О применении норм законодательства о размещении заказов при реализации региональных программ модернизации здравоохранения

27 января 2012, 16:18
Тип документа:

Во исполнение пункта 3 поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 17.10.2011 № ВП-П12-7292 в целях недопущения нарушений норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при реализации региональных программ модернизации здравоохранения ФАС России и Минздравсоцразвития России направляют настоящие разъяснения по отдельным вопросам.

1. Частью 2.1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005
№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) установлено, что при размещении заказов путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса (аукциона), в конкурсной документации (документации об аукционе) отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 22, частью 2 статьи 34, частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
При этом, заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
По вопросу правомерности объединения в один предмет торгов строительных работ и поставки оборудования при размещении заказов на выполнение строительных работ в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения сообщаем.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов «под ключ», утвержденного постановлением Госстроя СССР от 10.11.89 № 147, строительство объектов «под ключ» осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование – выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием – ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о размещении заказов и антимонопольного законодательства, в соответствии с которым в состав одного предмета торгов может включаться выполнение строительных работ, а также оборудование, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами.
Таким образом, при размещении соответствующих заказов заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования следует рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
При этом объединение в один предмет торгов строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, не допускается, поскольку такое объединение приводит к необоснованному ограничению количества участников размещения заказа.

2. В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) должно содержать полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.
Также сообщаем, что положениями Закона о размещении заказов не установлено требований, запрещающих указание в документации о торгах, извещении о запросе котировок фирменного наименования производителей, поставщиков, в целях добросовестного исполнения требований, предусмотренных положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 19.1 Закона о размещении заказов Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в документацию о торгах и извещение о запросе котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.
Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 881 «О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования», вступившим в силу 19.11.2011.

3. В соответствии с частью 3 статьи 25, частью 2 статьи 35, частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе, аукционе (открытом аукционе в электронной форме) должна содержать сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку, а именно, сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, документацией об аукционе (открытом аукционе в электронной форме), также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если таковые установлены. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
В частности, при размещении заказа на поставку реактивов, средств и изделий медицинского назначения и иных товаров (медицинского оборудования) требование заказчика о представлении участником размещения заказа копии сертификата соответствия в составе заявки на участие в торгах, запросе котировок является неправомерным.
Обращаем внимание, что для целей реализации приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.05.2011 № 217 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков» рекомендуется устанавливать в конкурсной документации, документации об аукционе:
1) требование об указании (декларировании) участником конкурса (участником аукциона) в заявке на участие в конкурсе, заявке на участие в аукционе страны происхождения поставляемого товара;
2) требование о том, что в случае, если в заявке на участие в конкурсе участника размещения заказа, заявке на участие в аукционе участника размещения заказа не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке, при рассмотрении заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе такой участник не допускается конкурсной (аукционной) комиссией к участию в конкурсе, аукционе;
3) положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, заявке на участие в аукционе, несет участник размещения заказа.
Если в заявке на участие в торгах участника размещения заказа не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке, при рассмотрении заявок на участие в торгах такой участник не допускается конкурсной (аукционной) комиссией к участию в торгах. Требовать от участника торгов в составе заявки какие-либо документы, подтверждающие страну происхождения товара, заказчик не вправе.
В случае если в конкурсной документации (документации об аукционе) не содержится требование об указании (декларировании) участником торгов страны происхождения товара, заказчик не вправе отклонять заявку участника размещения заказа, в которой не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке. При этом преференции участникам размещения заказа, не указавшим страну происхождения в заявке на участие в торгах, не предоставляются.
В соответствии с частью 2.1 статьи 22, частью 2.1 статьи 34, частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию о торгах (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.
Часть 3 статьи 25, часть 2 статьи 35, часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов содержит исчерпывающий перечень требований к содержанию заявки на участие в конкурсе, аукционе (в том числе открытом аукционе в электронной форме).
Согласно части 4 статьи 25, части 3 статьи 35, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, требовать от участника размещения заказа иное не допускается.
Дополнительно сообщаем, что перечень обязательных требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов содержится в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме установленных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Частью 3 статьи 22, частью 3 статьи 34, частью1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что конкурсная документация, документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в конкурсной документации, документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 статьи 22, частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Согласно части 3 статьи 22, части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация о торгах не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Нарушение указанных выше положений Закона о размещении заказов в части включения в документацию о торгах требований от участников размещения заказа представления в составе заявки документов и сведений, не предусмотренных законодательством о размещении заказов, а также установления требований, ограничивающих количество участников размещения заказа, влечет необоснованный отказ в допуске к участию в торгах участников размещения заказа, что является нарушением процедуры проведения торгов и нарушает права предпринимателей.

В соответствии с пунктом 15.2 части 4 статьи 22, пунктом 9 части 4 статьи 34 и пунктом 11 части 3 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчик вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, а в случае поставок новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена контракта на поставки которых составляет пятьдесят миллионов рублей и более, поставок медицинского оборудования обязаны определить обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от двух до десяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.
При этом может быть использован следующий механизм реализации указанной нормы Закона о размещении заказов при осуществлении централизованных закупок медицинского оборудования.
В связи с тем, что обеспечение гарантии поставщика на товар предоставляется вместе с оборудованием, а получателем оборудования являются учреждения-получатели, лицом, обладающим правом требования в случае не выполнения поставщиком обязательств по гарантийному обслуживанию товара, могут являться учреждения-получатели, каждое из которых должно иметь возможность воспользоваться предоставленным обеспечением.
В этом случае заказчиком в проекте государственного контракта устанавливается требование о представлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика с указанием учреждения-получателя, обладающего правом реализации предоставленного финансового обеспечения.
При этом размер обеспечения гарантии поставщика, предоставляемой каждому учреждению-получателю определяется пропорционально количеству поставляемого каждому учреждению-получателю оборудования, исходя из стоимости единицы оборудования, рассчитанной от начальной (максимальной) цены контракта.
 

Сферы деятельности:
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь