Металлургическая отрасль

29 ноября 2004, 17:36
Главной целью развития металлургической промышленности России, определенной в комплексе мер по развитию отрасли на период до 2010 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 № 1228-р, является превращение отрасли в динамично развивающуюся, высокотехнологичную, эффективную и конкурентоспособную отрасль, интегрированную в мировую металлургию в рамках международного разделения труда. Развитие металлургической отрасли возможно только на основе оптимизации структуры отрасли, концентрации производства, создания условий для привлечения инвестиций, поэтапной интеграции России в мировой рынок металлопродукции. Российская металлургия уже сейчас достаточно глубоко интегрирована в мировой рынок, и отечественные производители в значительной степени зависят от мировой конъюнктуры. Мировая практика показывает, что именно крупные интегрированные компании играют главенствующую роль в большинстве секторов экономики развитых стран. Современные международные экономические отношения характеризуются возрастающей глобализацией, проявляющейся в ускорении интеграционных процессов, одновременном росте открытости и взаимозависимости национальных экономик, развитии информационных технологий, международных товарных и финансовых рынков. В условиях, когда происходит либерализация внешнеторговых режимов и рынки приобретают все более международный характер, при оценке последствий экономической концентрации на металлургических рынках необходимо учитывать положение компаний на мировых рынках. Поэтапное становление российского алюминиево-глиноземного рынка происходило через приватизацию предприятий, скупку мелких пакетов акций этих предприятий физическими лицами и многочисленными малоизвестными компаниями из офшорных зон, дальнейшую консолидацию ранее скупленных мелких пакетов акций предприятий в более крупные пакеты, процессы горизонтальной интеграции, и только затем – процессы создания крупных вертикально-интегрированных структур. Отсутствие правовой основы для раскрытия антимонопольными органами истинных владельцев офшорных компаний привело к тому, что все предприятия по добыче и переработке бокситов и нефелинов, по производству глинозема и первичного алюминия, на момент создания крупных вертикально-интегрированных структур, оказались в руках неизвестных собственников из офшорных зон. Сейчас на алюминиево-глиноземном рынке России действуют три крупных вертикально-интегрированных структуры - ОАО «Русский Алюминий», ОАО «СУАЛ» и ОАО «Металлург», формирование которых (в разрезе приобретения российских рудодобывающих предприятий, глиноземных заводов и заводов по производству первичного алюминия) практически завершено в 2002 году. ОАО «Русский Алюминий», ОАО «СУАЛ» и ОАО «Металлург» - это крупные экспортно-ориентированные структуры, действующие в условиях жесткого дефицита сырья и активной конкуренции иностранных транснациональных алюминиевых корпораций на мировых алюминиевых товарных рынках. Вопрос гарантированного обеспечения предприятий сырьем и сбыта продукции для этих структур – это вопрос их выживания, поэтому они вынуждены развивать смежные отрасли российской экономики, прежде всего, рудодобывающие отрасли и машиностроение, вовлекая их в свои структуры. Это означает, что на алюминиево-глиноземных рынках будут нарастать процессы, связанные с изменением состава и размеров этих структур за счет предприятий, обеспечивающих полный технологический цикл производства продукции из алюминия и его сплавов – от добычи руды - до производства алюминиевых консервных лент, тарелок и пивных банок, а также процессы жизнедеятельности предприятий. На таких рынках также существует острая конкуренция, в том числе за доступ к производственным мощностям, в ряде случаев, сопоставимая по значимости с конкуренцией на рынках бокситов, глинозема и первичного алюминия, и требующая не меньшего контроля со стороны антимонопольных органов. Нельзя также исключить, что интеграционные процессы могут привести к остановке ряда уникальных производств, как ненужных для производства конечной продукции. В этих условиях необходимо усиление антимонопольного контроля над такими структурами на предмет выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, в первую очередь, статей 5 и 6 Закона о конкуренции. Нельзя не отметить, что большинство предприятий, входящих в крупные вертикально-интегрированные структуры, не имеют на соответствующих товарных рынках долю более 35 процентов, что делает невозможным применение антимонопольными органами норм статьи 5 Закона о конкуренции. Исключение составляют искусственно созданные предприятия-монополистов в ряду взаимосвязанных технологических цепочек. Развал производственной кооперации предприятий бывшего СССР, сокращение финансирования государственных заказов и потребительских возможностей привели к тому, что ряд предприятий был вынужден выделять из своих структурных подразделений дочерние компании. В результате этого на рынке появилось много компаний-монополистов, производящих уникальную продукцию. На указанных рынках происходит много нарушений антимонопольного законодательства в части злоупотребления предприятиями доминирующим положением, но отсутствие систематизации этих рынков делает сложной процедуру возбуждения дел по статье 5 Закона о конкуренции. Это особенно критично для независимых участников рынка, участвующих в той или иной степени на различных стадиях производственного процесса, и для потребителей продукции, не участвующих в производственном процессе и не входящих в вертикально-интегрированную структуру. Наметилась также тенденция наращивания активов вертикально-интегрированных структур за счет активов иностранных предприятий. С целью обеспечения стабильности поставок своей продукции крупные металлургические структуры приобретают предприятия автомобильной, судостроительной и авиационной промышленности. Актуальными и требующими немедленного решения являются проблемы доступа к ключевым мощностям, находящимся в собственности вертикально интегрированных структур, в первую очередь - вопросы доступа независимых производителей к рудным мощностям интегрированных компаний. Проблема заключается в том, что металлургические компании, входящие в состав интегрированных компаний, отдают предпочтение переработке «собственных» бокситов и глинозема (т.е. добытых предприятиями этой же металлургической компании) либо перерабатывают бокситы и глинозем других вертикально интегрированных структур по принципу замещения в зависимости от расположения месторождений и самих перерабатывающих заводов. Заводы (в общем случае они действуют в рамках стратегии, выбранной «головной» компанией) не имеют достаточно стимулов, несмотря на наличие в некоторых случаях свободных мощностей, к приему и переработке «чужих» бокситов и глинозема, в том числе независимых производителей. Даже наличие свободных мощностей отнюдь не гарантирует этим предприятиям и предприятиям-конкурентам доступ к этим активам, в том числе с целью инвестирования в развитие производственных мощностей. Справочно: Существует острая необходимость инвестирования в строительство Средне-Тиманского бокситового рудника и реконструкцию мощностей по добыче бокситов на ОАО "Севуралбокситруда", что (при существующих объемах производства алюминия) позволит обеспечить до 70% потребности российской алюминиевой промышленности в бокситах и вдвое сократить дефицит глинозема в стране. По данным экспертов, только строительство железнодорожной инфраструктуры вместе с рудником потребует 500 млн. долларов США. В то же время доступ к производственной инфраструктуре ОАО «Боксит Тимана» усугубляется фактическим отсутствием внутреннего рынка бокситов и глинозема. Собственники бокситов и глинозема вынуждены, как правило, реализовывать их на условиях трансфертных цен металлургических компаний, заниженных в целях «оптимизации» налогообложения. Тесно связан с указанными вопросами и вопрос относительно организации равного доступа к инфраструктуре поставок готовой продукции (металла первичных переделов и проката), в большинстве случаев находящейся в собственности вертикально интегрированных структур. Аналогичная ситуация имеет место и для независимых металлургических предприятий, не входящих в состав вертикально-интегрированных компаний, где, например, существует проблема получения (продажи) ресурсов (сырья) по рыночным ценам, в том числе и по причине отсутствия внутреннего рынка сырья. Следствием этого является устранение с рынка экономически активных предприятий, способных обеспечивать занятость, привлекать инвестиции в реальный сектор, развивать рынки, в том числе путем их поглощения.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь