Госдума приняла в третьем чтении законопроект, направленный на предотвращение оттока капитала из Российской Федерации

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, направленный на предотвращение оттока капитала из Российской Федерации
24 мая 2018, 16:43
Img 4817
О внесенных изменениях в Закон об иностранных инвестициях рассказал замглавы ФАС Андрей Цыганов
 
24 мая 2018 года заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов принял участие в семинаре «Ключевые тенденции развития законодательства о стратегических инвестициях и правоприменительной практики», организованном Ассоциацией антимонопольных экспертов.
 
Доклад замглавы ФАС был посвящен итогам правоприменения Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и включал анализ поправок в указанный закон, принятых сегодня, 24 мая 2018 года, Государственной Думой Российской Федерации в третьем чтении.
 
«В этом году 10 лет не только со дня принятия закона, но и 10 лет правоприменительной практики. За эти годы накоплен большой и стабильный опыт, который позволяет нам и нашим коллегам-юристам уверенно применять 57-й закон и обеспечивать баланс интересов иностранных инвесторов и российского государства», - начал свое выступление Андрей Цыганов.
Замглавы ФАС осветил такие вопросы как механизм контроля осуществления иностранных инвестиций и отношения, им регулируемые, рассказал о категориях сделок, требующих предварительного согласования, выделил наиболее распространенные по видам деятельности сделки и наиболее инвестиционно привлекательные сферы.
 
Спикер подчеркнул, что «с самого начала закон носил экстерриториальный характер. Он касается сделок, которые совершаются не только на территории России, но и за ее пределами. И если мы посмотрим на то, какие сделки рассматривались Правительственной комиссией по контролю за иностранными инвестициями, то увидим, что очень часто глобальные сделки между крупными мировыми игроками, которые затрагивают деятельность стратегов на территории Российской Федерации, неизбежно становятся предметом рассмотрения Правкомиссии по контролю за иностранными инвестициями».
Далее Андрей Цыганов рассказал о функциях и полномочиях Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, образованной в целях реализации положений Закона № 57-ФЗ.
 
«Правительственная комиссия является тем органом, который принимает решения. Федеральная антимонопольная служба назначена решением Правительства Российской Федерации уполномоченным органом, в задачи которого входит подготовка документов к заседаниям Правительственной комиссии, сбор и обобщение мнений других федеральных органов исполнительной власти и организаций, работа с иностранными инвесторами при подготовке решений Правительственной комиссии и при рассмотрении сделок, а также при реализации решений, принятых впоследствии Правительственной комиссией».
 
Говоря о пакетах поправок, внесенных за эти годы в Закон № 57-ФЗ, Андрей Цыганов отметил:
 
«Все внесенные изменения в значительной части направлены на решение двух основных задач – это сужение сферы контроля и точечная конкретизация норм закона. Поправки служили тому, чтобы иностранным инвесторам удобнее было работать на территории Российской Федерации».
Замглавы ФАС рассказал о судебной практике применения Закона № 57-ФЗ, однако подчеркнул, что «пока она носит единичный характер».
 
[photo_890]
 
Анализируя поправки1 в законодательство об иностранных инвестициях, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в третьем чтении 24 мая 2018 года, Андрей Цыганов пояснил как будут работать существующие в Законе № 57-ФЗ исключения применительно к сделкам с участием офшорных компаний.
 
«Разработанный ФАС России законопроект, принятый сегодня Государственной Думой в третьем чтении, исключает особый режим регулирования для тех офшорных компаний, которые осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах. Таким образом, для всех иностранных инвесторов, осуществляющих такое раскрытие, будут применяться исключения, предусмотренные Законом № 57-ФЗ».
 
Предполагается, что раскрытие будет осуществляться в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, а также в форме запроса, предусмотренного частью 6 статьи 8 Закона № 57-ФЗ.
 
Андрей Цыганов прокомментировал также норму о «совокупном контроле» нескольких не связанных между собой офшорных компаний и государственных инвесторов.
 
Предлагаемые ФАС России изменения предполагают возможность установления совокупного контроля только со стороны иностранных инвесторов, не предоставляющих информации, и (или) иностранных государств, и (или) международных организаций, а также организаций, находящихся под контролем таких лиц.
 
Кроме того, планируется исключение при определении совокупного контроля для иностранных инвесторов-акционеров организации, являющейся в понимании статьи 11 части первой Налогового кодекса публичной компанией, за исключением акционеров такой компании, являющихся международными организациями, и иностранными государствами, и находящимися под их контролем организациями.
 
Андрей Цыганов пояснил как применяется право Председателя Комиссии выносить на ее рассмотрение любые сделки с участием иностранных инвесторов и на какие сделки оно может потенциально распространяться:
«Председатель Комиссии принимает решение о необходимости предварительного согласования «любой» сделки после представления информации о таких сделках ФАС России».
Для определения необходимости информирования Председателя Комиссии ФАС России в течение 5 рабочих дней со дня, когда стало известно о планируемой сделке, направляет в федеральные органы исполнительной власти или организацию, ответственную за сферу, к которой относится деятельность российского общества, а также в иные заинтересованные органы и организации запросы о подготовке предложений о необходимости информирования председателя Комиссии. Указанные органы в течение 15 дней представляют свои предложения в ФАС России.
 
В случае принятия Председателем решения о необходимости предварительного согласования сделки ФАС России в течение 3 рабочих дней информирует об этом иностранного инвестора.
 
«Применение этой нормы является эксклюзивной, штучной мерой. За 10 месяцев было принято решение о необходимости согласования 2 сделок», - подчеркнул Андрей Цыганов.
 
«И еще одна хорошая новость. В новом законе прямо прописано в качестве одной из функций уполномоченного органа – в данном случае Федеральной антимонопольной службы – право давать разъяснения по вопросам практики применения Закона № 57-ФЗ. Все 10 лет работы с Законом № 57-ФЗ мы эти разъяснения даем, но официальное право у ФАС России появится, если этот закон будет принят», - подытожил свое выступление Андрей Цыганов.
 
Во второй части семинара Андрей Цыганов совместно с заместителем начальника Управления контроля иностранных инвестиций ФАС России Григорием Караковым разобрали наиболее сложные и противоречивые кейсы правоприменения Закона № 57-ФЗ, возникавшие в практике юристов и членов ассоциации антимонопольных экспертов. В частности, Андрей Цыганов оценил возможность использования новых подходов к понятию контроля иностранных инвесторов над стратегическими обществами с учетом соблюдения интересов обороны страны и безопасности государства и особенностей корпоративной структуры в различных юрисдикциях. Григорий Караков рассказал о возможности применения части 4 статьи 4 Закона № 57-ФЗ в случае владения акциями через договоры траста и о различиях между формами трастового договора. Кроме того, были даны разъяснения о тонкостях применения Закона № 57-ФЗ в случае приобретения акций стратегических обществ банком-депозитарием в целях выпуска депозитарных расписок.
 
 
 
№ 350175-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения понятия «иностранный инвестор»
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь