Решение по делу по признакам нарушения Федеральным агентством по государственным резервам, Росрезервом и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации ФЗ «О защите конкуренции»

06 февраля 2012, 15:45
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 15/89-11
г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «06» июля 2011г.
В полном объеме решение изготовлено «20» июля 2011г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Субботина П.Т.; членов Комиссии – Мишеловина В.Б. – начальника Управления контроля органов власти, Шипунова В.А. – заместителя начальника Аналитического управления, Исаевой Н.И. – начальника отдела проверок Управления контроля органов власти, Кузнецовой И.В. – заместителя начальника отдела агропромышленного комплекса Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса, Дроздова Б.Б. – заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления, Ковалева А.В. – консультанта отдела проверок Управления контроля органов власти, Уткина Е.Б. – старшего государственного инспектора отдела проверок Управления контроля органов власти, рассмотрев дело № 1 15/89-11,

возбужденное в отношении Федерального агентства по государственным резервам (далее - Росрезерв) (Б.Черкасский пер., д. 6/7, г. Москва, 109012) по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Росрезерва и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России) (Орликов пер., 1/11, Москва, 107139) по признакам нарушения статьи 16 Закона защите конкуренции,

У С Т А Н О В И Л А:

На основании приказа руководителя ФАС России от 24.01.2011 № 26 ФАС России проведена плановая выездная проверка соблюдения Росрезервом антимонопольного законодательства. По результатам проверки составлен акт проверки № 16 от 2.03.2011, в котором указаны признаки нарушения антимонопольного законодательства в части предоставления Росрезервом в 2010 году отдельным хозяйствующим субъектам материальных ценностей - зерна из государственного материального резерва в порядке заимствования в приоритетном порядке.
В Росрезерв поступили обращения хозяйствующих субъектов о предоставлении зерна государственного материального резерва путем заимствования в 2010 году, в частности, обращения:
- Группы компаний «Би-Ай Гранум» (б/н б/д);
- ООО «Резервные материалы» (исх. № 271-09 от 27.08.2009);
- ООО «Русская Ресурсная Компания» (исх. № 418-АТ от 27.08.2009);
- ООО «Торговый дом «Агро-Лайн» (исх. № 518 от 12.10.2009);
- ООО Группа компаний «САХО» (исх.№ 2-254/09 от 24.12.2009);
- ЗАО «НПЦ Агромеханизация» (исх.№ АГ-269-6 от 21.01.2010).
Кроме того, в Росрезерв поступили обращения Минсельхоза России с ходатайствами:
- О привлечении Группы компаний «Би-Ай Гранум» в качестве оператора по работе с Росрезервом (исх. № СК-4/9272 от 29.10.2009);
- О предоставлении ООО Группа компаний «САХО» государственной поддержки путем заимствования зерна из государственного материального резерва (исх. № ЕС-18-23/625 от 24.01.2010);
- О рекомендации ЗАО «НПЦ Агромеханизация» для работы с Росрезервом (№ АЧ/19037 от 26.02.2010).
Росрезерв направил письма, содержащие отказы в предоставлении зерна государственного резерва в порядке заимствования хозяйствующим субъектам:
- ООО «Резервные материалы (исх. № 2-04/743 от 04.02.2010);
- ООО «Русская Ресурсная Компания» (исх. № 2-04/717 от 03.02.2010);
- ООО «Торговый дом «Агро-Лайн» (исх. № 2-04/742 от 04.02.2010).
Основанием для отказов, как следует из материалов дела, послужило значительное число заявок о заимствовании зерна в 2010 году, поступивших в Росрезерв, а также решение Росрезерва о привлечении к заимствованию только крупных агропромышленных компаний, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции и влияющих на социально-экономическую ситуацию в регионах страны, с целью оказания государственной поддержки данным компаниям путем выпуска материальных ценностей из государственного резерва в порядке заимствования.
16.03.2010 Росрезерв издал распоряжения о выделении из государственного материального резерва зерна в 2010 году в порядке заимствования сроком на 6 месяцев без оплаты его стоимости с целью оказания государственной поддержки следующим хозяйствующим субъектам:
1. ЗАО «НПЦ Агромеханизация» (Распоряжение №43);
2. ООО «Сибирское продовольствие», входящее в состав Группы компаний «САХО» (Распоряжение №44);
3. ЗАО «Элеватор «Красный Кут», входящее в состав Группы компаний «Би-Ай Гранум» (Распоряжение №45).
Из представленных Комиссии Росрезервом материалов и устных пояснений следует, что Росрезерв свое решение по выпуску материальных ценностей из государственного материального резерва в порядке заимствования основывает на необходимости в освежении в 2010 году определенного количества зерна государственного резерва в связи с истечением установленных сроков хранения.
Согласно статье 2 Закона о госрезерве:
- Освежение запасов государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с истечением установленного срока хранения материальных ценностей, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей;
- Заимствование материальных ценностей из государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва на определенных условиях с последующим возвратом в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей.
Следовательно, освежение запасов государственного материального резерва не может осуществляться путем заимствования материальных ценностей из государственного материального резерва.
Согласно статье 1 Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (ред. от 30.12.2008) (далее – Закон о госрезерве) государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных Законом о госрезерве, и составляет имущество казны Российской Федерации.
Согласно статье 14 Закона о госрезерве в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке ресурсы государственного резерва могут использоваться в соответствии с действующим законодательством для стабилизации экономики и оказания регулирующего воздействия на рынок на основании решения Правительства Российской Федерации.
В декабре 2009 года в Росрезерв поступило обращение Минсельхоза России
о недопущении реализации на внутреннем рынке Российской Федерации в 2010 году зерна из государственного материального резерва.
Вместе с тем, в материалах дела содержится информация о намерениях хозяйствующего субъекта – ООО «Сибирское продовольствие» осуществить реализацию заимствованного зерна из государственного материального резерва на внутреннем рынке.
Согласно Распоряжениям Росрезерва от 16.03.2010 №-№ 43, 44, 45 Росрезерв выделил в заимствование зерно отдельным хозяйствующим субъектам из государственного материального резерва в целях стабилизации зернового рынка 2009-2010 сельскохозяйственного года, снижения отрицательного влияния от свободной реализации зерна на уровень цен на внутреннем рынке и в связи с обращениями Минсельхоза России о представлении хозяйствующим субъектам государственной поддержки в форме заимствования зерна государственного материального резерва.
Комиссией установлено, что Росрезерв при издании распоряжений от 16.03.2010 №-№ 43, 44, 45 не располагал актами Правительства Российской Федерации, уполномочивающими его осуществить выделение из государственного материального резерва зерна отдельным хозяйствующим субъектам в целях, указанных в распоряжениях.
Из материалов дела следует, что Росрезерв при подготовке решений о выделении материальных ценностей на основании решения его руководителя использует Правила выпуска материальных ценностей государственного материального резерва во временное заимствование, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2000 № 937 (далее - Правила), регламентирующие порядок действий при выпуске материальных ценностей исключительно по решению Правительства Российской Федерации.
Иных нормативных актов, регламентирующих порядок и критерии отбора хозяйствующих субъектов в качестве заемщиков материальных ценностей из государственного материального резерва, порядок принятия решения о выпуске материальных ценностей из государственного материального резерва на основании решения руководителя Росрезерва, не представлено.
Порядок отбора хозяйствующих субъектов в качестве заемщиков материальных ценностей, а также порядок выпуска материальных ценностей из государственного материального резерва во временное заимствование на основании решения руководителя Росрезерва должны соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе Закону о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, запрещается установление ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Комиссия пришла к выводу, что предоставление в заимствование материальных ценностей из государственного материального резерва без оплаты стоимости сроком на 6 месяцев является имущественной льготой, которая обеспечивает более выгодные условия деятельности. Имущественная льгота заключается в возможности хозяйствующих субъектов, получивших зерно во временное заимствование, использовать его как для получения прибыли от реализации, так и для переработки, что может привести к увеличению объемов производимой продукции и впоследствии - к увеличению прибыли от реализации продукции, полученной в результате переработки зерна.
Согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
В адрес ФАС России от Росрезерва не поступало заявлений о даче согласия на предоставление вышеуказанным хозяйствующим субъектам государственных преференций на получение зерна из государственного материального резерва в порядке заимствования.
Комиссией установлено, что при издании Росрезервом Распоряжений
№-№ 43, 44, 45 от 16.03.2010 о выпуске зерна из государственного резерва в порядке заимствования, Росрезервом производился отбор хозяйствующих субъектов в отсутствие конкурсных процедур, а также без согласия антимонопольного органа.
Таким образом, Росрезерв нарушил пункт 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Нарушений статьи 16 Закона о защите конкуренции в действиях Росрезерва и Минсельхоза России Комиссией не установлено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48 и статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать в действиях Росрезерва нарушение пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части введения ограничения прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Признать в действиях Росрезерва нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части представления государственной преференции в нарушении порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
Признать в действиях Росрезерва и Минсельхоза России отсутствие нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.
 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь