Отчет о ходе реализации Публичной декларации целей и задач ФАС России в 2017 году

06 февраля 2018, 00:00
Тип документа:

Отчет о ходе реализации

Публичной декларации целей и задач ФАС России в 2017 году

 

Принятие Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы

Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 утверждены основные направления государственной политики по развитию конкуренции (далее — Указ).

Указ разработан в целях реализации положений статей 8 и 34 Конституции Российской Федерации, направлен на развитие конкуренции и недопущение монополистической деятельности и утверждает Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы (далее – Национальный план).

Указ призван закрепить основные направления развития конкуренции, базовые ценности, цели и принципы государственной политики в ее реализации и рассматривается как целевой программный правовой акт, который должен издаваться каждые три года (носить регулярный характер по аналогии с Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы») и служить ориентиром в деятельности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Общественной палаты Российской Федерации, общественных организаций, объединений, профессиональных союзов, политический партий, граждан.

Указом определены следующие цели государственной политики по развитию конкуренции:

- повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

- повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе, за счет обеспечения равного доступа к инфраструктуре субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

- стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.

Указом определены основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции, такие как сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, на товарных рынках; обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на всей территории Российской Федерации; признание государственной политики по развитию конкуренции гарантом свободы экономической деятельности; обеспечение развития малого и среднего предпринимательства; направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции; обеспечение условий для привлечения инвестиций хозяйствующих субъектов в развитие товарных рынков и прочие.

Утвержденный Указом Национальный план закрепляет за Правительством Российской Федерации обязанность реализовать комплекс мероприятий организационного и правового характера.

Кроме того, приложением к Национальному плану является Перечень отраслей (сфер) экономики (видов деятельности) и ожидаемых результатов развития конкуренции, которым закрепляются конкретные ожидаемые результаты (ключевые показатели) по соответствующим отраслям (видам) экономической деятельности, каждый из которых имеет цифровой показатель (критерий) (далее – Перечень).

В Перечень включены следующие отрасли (сферы) экономики (виды деятельности):

здравоохранение, в том числе рынки лекарственных препаратов для медицинского применения, рынки медицинских изделий, рынки медицинских услуг;

рынок социальных услуг;

агропромышленный комплекс;

дорожное строительство;

телекоммуникации;

информационные технологии;

жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение;

газоснабжение;

нефть и нефтепродукты;

сфера естественных монополий;

транспортные услуги;

промышленность;

финансовые рынки.

Отрасли (виды) экономической деятельности определены с учетом низкого уровня конкурентных отношений и их важности для укрепления экономики Российской Федерации.

В этой связи приказом ФАС России от 29.12.2017 № 1841/17 утвержден План мероприятий Федеральной антимонопольной службы по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

 

Кардинальное реформирование стратегии тарифного регулирования, в том числе принятие Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги)», а также разработка Стратегии стимулирующего тарифного регулирования

В 2017 году проведено 7 заседаний Методического совета ФАС России по тарифному регулированию, в рамках которых обсуждались следующие вопросы:

- проекты федеральных законов и проекты нормативных правовых актов ФАС России по регулированию тарифов, в том числе:

- проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»;

- проект приказа ФАС России «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов»;

- порядок расчета тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи по методу, обеспечивающему возможность получения прибыли от эффективности управления издержками и правил их применения;

- вопросы учета амортизации, начисленной на внеоборотные активы (основные средства), приобретенные за счет бюджетных средств (субсидий);

- учет расходов на подключение регулируемых организаций к ГИС ЖКХ;

- создание нормативных правовых условий для утверждения тарифными органами экономически обоснованных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) посредством введения прямого запрета на учет расходов на организацию приема платы за такие ресурсы (услуги) при расчете указанных тарифов; учета в тарифах дополнительных добровольных расходов субъектов естественных монополий в пользу своего персонала, в том числе: страховых взносов по видам добровольного страхования; дополнительных выплат, непосредственно не связанных с оплатой труда производственного персонала; страховых платежей; расходов, возникающих в связи с предоставлением льгот персоналу субъекта естественной монополии, кроме расходов, предусмотренных трудовым законодательством.

Протоколы Методического совета ФАС России по тарифному регулированию размещаются на официальном сайте ФАС России в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

В рамках реализации проконкурентной тарифной политики ФАС России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов» (далее — проект постановления). Целями данного проекта постановления являются закрепление учета складывающейся конъюнктуры рынков нефти (нефтепродуктов) при установлении тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов. В настоящее время проводится обсуждение проекта постановления с заинтересованными организациями и органами исполнительной власти.

Кроме того, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26.04.2017 № Пр-818 об организации подготовки законопроекта «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» (далее – законопроект) ФАС России разработана концепция проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», которая 26.09.2017 одобрена первым заместителем председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации ФАС России разработан проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)». Целью разработки законопроекта является создание комплексной системы правового регулирования отношений в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Законопроект предусматривает:

установление единых принципов и методов государственного регулирования цен (тарифов),

определение структуры затрат, включаемых в тариф, и требования к предельным размерам таких затрат; установление публичного порядка принятия тарифных решений путем размещения тарифной заявки в информационно-коммуникационной сети «Интернет» для публичного обсуждения, возможности представления потребителями и заинтересованными лицами предложений и замечаний по структуре затрат;

порядок взаимодействия федерального и регионального тарифных регуляторов, порядок рассмотрения на федеральном уровне споров по региональным тарифам.

В настоящее время законопроект направлен в Минэкономразвития России для обсуждения на заседании рабочей группы по проблемам тарифного регулирования в инфраструктурном секторе письмом ФАС России от 27.11.2017 № СП/82436-ПР/17.

В соответствии с Поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 16.11.2017 № ИШ-П13-7634, ФАС России доработан и направлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации в Минэкономразвития России (письмо от 23.01.2018 № СП/3908-ПР/18), Минфин России (письмо от 23.01.2018 № СП/3913-ПР/18), а также в Минюст России (письмо от 23.01.2018 № СП/3917-ПР/18) для проведения правовой экспертизы.

 

Создание эффективных механизмов борьбы с ограничительными деловыми практиками транснациональных корпораций и нарушениями антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер

В 2017 году ФАС России реализован комплекс мероприятий по созданию эффективных механизмов борьбы с ограничительными деловыми практиками транснациональных корпораций и нарушениями антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер.

Работа проводилась по ряду направлений и заключалась в подготовке конкретных документов, закрепляющих указанные механизмы, а также в дальнейшем их согласовании с зарубежными партнерами и продвижении инициатив по их принятию на международных площадках.

Одним из таких документов стал Инструментарий по международному сотрудничеству конкурентных ведомств по противодействию недобросовестным практикам крупных транснациональных корпораций и трансграничных нарушений правил конкуренции (далее - Инструментарий). Разрабатывая данный документ, ФАС России исходила из понимания, что Инструментарий станет дополнением к Секции F «Международные меры» Комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой (далее - Комплекс), принятого в 1980 году Генеральной Ассамблеей ООН. По прошествии более 35 лет назрела необходимость по дополнению Комплекса механизмами, позволяющими конкурентным ведомствам разных стран эффективно взаимодействовать при правоприменении.

Разработанный ФАС России проект Инструментария получил одобрение антимонопольных органов государств-участников СНГ, соответствующее решение нашло отражение в Протоколе 46-го заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП), состоявшегося 17 марта 2017 года в г. Кишиневе. Также было принято решение о совместном представлении инициативы по принятию Инструментария в ходе 16-й сессии Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в области конкуренции ЮНКТАД (МГЭ ЮНКТАД) в июле 2017 года.

По итогам прошедшего обсуждения на 16-й сессии МГЭ ЮНКТАД представители конкурентных ведомств Австрии, Аргентины, Армении, Беларуси, Бразилии, Италии, Казахстана, Киргизии, Мексики, США, ЮАР, а также Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) выразили поддержку инициативе по принятию Инструментария.

В результате в Согласованном заключении МГЭ ЮНКТАД, принятом по итогам 16-й сессии, нашло отражение решение о создании на базе ЮНКТАД дискуссионной группы по обсуждению аспектов международного сотрудничества конкурентных ведомств в целях усиления Секции F Комплекса.

На регулярной основе в режиме телеконференций проводятся заседания Дискуссионной группы. Результаты проведенной к настоящему времени работы по выявлению факторов, препятствующих эффективному сотрудничеству антимонопольных органов при правоприменении, свидетельствуют о целесообразности принятия Инструментария в качестве дополнения Секции F Комплекса. Соответствующие выводы сделаны по итогам Региональной встречи руководителей антимонопольных органов государств-участников СНГ и ЕАЭС в рамках деятельности Дискуссионной группы ЮНКТАД, состоявшейся 6 декабря 2017 года в Москве.

Завершение работы по Инструментарию запланировано на 2020 год в целях его обсуждения в рамках 8-й Конференции ООН по рассмотрению всех аспектов Комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой.

В июле 2018 года вопрос о результатах деятельности Дискуссионной группы будет рассмотрен на 17-й сессии МГЭ ЮНКТАД.

Кроме того, ФАС России в рамках создания эффективных механизмов борьбы с ограничительными деловыми практиками транснациональных корпораций и нарушениями антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, продолжена работа над Конвенцией по борьбе с картелями (далее - Конвенция).

В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации вопрос разработки и принятия Конвенции проработан ФАС России с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе МИД России, Минэкономразвития России, Минюстом России, МВД России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Подтверждена целесообразность разработки и принятия Конвенции, которая позволит восполнить имеющийся правовой пробел в этой сфере международных отношений. Результатом проведенной работы также стала подготовка базового проекта Конвенции, в результате обсуждения которого в рамках межведомственной рабочей группы принято решение о его приоритете для дальнейшего продвижения инициативы по принятию Конвенции.

Вопрос проработан с партнерами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и СНГ.

В марте 2017 года в г. Кишиневе (Республика Молдова) в ходе 46-го заседания МСАП инициатива по разработке и принятию Конвенции подтверждена коллегами по СНГ, разработанный российской стороной проект Конвенции в целом одобрен в качестве базового проекта для дальнейшей проработки уполномоченными органами государств-участников СНГ.

Кроме того, членами МСАП отмечено, что дальнейшему эффективному продвижению инициативы по принятию Конвенции будет способствовать ее представление в виде совместной инициативы государств-участников СНГ.

Учитывая особую актуальность вопроса борьбы с международными картелями в современном мире, которые наносят существенный вред экономикам государств и благосостоянию граждан, в том числе государств-участников СНГ, от имени МСАП направлено обращение в Исполнительный комитет СНГ с предложением о принятии Заявления государств-участников СНГ о необходимости консолидации усилий мирового сообщества для эффективной борьбы с международными картелями и принятии Конвенции (далее - Заявление).

В ноябре 2017 года главами правительств государств-участников СНГ Заявление было подписано.

Решение о принятии Заявления предусматривает распространение его текста в ООН и других международных организациях, что будет способствовать продвижению инициативы государств-участников СНГ по принятию Конвенции на глобальном международном уровне.

Следующим этапом станет обсуждение проекта Конвенции на международных площадках.

Кроме того, в течение 2017 года ФАС России проводилась работа по расширению договорно-правовой базы, обеспечивающей международное сотрудничество с зарубежными конкурентными ведомствами.

ФАС России считает целесообразным заключение соглашений с зарубежными партнерами, закрепляющих современные механизмы сотрудничества в рамках правоприменения.

Важным событием 2017 года стало заключение Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в антимонопольной сфере между ФАС России и Государственным комитетом по развитию и реформам Китайской Народной Республики (NDRC). Важность данного события обусловлена тем, что NDRC является третьим ведомством Китая, входящим в систему антимонопольного регулирования и контроля, с которым заключен двусторонний меморандум. С подписанием Меморандума сформирована правовая база сотрудничества ФАС России и NDRC по всем направлениям антимонопольной политики Китая.

ФАС России в развитие подписанных двусторонних соглашений о сотрудничестве в 2017 году подписаны двухгодичные программы сотрудничества с антимонопольными органами Бразилии, Финляндии и Китая.

Кроме того, в 2017 году были достигнуты договоренности о заключении такого рода соглашений с антимонопольными органами Республики Беларусь и Королевства Норвегия, также разработаны проекты документов, которые в настоящее время проходят процедуры согласования сторонами. Подписание этих соглашений планируется в 2018 году.

 

Примеры по созданию эффективных механизмов борьбы с ограничительными деловыми практиками транснациональных корпораций и нарушениями антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер

По результатам рассмотрения дела в отношении Google ФАС России признала Google нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в сентябре 2015 года. Нарушением признаны ограничительные практики Google, направленные на обеспечение преимуществ собственным приложениям и сервисам в процессе предустановки мобильных приложений на мобильные устройства.

В апреле 2017 года, после нескольких попыток оспорить решение и предписание антимонопольного органа, штраф, наложенный в результате нарушения антимонопольного законодательства, а также штрафы, наложенные в связи с неисполнением предписания, Google обратилась в ФАС России с предложением о заключении мирового соглашения.

ФАС России, руководствуясь необходимостью устранения последствий нарушения и обеспечения конкуренции на рынке, заключила мировое соглашение, которое было утверждено судом.

По условиям мирового соглашения Google отказался от требований об эксклюзивности своих приложений на устройствах на базе ОС Android в России, обязался не ограничивать предустановку любых конкурирующих поисковых сервисов и приложений (в том числе на главном экране по умолчанию), отказался от стимулирования предустановки поиска Google в качестве единственного общего поискового сервиса, отказался от применения в дальнейшем положений договоров, противоречащих условиям мирового соглашения, обязался предоставлять потребителям выбор поисковых систем путем показа пользователям окна выбора, которое нельзя проигнорировать. Условия Мирового соглашения исполняются надлежащим образом в установленные в Мировом соглашении сроки.

Таким образом, исполнение условий мирового соглашения между ФАС России и Google способствовало развитию конкуренции на глобальном рынке разработки мобильных приложений.

В августе 2017 года завершилось рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по жалобе АО «Лаборатория Касперского» на действия Microsoft Corporation. Предметом рассмотрения стали практики Microsoft Corporation, направленные на обеспечение преимуществ собственному антивирусному приложению и побуждение пользователей отказываться от антивирусных приложений сторонних разработчиков.

В ходе рассмотрения дела ФАС России выдано 2 предупреждения в отношении Microsoft Corporation о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В результате исполнения предупреждений Microsoft Corporation внесла необходимые изменения в «Требования для антивирусного ПО» («Antimalware Platform Requirements»). Документ регламентирует порядок взаимодействия между Microsoft Corporation и независимыми производителями антивирусного программного обеспечения.

Кроме того, Microsoft Corporation создана процедура двустороннего взаимодействия с независимыми производителями антивирусного программного обеспечения при разработке будущих версий ОС Windows и увеличен срок предоставления им будущих предрелизных версий (RTM-версий) ОС Windows.

Также Microsoft Corporation были устранены все призывы к отказу от программного обеспечения сторонних разработчиков.

Исполнение требований ФАС России создало равные условия для разработчиков антивирусных продуктов не только на территории Российской Федерации, но и на всех территориях присутствия Microsoft Corporation, тем самым обеспечив эффективную конкуренцию на глобальном рынке информационных технологий.

Одним из механизмов предотвращения создания условий для ограничения конкуренции является согласование сделок экономической концентрации в антимонопольном органе.

В ноябре 2017 года ФАС России рассмотрено ходатайство компании «Байер АГ» (Германия) по приобретению 100% голосующих акций компании «Монсанто Кампани» (США), поданное в соответствии с пунктами 8, 9 части 1 статьи 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Сделка затрагивает рынки следующих продуктов, конечным потребителем которых являются сельхозпроизводители: генетический материал (семена), определенные средства защиты растений, в частности, неселективные гербициды, а также цифровые предложения для сельхозпроизводителей.

Компании Байер и Монсанто являются транснациональными вертикально-интегрированными высокотехнологическими компаниями полного цикла, включающего как исследования и разработки, так и продажу указанных средств производства сельхозпроизводителям.

Учитывая высокое значение технологических изменений, происходящих в сельскохозяйственной отрасли, в том числе в части цифровизации сельского хозяйства, ФАС России при оценке последствий от данной сделки экономической концентрации для состояния конкуренции на российском и глобальном рынке агротехнологий применила современные методические подходы, разработанные совместно с ведущими научными учреждениями, включая Институт права и развития ВШЭ-Сколково, учитывала успешный опыт зарубежных конкурентных ведомств, рекомендации Комитета по конкуренции ОЭСР, актуальные российские и международные научные публикации по контролю экономической концентрации на рынках с высокой инновационной составляющей, а также опиралась на опыт обсуждения процессов экономической концентрации на рынках агротехнологий в рамках Рабочей группы БРИКС по рынкам продовольствия, созданной антимонопольными ведомствами стран БРИКС в 2015 г.

В рамках рассмотрения ходатайства ФАС России провела анализ затрагиваемых настоящей сделкой рынков средств производства для АПК, включая интегрированный рынок агротехнологических решений, который сформировался в результате серии технологических и социально-экономических трансформаций последних лет, произошедших в секторе средств производства для сельского хозяйства.

Данные рынки рассматривались ФАС России в контексте усиливающейся глобализации мировой экономики и интеграции сельскохозяйственного производства в глобальные цепочки создания стоимости, что потребовало оценки не только состояния «горизонтальной» конкуренции между участниками соответствующих товарных рынков средств производства для АПК, но и «вертикальных» взаимоотношений между участниками соответствующих сегментов глобальных стоимостных цепочек.

При этом в силу ускоряющихся инновационных процессов в сфере агротехнологий ФАС России рассматривала не только текущее положение участвующих в сделке компаний на соответствующих товарных рынках, но и наиболее вероятные изменения структуры этих рынков и, соответственно, состояния конкуренции на них в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Такие изменения являются следствием происходящей системной трансформации агротехнологических рынков, делающей глобально конкурентоспособными только те компаний, которые имеют возможность предложить сельхозпроизводителям интегрированные (пакетные) решения, включающие как адаптированные под конкретные условия семена и средства защиты растений, так и цифровые управленческие решения, основанные на анализе большого массива данных (почвенных, природно-климатических и т.д.), собираемых и обрабатываемых в рамках цифровых агрономических платформ точного земледелия.

С учетом интеграции российского рынка сельхозпродукции и средств производства в мировой рынок, структурные изменения, происходящие на мировом рынке, предсказуемо и устойчиво распространяются на соответствующие рынки Российской Федерации.

При оценке влияния сделки на состояние конкуренции на российском рынке ФАС России исходила из того, что объединенная компания обладает высокими возможностями, в том числе накопленными массивами данных генетической информации, новейшими технологиями ускоренной селекции, позволяющими осуществлять производство биотехнологических семян с заданными признаками методами генной инженерии, не подпадающими под установленные для генно-модифицированных организмов правовые ограничения, а также накопленными массивами больших данных и ключевыми алгоритмами в сфере цифрового земледелия, что может позволить ей быстро и эффективно наращивать свое присутствие на рынке. Это вероятно может привести к резкому усилению присутствия объединенной компании на рынке вплоть до доминирования сразу на всех затрагиваемых товарных рынках и созданию высоких барьеров для входа на соответствующие рынки компаний, не обладающих одновременно всеми указанными ресурсами и возможностями.

В ходе рассмотрения сделки ФАС России выявлены следующие угрозы для конкуренции:

- возникновение новых и усиление действующих барьеров входа на соответствующие товарные рынки (в том числе, в результате выведения на российский рынок закрытых цифровых агрономических платформ точного земледелия);

- усиление стимулов для антиконконкурентных согласованных действий и соглашений (с учетом прошедшей волны слияний, после создания объединенной компании на мировом рынке останется меньшее количество компаний, владеющих всем спектром современных агротехнологий и создающих свои интегрированные платформы, через которые они планируют продавать ключевые средства производства сельхозтоваропроизводителям

- повышение вероятности злоупотребления объединенной компанией своей рыночной властью (объединение инновационных и платформенных ресурсов может позволить компании в краткосрочной перспективе резко нарастить рыночную долю на соответствующих товарных рынках вплоть до доминирования).

Таким образом, ФАС России пришла к выводу, что данная сделка создает существенные риски подавления конкуренции, которые необходимо нивелировать на этапе согласования сделки.

В качестве наиболее сбалансированного решения, отвечающего как целям защиты конкуренции, так и не создающего непреодолимых препятствий для совершения рассматриваемой сделки, было выбрано установление поведенческих требований, направленных на создание условий для развития потенциальной конкуренции со стороны российских компаний за счет обеспечения им действенного трансфера доступных и применимых в российских агроклиматических условиях технологий в сочетании с доступом к данным и знаниям, необходимым для создания новых сортов и гибридов по ключевым сельскохозяйственным культурам, по которым наблюдается наибольшая зависимость российского рынка генетического материала от импортных поставок, а также по решениям в области цифрового земледелия.

Сочетание указанных требований с требованием предоставления недискриминационного доступа российским компаниям, являющимся поставщиками ресурсов, к платформенным пакетным решениям, предлагаемым сельхозтоваропроизводителям объединенной компанией на базе цифровых агрономических платформ точного земледелия, обеспечит условия не только для разработки новых конкурентоспособных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, но и для их включения в эффективную экономическую конкуренцию в рамках глобальных стоимостных цепочек.

Для выполнения данных условий компании «Байер АГ» необходимо будет в трехмесячный срок заключить договор с компетентной организацией, определенной антимонопольным органом, с целью обеспечения и мониторинга трансфера технологий, в том числе на основании неэксклюзивной лицензии, и обеспечения недискриминационного доступа к цифровым агрономическим платформам. Договор вступает в силу после совершения сделки Байер/Монсанто.

Принятое решение ФАС России учитывает как интересы участников сделки, давая им возможность продолжить процесс слияния, так и задачи защиты конкуренции и развития отечественного рынка агротехнологий, создавая условия для эффективной интеграции российских хозяйствующих субъектов в глобальные цепочки создания стоимости на агропродовольственных рынках и для эффективного развития конкуренции в столь чувствительных сегментах, определяющих продовольственную безопасность нашей страны.

На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции, а также в связи с определением условий, после выполнения которых антимонопольный орган примет решение об удовлетворении рассматриваемого ходатайства, ФАС России продлила срок рассмотрения указанного ходатайства на три месяца.

 

Принятие планов мероприятий («дорожных карт»): «Развитие конкуренции в здравоохранении» и «Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг» (совместно с Банком России) и утверждение планов развития конкуренции («дорожных карт») в соответствующих отраслях на 2017-2018 годы

В 2017 году ФАС России разработан план мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции в здравоохранении», который утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.01.2018 № 9-р.

Приказом ФАС России от 10.05.2017 № 612/17 (совместно с Банком России) утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг».

Приказом Минтранса России от 01.03.2017 № 228 утвержден план развития конкуренции («дорожная карта») в сфере труда и социальной защиты на 2017 - 2018 годы.

Приказом Минпромторга России от 29.11.2017 № 4172 утвержден план развития конкуренции («дорожная карта») в отраслях промышленности на 2018-2019 годы.

О результатах разработки планов развития конкуренции («дорожных карт») в соответствующих отраслях на 2017-2018 годы, разрабатываемых  федеральными органами исполнительной власти, доложено в Правительство Российской Федерации от 01.12.2017 № АГ/84793-ДСП-ПР/17.

Рассмотрение вопроса «Об утверждении планов развития конкуренции («дорожных карт») в соответствующих отраслях на 2018 – 2019 годы» предусмотрено 15.02.2018 на заседании Правительства Российской Федерации.

Письмом от 29.11.2017 № АГ/84015/17 ФАС России согласовала с замечаниями проект Плана развития конкуренции («дорожной карты») в агропромышленном комплексе Российской Федерации на 2018-2019 годы (далее – Проект Плана).

30.11.2017 года в Минсельхозе России состоялось согласительное совещание по разногласиям по Проекту Плана, на котором не удалось выработать единую позицию, в связи с чем письмом от 01.12.2017 № АГ/84217/17 в Минсельхоз России направлена таблица разногласий по Проекту Плана.

По информации Минсельхоза России, в настоящее время Проект Плана направлен в Правительство Российской Федерации.

По инициативе ФАС России в рамках исполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.05.2016 № 954-р, «дорожная карта» по развитию производства минеральных удобрений в Российской Федерации на период до 2025 года дополнена следующими мероприятиями, направленными на соблюдение антимонопольного законодательства:

- в части проработки возможности организации проектного финансирования или иных механизмов поддержки (госгарантии) проектов по производству минеральных удобрений с целью контроля соблюдения антимонопольного законодательства при возникновении у определенных хозяйствующих субъектов преимуществ на соответствующих товарных рынках посредством предоставления таким хозяйствующим субъектам указанных мер государственной поддержки;

- прогнозный план потребления минеральных удобрений в региональном разрезе на среднесрочный и долгосрочный периоды в целях наиболее полного обеспечения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также снижения издержек, связанных с реализацией товара, в результате повышения горизонта планирования объемов поставок минеральных удобрений на внутренний рынок;

- формирование прозрачного механизма ценообразования на рынке минеральных удобрений, организация биржевой торговли.

Кроме того, ФАС России предложено дополнить «дорожную карту» по развитию подотрасли переработки пластмасс в Российской Федерации на период до 2025 года следующими мероприятиями:

- проведение оценки конкурентной среды на соответствующем товарном рынке, включая оценку наличия или отсутствия возможности выбора потребителем товаров, работ, услуг на таком товарном рынке;

- рассмотрение вопроса консолидированных закупок товаров потребителями при незначительных объемах такого потребления в условиях малотоннажного производства;

- формирование прозрачного механизма ценообразования на рынке сырья для подотрасли переработки пластмасс, организация биржевой торговли.

Также, ФАС России предложено дополнить «дорожную карту» по развитию подотросли по производству лакокрасочных материалов в Российской Федерации на период до 2025 года мероприятием, предусматривающим проведение оценки конкурентной среды на товарных рынках лакокрасочных материалов и сырья для их производства, включая оценку наличия или отсутствия возможности выбора потребителями товаров и услуг на соответствующих товарных рынках.

Приложенные файлы
Отчет_о_ходе_исполнения_Публичной_декларации_в_2017_году-1517914652.doc (109,0 КБ)
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь