Доклад по Указу Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции в Российской Федерации» от 21 декабря 2017 № 618
21 декабря 2017 года Президентом Российской Федерации подписан Указ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ) предусматривает:
- определение основных направлений государственной политики по развитию конкуренции;
- определение основных стратегических целей, принципов государственной политики по развитию конкуренции, а также ключевых показателей в наиболее актуальных отраслях экономики (видах деятельности).
- объединение деятельности и усилий в этом направлении всех ветвей и уровней власти, а также институтов гражданского общества.
Указ Президента призван повысить удовлетворённость потребителей, а также повысить экономическую эффективность и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов и обеспечить стабильный рост и развитие экономики, снизить социальную напряжённость в обществе и обеспечить национальную безопасность.
Среди основных принципов государственной политики по развитию конкуренции, обозначенных в документе, можно выделить
- сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, ,
- недопустимость сдерживания экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка,
- государственное тарифное регулирование, основанное на окупаемости организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, при снижении издержек и повышении их эффективности,
- обеспечение развития малого и среднего предпринимательства
- направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции
- развитие организованной биржевой торговли
- обеспечение прозрачности закупок
- внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного надзора.
Задачами Указа являются:
- обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;
- снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти к 2020 г. не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;
- увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18% к 2020 году.
Для достижения указанных целей и задач Указом утверждается Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы,
Указ определяет принципы взаимодействия государства и общества, предусматривающие нетерпимость к любым проявлениям актов недобросовестной конкуренции и монополизацию, обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на всей территории Российской Федерации, стимулирования со стороны государства добросовестных практик осуществления хозяйственной деятельности.
Принятие органами власти управленческих решений должно осуществляться с учетом оценки последствий таких решений для конкуренции.
Указ закрепляет цифровые параметры ожидаемых результатов в отдельных отраслях экономики.
Например, в сфере здравоохранения мероприятия направлены на обеспечение взаимозаменяемости лекарственных препаратов и медицинских изделий, снижение цен на лекарственные препараты и медицинские изделия, повышение их доступности для граждан, обеспечение недискриминационного распределения финансовых средств системы ОМС.
Дорожное строительство - сокращение доли закупок, признанных несостоявшимися, с 30 процентов в 2017 году не менее чем на 5 процентов в год, исключение участия в торгах лиц, входящих в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством, декартелизация сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства
В сфере Телекоммуникации ожидается устранение необоснованной разницы в тарифах на услуги сотовой связи при поездках по Российской Федерации (роуминг), обеспечение в не менее чем 80 процентах городов с численностью более 20 тыс. человек наличия не менее 3 операторов, предоставляющих услуги связи для целей передачи сигнала, установление недискриминационных требований для участников рынков вне зависимости от технологий, используемых при оказании услуг в сфере связи и т.д.
Системность, взаимосвязанность поручений, входящих в указанный комплекс мероприятий, обуславливает необходимость вовлечения Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной власти, иных правоохранительных органов, а также общественных организаций в процесс реализации государственной политики по развитию конкуренции.
Так, Правительству РФ необходимо утвердить планы мероприятий по развитию конкуренции на 2018 - 2020 годы в отраслях экономики Российской Федерации, а также план мероприятий по переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка, представить предложения по снижению уровня административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции.
Федеральным органам исполнительной власти необходимо:
- Провести ревизию документов стратегического планирования и государственных программ
- Предложения по расширению перечня социально значимых рынков
- Обеспечить взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях реализации Национального плана
- ежегодное представление информации о достижении целей, задач и показателей планов развития конкуренции
- размещение в сети "Интернет" планов развития конкуренции, сведений о динамике ключевых показателей и результатах выполнения мероприятий.
Органам исполнительной власти субъектов - активизировать работу по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации, в том числе на основе Стандарта развития конкуренции во взаимодействии с Федеральными органами исполнительной власти. Органам местного самоуправления также рекомендовано активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальном образовании.
В плане также закрепляются права совета потребителей по осуществлению общественного контроля на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации за деятельностью субъектов естественных монополий, компаний с государственным участием и регулируемых организаций при принятии решений по тарифам, а также при утверждении инвестиционных программ и контроля за их исполнением.
Для достижения целей и решения задач должна быть создана нормативная база:
- Принятие Федерального закона о государственном регулировании цен (тарифов)
- Реформирование естественных монополий
- Введение принудительного патента в целях охраны жизни и здоровья граждан
- Законодательное закрепление антимонопольного комплаенса
- Ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках
- Запрет приобретения государством акций и долей хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции