Монополиям поставлен минус

Монополиям поставлен минус
04 октября 2017, 16:26
Open uri20171117 18392 cbsv3p?1554838115

Неэффективное тарифное регулирование в отраслях естественных монополий способно создавать угрозу для конкуренции

Об этом сообщает Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) в подготовленном Докладе о состоянии конкуренции.

Ведомство пришло к мнению, что за последнее десятилетие монополии оказывают негативное влияние на экономику, в том числе и ввиду неудачной модели регулирования в этой области. Потребители несли издержки из-за растущих тарифов, а инфраструктура не обновлялась.

Все это привело к тому, что в настоящее время распространены случаи, когда в отсутствие конкуренции ценовое регулирование не применяется, и наоборот.

Возвращаясь к историческим аспектам, ФАС отмечает, что еще в 90-е годы возникла необходимость перехода от затратных методов регулирования тарифов к методам, ориентированным на анализ рынка. Именно Министерству по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое было образовано в 1998 году, были переданы функции тарифного регулирования. Проведенные им реформы носили проконкурентный характер: была введена гибкая шкала тарифов на плацкартные пассажирские железнодорожные перевозки в зависимости от спроса, а также был принят ряд решений о дерегулировании некоторых отраслей экономики.

Однако с 2004 года система управления поменялась. Полномочия были переданы Федеральной службе по тарифам (ФСТ России).

В 2015 году ФСТ России была упразднена, а ее функции получило антимонопольное ведомство.

ФАС России в своем Докладе выделяет следующие проблемы, требующие незамедлительного решения.

Во-первых, необходимо исследовать состояние и перспективы развития действующего законодательства. Закон о естественных монополиях уже не отвечает тем требованиям, ради которых он принимался и, более того, вступает в противоречие с антимонопольным законодательством, которое доказало свою эффективность.

Во-вторых, отсутствует системность и единство нормативных правовых актов, посвященных вопросам тарифного регулирования. Это приводит к проблемам в процессе правоприменения и негативно отражается на деятельности хозсубъектов и развитии экономики в целом.

В-третьих, за последние 10 лет происходил постоянный рост тарифов естественных монополий, который традиционно считается одной из наиболее существенных преград для развития бизнеса. «Это прямой удар по конкурентоспособности», - подчеркивает антимонопольная служба.

Еще одна проблема – это отсутствие единого порядка утверждения инвестиционных программ. Она существует как на федеральном, так и на региональном уровне. Затраты на инвестиции закладываются в тариф, который оплачивает потребитель. Антимонопольная служба предлагает утверждать такие программы на заседаниях Правления ФАС России.

Однако за прошедший год ведомство провело несколько эволюционных шагов для построения новой модели регулирования. Был реализован подход «рост тарифов ниже инфляции». Такой подход позволяет государству через тарифную политику создавать благоприятные условия потребителям и дает возможность для развития малого и среднего предпринимательства.  

Кроме того, произошла реализация принципа «инвестиции в обмен на тариф». Был проведен анализ инвестиционных программ естественных монополий и отдельных проектов. Значимых примером применения этого принципа является установление тарифов на услуги ПАО «Ростелеком», когда компания вложила средства в модернизацию оборудования.

Заработал метод сопоставимых рынков. Он базируется на анализе и обобщении информации о ценах на товары со схожими характеристиками, которые формировались в условиях конкуренции.

В планах антимонопольной службы создать механизмы, стимулирующих к повышению эффективности деятельности регулируемых организаций.

Подводя итоги деятельности ведомства в этом направлении, можно сделать вывод, что новая тарифная политика ориентирована на потребителей, а не на интересы субъектов естественных монополий.

О способах решения этой проблемы вы узнаете из доклада руководителя ФАС России Игоря Артемьева на заседании Правительства РФ 5 октября 2017 года.

С Докладом о состоянии конкуренции можно ознакомиться здесь.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Связанные управления:
Связанные персоны:
Art2
Руководитель ФАС России с 2004 по 2020 годы
Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь