСП/14 и от 25.09.2014 № 87750-ДСП/14, Том дела № 1 (ДСП), стр. 8-103) (далее – Письма)), а также полученных в ходе плановой выездной проверки АО «ВМЗ».

Проверка АО «ВМЗ» была проведена в соответствии с приказом ФАС России от 30.09.2014 № 609/14 (далее - Проверка). Результаты проверки изложены в акте проверки от 26.12.2014 № 211, который приобщен к материалам дела № 1-10-197/00-05-15.

По результатам Проверки и анализа информации, полученной в Письмах, антимонопольным органом было установлено.

АО «ВМЗ» (ранее до 25.11.2014 ОАО «ВМЗ») зарегистрировано 06.11.1992 Межрайонной инспекцией ФНС России № 4 по Нижегородской области, ОГРН 1025201632610, ИНН 5247004695.

Единоличным исполнительным органом ответчика по делу является управляющая компания ЗАО «Объединенная металлургическая компания» (в соответствии с договорами о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО «ВМЗ» от 29.01.2008 и от 29.01.2013).

Основными видами деятельности ответчика по делу согласно уставу, утвержденному Внеочередным Общим Собранием Акционеров Общества от 20.12.2012, протокол № 38, являются: производство стальных труб и фитингов; производство стали; производство стального проката горячекатаного и кованого; производство чугунных отливок; производство стальных отливок; производство отливок из прочих цветных металлов; ковка, прессование, штамповка и профилирование; изготовление изделий методом порошковой металлургии; производство прочих готовых металлических изделий и др.

В частности, в исследуемый антимонопольным органом период ответчик по делу осуществлял производство следующих видов колес цельнокатаных:

  • колес цельнокатаных диаметром по кругу катания 957 мм, диаметром отверстия ступицы колеса 175 мм, изготовленные из марки стали 2 по ГОСТ 10791-2011 (далее - колеса железнодорожные диаметром 957 мм);

  • колес цельнокатаных диаметром по кругу катания 790 мм, диаметром отверстия ступицы колеса 160 мм, изготовленные из марки стали 2 по ГОСТ 10791-2011 (далее - колеса для метрополитена диаметром 790 мм);

  • колес цельнокатаных диаметром по кругу катания 860 мм, диаметром отверстия ступицы колеса 170 мм, изготовленные из марки стали 2 по ГОСТ 10791-2011 (далее - колеса для метрополитена диаметром 860 мм) и другие.

По результатам анализа показателей хозяйственной деятельности ответчика по делу антимонопольным органом установлено, что при реализации колес для метрополитена диаметром 790 и 860 мм АО «ВМЗ» получал прибыль, которая превышала прибыль от реализации иных видов колес, идентичных по технологии производства и функциональному назначению. В частности, изготовление колес для метрополитена диаметром 790 и 860 мм и колес железнодорожных диаметром 957 мм осуществляется на одном и том же оборудовании в соответствии с одним и тем же нормативно-техническим документом (ГОСТ 10791-2011) и из одной и той же марки стали.

Вместе с тем, рентабельность производства колес для метрополитена диаметром 790 и 860 мм превышала рентабельность производства колес железнодорожных диаметром 957 мм. При этом под рентабельностью (прибылью) производства здесь и далее по тексту настоящего заключения понимается следующая величина:

 

(Цена – Себестоимость) / Себестоимость * 100%, где:

 

- цена – это стоимость 1 штуки колеса без НДС и транспортных расходов;

- себестоимость – это сумма расходов, необходимых для производства   и реализации 1 штуки.

<>*

      • В ходе рассмотрения дела № 1-10-197/00-05-15 представителями АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь» были представлены письменные и устные пояснения относительно обстоятельств дела № 1-10-197/00-05-15 (письма АО «ВМЗ» от 01.02.2016 № 11842-ДСП/16, от 16.03.2016 № 34459-ДСП/16, от 26.04.2016 № 58230-ДСП/16, от 26.04.2016 № 58232-ДСП/16, от 24.05.2016 № 73451-ДСП/16, от 13.07.2016 № 101775-ДСП/16, от 14.07.2016 № 102687-ДСП/16, от 15.07.2016 № 103180-ДСП/16, от 26.07.2016 № 108717-ДСП/16, от 01.08.2016 № 112468-ДСП/16, от 01.08.2016 № 112622-ДСП/16, от 01.08.2016 № 115638-ДСП/16, от 01.08.2016 № 115639-ДСП/16, от 01.08.2016 № 115641-ДСП/16, от 01.08.2016 № 115642-ДСП/16, от 01.08.2016 № 115644-ДСП/16, от 02.08.2016 № 113039-ДСП/16, от 02.08.2016 № 113052-ДСП/16, от 11.08.2016 № 119293-ДСП/16, ходатайства АО «ВМЗ» от 26.07.2016 № 2607-ВМЗ-АН и от 01.08.2016 № 0108-ВМЗ-АН, письма АО «ОМК-Сталь» от 24.05.2016 № 73434-ДСП/16 и от 24.05.2016 № 73445-ДСП/16. (В ходе рассмотрения дела № 1-10-197/00-05-15 составлены протоколы заседаний Комиссии ФАС России от 23.12.2015, от 02.02.2016, от 22.03.2016, от 27.04.2016, от 26.05.2016, от 23.06.2016, от 26.07.2016, от 01.08.2016, от 04.08.2016, от 16.08.2016).

         

<>*

      • Комиссия ФАС России, заслушав представителей Ответчиков по делу и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах настоящего дела, установила следующее.

      • АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, в период с января 2013 года по декабрь 2014 года занимали доминирующее положение на рынке колес для метрополитена диаметром 790 мм в географических границах Российской Федерации.

АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, в период с января 2013 года по декабрь 2016 года занимали доминирующее положение на рынке колес для метрополитена диаметром 860 мм в географических границах Российской Федерации.

 

В связи с представленными АО «ВМЗ» по настоящему делу доводами относительно наличия взаимозаменяемых товаров на рынке колес для метрополитена диаметром 790 и 860 мм Комиссия ФАС России направила материалы проведенного анализа состояния конкуренции на данных товарных рынках от 17.09.2015 на доработку в ответственное структурное подразделение ФАС России.

Ответственное структурное подразделение направило дополнительные запросы информации в адрес потребителей колес для метрополитена диаметром 790 и 860 мм, запрос информации в адрес АО «ЕВРАЗ НТМК» по вопросу производства и реализации колесных заготовок.

В целях установления доминирующего положения АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящих в одну группу лиц, в соответствии с Порядком проведения анализа и с учетом пояснений ответчика по делу проведен анализ состояния конкуренции на рынке колес для метрополитена диаметром 790 и 860 мм, по результатам которого составлен аналитический отчет от 12.08.2016, приобщенный к материалам настоящего дела.

Временным интервалом исследования рассматриваемых товарных рынков установлен период с 01.01.2012 по 31.05.2016.

Предварительное определение товара проводилось на основе предметов договоров, заключенных между АО «ВМЗ» и ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод», (далее - ОАО «ОЭВРЗ»), ОАО «Демиховский машиностроительный завод» (далее - ОАО «ДМЗ»), ЗАО «Технотранссервис» на поставку колес цельнокатаных.

Так, например, установлено, что в соответствии с договором от 08.12.2010 № 7802511, заключенным между АО «ВМЗ» и ОАО «ОЭВРЗ», ОАО «ОЭВРЗ» осуществляет закупки колес для метрополитена диаметром 790 и 860 мм.

Таким образом, в качестве товара на рассматриваемом товарном рынке предварительно определены следующие виды колес цельнокатаных: колеса для метрополитена диаметром 790 и 860 мм.

Колеса для метрополитена диаметром 790 и 860 мм изготавливаются в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 10791-2011 «Колеса цельнокатаные. Технические условия».

При выявлении свойств колеса для метрополитена диаметром 790 и 860 мм, определяющих выбор покупателя, на основе требований ГОСТ 10791-2011 проанализировано:

      • Функциональное назначение:

  • колеса для метрополитена диаметром 790 применяются для изготовления колес по чертежу № 1.7170.31.10.113.10, которые, в последующем, применяют для комплектования колесных пар электропоездов метро серий ЕЖ-3/ЕЖ-6 и ЕМ-508Т, а также поездов серии 81-717/714;

  • колеса для метрополитена диаметром 860 применяются для изготовления колес по чертежам № 720.31.10.202 и № 720.31.10.202-01, которые, в последующем, применяют для комплектования колесных пар электропоездов метро серий 81-720/721 (Яуза), 81-74/741 (Русич), 81-760/761 (Ока), а также рельсовых автобусов серии РА.

      • Применение товара:

- по информации, представленной производителями, область применения колес определяется с учетом классификации и в зависимости от конструкции колес, максимальной расчетной статистической нагрузки от колесной пары на рельсы (осевая нагрузка) и конструкционной скорости железнодорожного подвижного состава.

      • Качественные и технические характеристики:

  • колеса цельнокатаные изготавливаются из цельных стальных заготовок методом деформирования в нагретом состоянии с последующей обточкой по всей поверхности и термообработкой и состоят из обода, диска и ступицы. Согласно ГОСТ 10791-2011 колеса цельнокатаные классифицируются: по маркам стали - 1, 2, Т или Л; по точности изготовления: 1 или 2; величине допускаемых внутренних дефектов, выявляемых при ультразвуковом контроле и уровню загрязненности стали неметаллическими включениями - на категории: А, В или С; по видам дополнительной обработки — П (с полнопрофильной механической обработкой) или Б (с балансировкой) и иные качественные и технические характеристики, изложенные в ГОСТ 10791-2011.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для колеса для метрополитена диаметром 790 и 860 мм, осуществлено путем:

  • анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с колесами для метрополитена диаметром 790 и 860 мм в одну классификационную группу Общероссийского классификатора продукции (ОКП), и в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ЕАЭС);

  • сведений, полученных в рамках выездной плановой проверки АО «ВМЗ»;

  • опроса покупателей колес для метрополитена диаметром 790 и 860 мм.

Так, колеса для метрополитена диаметром 790 и 860 мм принадлежат к следующему виду продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП):

- 09 4300 0 - колеса цельнокатаные.

В соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ЕАЭС) колеса для метрополитена диаметром 790 и 860 мм принадлежат к группе:

- 8607 19 100 9 - оси в собранном или разобранном виде; колеса и их части: прочие.

Вместе с тем, исходя из функционального назначения товаров, входящих вместе с колесами цельнокатаными в одну классификационную группу ТН ВЭД ЕАЭС, оси не являются взаимозаменяемым товаром с колесами цельнокатаными, так как ось является соединительной деталью для колес.

Таким образом, проведя анализ сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемыми товарами в одну классификационную группу ОКП и ТН ВЭД ЕАЭС, товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для рассматриваемых товаров, не выявлено.

В соответствии с пунктом 3.7 Порядка проведения анализа в рамках выявления товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемых по отношению к колесам для метрополитена диаметром 790 и 860 мм, ФАС России проведен сплошной опрос конечных потребителей рассматриваемых видов колес цельнокатаных, использующих товар в целях собственного потребления или в производственных целях (предприятия-производители вагонов метро и вагоноремонтные предприятия), на предмет выявления фактической замены или готовности заменить в производственных целях колеса цельнокатаные другими товарами, учитывая их функциональное назначение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры и выборочный опрос потребителей, использующих товар для целей дальнейшей перепродажи.

Так, покупатели указали, что не имеют возможности заменить колеса цельнокатаные на иные товары. Таким образом, отсутствуют товары, которые являются товарами - заменителями колес цельнокатаных.

В соответствии с пунктом 3.8. Порядка проведения анализа ФАС России был проведен тест «гипотетического монополиста» для выявления взаимозаменяемости колес отдельно по каждому виду рассматриваемых колес цельнокатаных.

1. Колеса для метрополитена диаметром 790 мм

Вследствие обобщения информации, полученной от покупателей в ответах на вопрос: «Какими товарами и в каком объеме Ваше предприятие предпочтет заменить колесо для метрополитена диаметром 790 мм, если цена на него долговременно (дольше одного года) повысится на 5 - 10%, а цены на остальные товары останутся неизменными?», установлено, что 4 из 4 потребителей готовы переключиться на заготовки колес диаметром по кругу катания 785 мм, внутренним диаметром отверстия ступицы 151 мм, изготавливаемых в соответствии с чертежом 073В-1 из марки стали 2 по ГОСТ 10791-2011 (далее – заготовки 785).

В соответствии с пунктом 3.9 Порядка проведения анализа, продуктовые границы товарного рынка расширяются таким образом, чтобы включить в себя товары, которые приобретатели будут приобретать при повышении цены на рассматриваемые виды колес цельнокатаных на 10%, если в совокупности выполняются следующие условия:

- в результате указанного повышения цены приобретали будут заменять рассматриваемый товар другими товарами;

- произойдет снижение объемов продаж предварительно определенного товара, делающее такое повышение цены невыгодным для продавца (продавцов) предварительно определенного товара.

Установлено, что в период с 01.01.2012 по 31.05.2016 единственным производителем заготовок 785 на территории Российской Федерации являлось АО «ЕВРАЗ НТМК».

Значительная часть продаж заготовок 785 производства АО «ЕВРАЗ НТМК» и колес для метрополитена диаметром 790 мм производства АО «ВМЗ» осуществляется в адрес одного покупателя – ЗАО «Технотранссервис» (ИНН 7813008337), имеющего возможность приобретать соответствующий товар у каждого из производителей в зависимости от того, чьи условия являются более выгодными на тот или иной момент времени.

Так, объем закупок ЗАО «Технотранссервис» заготовок 785 в 2012 году составлял 93%, в 2013 году - 100%, в 2014 году - 100%, в 2015 году - 100%.

Объем закупок ЗАО «Технотранссервис» колес для метрополитена диаметром 790 мм, в 2013 году составлял 41%, в 2014 году - 73%, в 2015 году - 75%.

Важно отметить, что ЗАО «Технотранссервис» не является конечным потребителем вышеуказанной продукции. В соответствии с информацией, полученной с официального сайта ФНС России, основным видом деятельности ЗАО «Технотранссерсис» является «торговля оптовая неспециализированная». В соответствии с материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-10-197/00-05-15 ЗАО «Технотранссервис» большую часть закупаемой продукции реализует в адрес ГУП «Московский метрополитен».

В соответствии с пунктом 3.7 Порядка проведения анализа, если для замены товара другими товарами в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой покупатель товара несет значительные издержки (превышающие 10% от цены товара), то такие товары не должны относиться к взаимозаменяемым.

<>*

Таким образом, в результате проведенного анализа цен установлено, что в рассматриваемом периоде замена колес для метрополитена диаметром 790 мм на заготовки 785 не могла принести значительные издержки для приобретателя.

Опрос приобретателей колес для метрополитена диаметром 790 мм показал, что в рассматриваемый период все перечисленные условия выполняются - приобретатели готовы переключиться на закупку иной продукции и снизят объемы закупки предварительно определенного товара.

Учитывая изложенное, с учетом результатов «теста гипотетического монополиста», проведенного согласно пункту 3.9 Порядка проведения анализа, установлено, что колеса для метрополитена диаметром 790 мм и заготовки 785 являются взаимозаменяемыми товарами.

2. Колеса для метрополитена диаметром 860

Вследствие обобщения информации, полученной от покупателей в ответах на вопрос «Какими товарами и в каком объеме Ваше предприятие предпочтет заменить колесо для метрополитена диаметром 860 мм, если цена на него долговременно (дольше одного года) повысится на 5 - 10%, а цены на остальные товары останутся неизменными?», установлено, что 3 из 3 потребителей готовы переключиться на заготовки колес диаметром по кругу катания 860 мм, внутренним диаметром отверстия ступицы 166 мм, изготавливаемых в соответствии с чертежами 124-1 или 125-1, изготавливаемых из марки стали 2 по ГОСТ 10791-2011 (далее - заготовки 860).

Установлено, что в период с 01.01.2012 по 31.05.2016 единственным производителем заготовок 860 на территории Российской Федерации являлось АО «ЕВРАЗ НТМК».

Основным потребителем заготовок 860 в период с 01.01.2012 по 30.11.2013 являлось ЗАО «Технотранссервис», объем закупок которого в 2012 году составлял 100%, в 2013 году - 33%.

<>*

В соответствии с пунктом 3.7 Порядка проведения анализа, если для замены товара другими товарами в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой покупатель товара несет значительные издержки (превышающие 10% от цены товара), то такие товары не должны относиться к взаимозаменяемым.

Таким образом, в результате проведенного анализа цен установлено, что в рассматриваемом периоде замена колес для метрополитена диаметром 860 мм на заготовки 860 могла принести издержки для приобретателя.

Вместе с тем, опрос приобретателей колес для метрополитена диаметром 860 мм показал, что в рассматриваемый период все перечисленные условия выполняются - приобретатели готовы переключиться на закупку иной продукции и снизят объемы закупки предварительно определенного товара.

В период с 01.12.2013 по 31.05.2016 АО «ЕВРАЗ НТМК» не осуществляло производство заготовок 860.

Учитывая изложенное, с учетом результатов «теста гипотетического монополиста», проведенного согласно пункту 3.9 Порядка проведения анализа, установлено, что колеса для метрополитена диаметром 860 мм и заготовки 860 являются взаимозаменяемыми товарами.

Следовательно, ввиду выполнения обоих условий пункта 3.9 Порядка проведения анализа, установлено, что колеса для метрополитена диаметром 790 мм и заготовки 785 являются взаимозаменяемыми товарами; колеса для метрополитена диаметром 860 мм и заготовки 860 являются взаимозаменяемыми товарами.

Таким образом, продуктовыми границами исследуемых товарных рынков являются:

- колеса для метрополитена диаметром 790 мм и заготовки 785 (далее - колеса для метрополитена диаметром 790 мм);

- колеса для метрополитена диаметром 860 мм и заготовки 860 (далее - колеса для метрополитена диаметром 860 мм).

Вместе с тем, производство колес для метрополитена осуществляется по единому технологическому процессу, товар имеет одно функциональное назначение, общий круг потребителей и производителей. Учитывая изложенное, нецелесообразно рассматривать колеса для метрополитена отдельно по продуктовым границам.

Необходимо отметить, что АО «ВМЗ» был представлен ряд замечаний и комментариев к Аналитическому отчету о состоянии конкуренции на рынке колес цельнокатаных от 17.09.2015 письмом от 01.02.2016 № 11842-ДСП/16. Так, АО «ВМЗ» сообщало, что при подсчетах объемов рынках колес для метрополитена диаметром 790 и 860 мм ФАС России не учитывала такие товары как вагоны метро и колесные пары.

Колесная пара - основной элемент ходовой части транспортного средства, состоящая из оси и двух колес цельнокатаных.

Вагон метро - тип рельсового подвижного состава (вагон), предназначенный для эксплуатации на линиях метрополитена.

В соответствии с пунктом 3.7 Порядка проведения анализа если для замены товара другими товарами в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой покупатель товара несет значительные издержки (превышающие 10% от цены товара), то такие товары не должны относиться к взаимозаменяемым.

Анализ цен на рассматриваемую продукцию показал, что цены на вагоны метро и колесные пары превышают цены на колеса для метрополитена диаметром 790 или 860 мм - разница цен в рассматриваемом периоде составляла более 10%.

Таким образом, в рассматриваемом периоде замена колеса для метрополитена диаметром 790 или 860 мм на вагоны метро и (или) колесные пары могла принести значительные издержки для приобретателя, превышающие, как минимум, 10% цены товара.

Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Вместе с тем, функциональное назначение вагонов метро, это перевозка грузов или пассажиров, а колесных пар, являющихся частью вагонной тележки, восприятие нагрузки от вагона и осуществление движение вагона по рельсам.

Таким образом, ввиду значительных отличий в технических характеристиках, с учетом результатов «теста гипотетического монополиста», проведенного согласно пункту 3.9 Порядка проведения анализа, установлено, что колеса для метрополитена не могут быть заменены колесными парами или вагонами метро, поскольку только изделия данной конфигурации обладают физико-механическими характеристиками и свойствами, необходимыми для формирования колесных пар.

Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 3.7 Порядка проведения анализа, колеса для метрополитена диаметром 790 мм, колеса для метрополитена диаметром 860 мм и вагоны метро и (или) колесные пары не являются взаимозаменяемыми товарами.

Географические границы товарного рынка обусловлены экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории, и устанавливают территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар, не имея такой возможности вне этой территории.

В результате анализа товаропотоков в рассматриваемый период, проведенного в соответствии с пунктом 4.2 Порядка проведения анализа, установлено следующее.

По данным, представленным ФТС России, колеса для метрополитена в период с 01.01.2012 по 31.05.2016 не ввозились на территорию Российской Федерации.

Производителем рассматриваемых видов колес цельнокатаных и заготовок колес на территории Российской Федерации являются АО «ВМЗ» и АО «ЕВРАЗ НТМК».

Согласно представленным АО «ВМЗ» И АО «ЕВРАЗ НТМК» сведениям, доля экспорта:

- колес для метрополитена диаметром 790 мм от общего объема товарной массы в Российской Федерации в рассматриваемый период является незначительной и составляет менее 0,1%;

- колес для метрополитена диаметром 860 мм от общего объема товарной массы в Российской Федерации в рассматриваемый период является незначительной и составляет менее 1%.

В результате анализа структуры товаропотоков колес для метрополитена определены границы территории, на которую ввозится не более 10% от общего объема товарной массы на рынке. Такими границами является территория Российской Федерации.

На территории Российской Федерации действуют ввозные таможенные пошлины на рассматриваемые виды колес цельнокатаные в размере 5%.

Кроме того, в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.12.2015 № 170 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении стальных цельнокатаных колес, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» в отношении стальных колес цельнокатаных из Украины диаметром 710 мм и более, установлена антидемпинговая пошлина в размере 4,75% от таможенной стоимости поставляемых колес цельнокатаных.

В результате выявления хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке, особенностей ценообразования и спроса на колеса для метрополитена, определены предварительные географические границы товарного рынка. Такими границами являются границы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.5 Порядка проведения анализа проведен «тест гипотетического монополиста» - опрос потребителей товара на предмет выявления возможностей таких потребителей закупать товар за пределами предварительно определённых географических границ товарного рынка (Российская Федерация).

По результатам обобщения информации, полученной от покупателей в ответах на вопрос: «У каких продавцов за пределами Российской Федерации и в каком количестве приобретатели предпочтут покупать колеса цельнокатаные, если цена на указанный товар на территории Российской Федерации долговременно (дольше 1 года) повысится на 10%, а цена за пределами границ Российской Федерации останется прежней?».

1. В отношении колес для метрополитена диаметром 790 мм установлено, что 4 из 4 опрошенных приобретателей не смогут переключиться на закупки колеса для метрополитена диаметром 790 мм производителей из стран СНГ и дальнего зарубежья и сохранят прежний объем закупок.

2. В отношении колес для метрополитена диаметром 860 мм установлено, 3 из 3 опрошенных приобретателей не смогут переключиться на закупки колеса для метрополитена диаметром 860 мм производителей из стран СНГ и дальнего зарубежья и сохранят прежний объем закупок.

В соответствии с пунктом 4.6 Порядок проведения анализа географические границы товарного рынка расширяются таким образом, чтобы включить в себя территории, на которых приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар при вышеуказанном повышении цены, если в совокупности выполняются следующие условия:

- в результате долговременного повышения цены товара (на 5-10%) в предварительно определённых географических границах товарного рынках при неизменных ценах за пределами таких границ, приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар на других территориях;

- произойдёт снижение объёма продаж в пределах предварительно определённых географических границ товарного рынка, делающее такое повышение цены невыгодным для продавца (продавцов) расположенных в пределах таких границ товарного рынка.

1. Опрос приобретателей колес для метрополитена диаметром 790 мм показал, что ни одно из перечисленных условий не выполняется - приобретатели не готовы переключиться на закупку продукции из стран СНГ и дальнего зарубежья и не снизят свои объемы.

2. Опрос приобретателей колес для метрополитена диаметром 860 мм показал, что одно из перечисленных условий не выполняется – приобретатели не готовы переключиться на закупку продукции из стран СНГ и дальнего зарубежья и не снизят свои объемы.

Таким образом, анализ товаропотоков, сведений, представленных производителями колес цельнокатаных, потребителями колес цельнокатаных, результаты «теста гипотетического монополиста» позволяют определить в качестве географических границ рассматриваемых товарных рынков территорию Российской Федерации.

По результатам анализа ФАС России установлено, что доля АО «ВМЗ» на рынке колес для метрополитена диаметром 790 мм (включая заготовки 785) составляла:

- с 01.01.2012 по 31.12.2012 - менее 50%;

- с 01.01.2013 по 31.12.2013 - более 50%;

- с 01.01.2014 по 31.12.2014 - более 50%;

- с 01.01.2015 по 31.12.2015 - менее 50%;

- с 01.01.2016 по 31.05.2016 - менее 50%.

При этом Комиссия ФАС России отмечает, что в 2015 году объем реализации колес производства АО «ВМЗ» был ниже объема реализации колес производства АО «ЕВРАЗ НТМК» на 9 штук. Данный факт не может являться существенным при оценке доминирующего положения субъектов на рынке. Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России 29 августа 2016 года представителями АО «ЕВРАЗ НТМК» было заявлено ходатайство о пересмотре аналитического отчета, а именно: выводы о доминирующем положении АО «ЕВРАЗ НТМК» в 2015 году не соответствуют действительности.

На рынке колес для метрополитена диаметром 860 мм (включая заготовки 860):

- с 01.01.2012 по 31.12.2012 - более 50%;

- с 01.01.2013 по 31.12.2013 - более 50%;

- с 01.01.2014 по 31.12.2014 - 100%;

- с 01.01.2015 по 31.12.2015 - 100%;

- с 01.01.2016 по 31.05.2016 - 100%.

Установлено, что в достаточно долгий период (более 5 лет) на рассматриваемых товарных рынках не наблюдается вход или выход хозяйствующих субъектов, что, в свою очередь, делает не целесообразным проведение перспективного анализа состояния конкуренции на рассматриваемых товарных рынках, в виду постоянного наличия только двух одних и тех же хозяйствующих субъектов.

Доступ на рынок рассматриваемых видов колес цельнокатаных затруднен по следующим причинам:

1. Основным барьером входа на рассматриваемый рынок для новых производителей является необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений.

Доля произведенных в период с 01.01.2012 по 31.05.2016 АО «ВМЗ» и АО «ЕВРАЗ НТМК» колес для метрополитена от общего объема произведенных АО «ВМЗ» и АО «ЕВРАЗ НТМК» колес цельнокатаных была незначительной и составляла менее 1%, что указывает на нецелесообразность входа на вышеуказанной рынок новых хозяйствующих субъектов.

Необходимо отметить, что эффект от масштаба производства АО «ВМЗ» и АО «ЕВРАЗ НТМК» достигается за счет производства всех типоразмеров колес цельнокатаных, соответственно, вновь созданному производителю представляется затруднительным достигнуть эффект от масштаба за счет производства только колес для метрополитена.

Кроме того, для входа на рынок колес для метрополитена существуют технологические барьеры. В соответствии с информацией, представленной производителями рассматриваемого товара, для производства колес для метрополитена необходимо осуществить значительное количество переналадок оборудования для переключения с производства иных типоразмеров колёс и обратно.

Вместе с тем, в соответствии с материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-10-197/00-05-15, существующие мощности производителей колес позволяют оперативно расшить объем предложения колес для метрополитена, в случае наличия спроса на данную продукцию и наличия свободных производственных мощностей (т.е. частичное отсутствие заказов на производство иных видов колес).

В свою очередь, на объем производства и загрузку оборудования влияют цикличность потребительского спроса на рассматриваемые виды колес цельнокатаных, зависимость величины и структуры спроса на рассматриваемые виды колес цельнокатаных от ситуации на смежных рынках, в том числе на рынках последующих переделов – производства и ремонтов железнодорожных вагонов, наличие у покупателей альтернативных коммерческих предложений.

      • В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.12.2015 № 170 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении стальных цельнокатаных колес, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» в отношении стальных колес цельнокатаных из Украины диаметром 710 мм и более, установлена антидемпинговая пошлина в размере 4,75% от таможенной стоимости поставляемых колес цельнокатаных.

Таким образом, установлено, что барьеры входа на товарный рынок являются трудно преодолимыми (потребует большого количества времени и финансовых вложений).

<>*

2. В соответствии с калькуляциями «На обточку ц/к колеса из заготовки производства АО «ЕВРАЗ НТМК» для серийной колесной пары» и калькуляции «На обточку ц/к колеса из заготовки производства АО «ВМЗ» для серийной колесной пары», представленными ГУП «Московский метрополитен» письмом вх. от 24.05.2016 № 73259/16, стоимость обточки заготовки производства АО «ЕВРАЗ НТМК» на 105,89% превышает стоимость обточки заготовки производства АО «ВМЗ».

Так, расходы ГУП «Московский метрополитен» на обточку заготовок производства АО «ЕВРАЗ НТМК» в 2015 году составляли 9,25% от цены продукции, расходы на обточку колес производства АО «ВМЗ» - 4,49%.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что колеса производства АО «ВМЗ» для конечного потребителя – ГУП «Московский метрополитен» будут иметь преимущества, так как для обработки колес диаметром 790 мм потребителю требуется меньше времени (на 2,25 норма времени/час) и такая обработка несет для организации меньше затрат (на 4,76% (1 232,63 руб.)).

3. С учетом вышеизложенного, на рынке колес для метрополитена диаметром 790 мм в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 доминирующее положение занимали АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, в 2012 и 2015 гг. доминирующее положение занимало АО «ЕВРАЗ НТМК».

На рынке колес для метрополитена диаметром 860 мм доминирующее положение занимали АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, доля которой в период с 01.01.2012 по 31.05.2016, в общем объеме товарной массы колес для метрополитена диаметром 860 мм в Российской Федерации составляла более 90%.

      • Рынок рассматриваемых видов колес цельнокатаных характеризуется наличием экономических барьеров, препятствующих входу на рынок новых хозяйствующих субъектов.

         

2. Ответчики по делу в период с января 2013 года по май 2016 года при реализации на территории Российской Федерации колес для метрополитена диаметром 860 мм устанавливали, поддерживали монопольно высокие цены.

Ответчики по делу в период с января 2013 года по декабрь 2014 года при реализации на территории Российской Федерации колес для метрополитена диаметром 790 мм устанавливали, поддерживали монопольно высокие цены.

 

<>*

      • После полного и всестороннего изучения обстоятельств настоящего дела, оценив доказательства и доводы, представленные ответчиками по настоящему делу, Комиссией ФАС России было принято заключение об обстоятельствах дела № 1-10-197/00-05-15 от 19.08.2016 № 05/57035/16 (далее - Заключение).

         

В Заключении Комиссия ФАС России пришла к следующим выводам.

1. АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, в период с 01.01.2013 по 31.05.2016 занимали доминирующее положение на рынке колес для метрополитена диаметром 860 мм в Российской Федерации. Таким образом, АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, имели возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке колес для метрополитена диаметром 860 мм в рассматриваемом периоде и в указанных географических границах. Следовательно, действия АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящих в одну группу лиц, должны были соответствовать требованиям статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, в период с 01.01.2013 по 31.05.2016 устанавливали, поддерживали монопольно высокие цены на колес для метрополитена диаметром 860 мм.

3. АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 занимали доминирующее положение на рынке колес для метрополитена диаметром 790 мм в Российской Федерации. Таким образом, АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, имели возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке колес для метрополитена диаметром 790 мм в рассматриваемом периоде и в указанных географических границах. Следовательно, действия АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящих в одну группу лиц, должны были соответствовать требованиям статьи 10 Закона о защите конкуренции.

4. АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 устанавливали, поддерживали монопольно высокие цены на колеса для метрополитена диаметром 790 мм.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-10-197/00-05-15 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, в частности письма АО «ВМЗ» от 01.02.2016 № 11842-ДСП/16, от 16.03.2016 № 34459-ДСП/16, от 26.04.2016 № 58230-ДСП/16, от 26.04.2016 № 58232-ДСП/16, от 24.05.2016 № 73451-ДСП/16, от 13.07.2016 № 101775-ДСП, от 14.07.2016 № 102687-ДСП, от 15.07.2016 № 103180-ДСП/16, от 26.07.2016 № 108717-ДСП/16, от 01.08.2016 № 112468-ДСП/16, от 01.08.2016 № 112622-ДСП/16, от 01.08.2016 № 115638-ДСП/16, от 01.08.216 № 115639-ДСП/16, от 01.08.2016 № 115641-ДСП/16, от 01.08.2016 № 115642-ДСП/16, от 01.08.2016 № 115644-ДСП/16, от 02.08.2016 № 113039-ДСП/16, от 02.08.2016 № 113052-ДСП/16, от 11.08.2016 № 119293-ДСП/16, ходатайства АО «ВМЗ» от 26.07.2016 № 2607-ВМЗ-АН и от 01.08.2016 № 0108-ВМЗ-АН; протоколы заседания Комиссии ФАС России от 23.12.2015, от 02.02.2016, от 22.03.2016, от 27.04.2016, от 26.05.2016, от 23.06.2016, от 26.07.2016, от 01.08.2016, от 04.08.2016, от 16.08.2016, письма АО «ОМК-Сталь» от 24.05.2016 № 73434-ДСП/16 и от 24.05.2016 № 73445-ДСП/16, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящих в одну группу лиц, как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем Комиссией ФАС России было принято заключение об обстоятельствах дела № 1-10-197/00-05-15 от 19.08.2016 № 05/57035/16 (далее - Заключение).

 

      • АО «ВМЗ» письмом от 26.08.2016 № 126943-ДСП/16 и АО «ОМК-Сталь» письмом от 30.08.2016 № 127955/16 были представлены пояснения в отношении заключения об обстоятельствах дела № 1-10-197/0-05-15 (далее - Пояснения).

<>*

      • Комиссия ФАС России, заслушав представителей Ответчиков по делу, на основании доказательств, имеющиеся в материалах настоящего дела, считает Пояснения Ответчиков необоснованными в связи со следующим.

<>*

      • После полного и всестороннего изучения обстоятельств настоящего дела, оценив доказательства и доводы, представленные ответчиками по настоящему делу, Комиссия ФАС России пришла к следующим выводам.

1. АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, в период с 01.01.2013 по 31.05.2016 занимали доминирующее положение на рынке колес для метрополитена диаметром 860 мм в Российской Федерации. Таким образом, АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, имели возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке колес для метрополитена диаметром 860 мм в рассматриваемом периоде и в указанных географических границах. Следовательно, действия АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящих в одну группу лиц, должны были соответствовать требованиям статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, в период с 01.01.2013 по 31.05.2016 устанавливали, поддерживали монопольно высокие цены на колес для метрополитена диаметром 860 мм.

3. АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 занимали доминирующее положение на рынке колес для метрополитена диаметром 790 мм в Российской Федерации. Таким образом, АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, имели возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке колес для метрополитена диаметром 790 мм в рассматриваемом периоде и в указанных географических границах. Следовательно, действия АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящих в одну группу лиц, должны были соответствовать требованиям статьи 10 Закона о защите конкуренции.

4 АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 устанавливали, поддерживали монопольно высокие цены на колеса для метрополитена диаметром 790 мм.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России установила, что АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, нарушили пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

      • Признать АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящих в одну группу лиц, нарушившими пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления монопольно высокой цены на колеса для метрополитена диаметром 790 мм в границах Российской Федерации в период с 01.01.2013 по 31.12.2014.

      • Признать АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящих в одну группу лиц, нарушившими пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления монопольно высокой цены на колеса для метрополитена диаметром 860 мм в границах Российской Федерации в период с 01.01.2013 по 31.05.2016.

      • Выдать АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящим в одну группу лиц, предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и обеспечении конкуренции рынках колес для метрополитена диаметром 790 и 860 мм.

 

 

 

 

2016-90810(7)

* информация, предназначенная для служебного пользования

Приложенные файлы
Вложение.pdf (141,6 КБ)
Вложение.odt (36,6 КБ)
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь