Игорь Артемьев: в России создан фундамент развития конкуренции

Игорь Артемьев: в России создан фундамент развития конкуренции
30 августа 2018, 15:20
Index

Однако в настоящее время существуют барьеры, которые мешают поступательному движению новой конкурентной политики

«За последний период программные документы в сфере развития конкуренции были синхронизированы в несколько уровней. Первый уровень – это Указ Президента Российской Федерации об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции. Этим документом утверждён Национальный план развития конкуренции на 2018–2020 годы, представляющий собой среднесрочный план её развития на федеральном уровне с ключевыми показателями на ближайшие три года», - сообщил глава ФАС Игорь Артемьев на заседании Правительства Российской Федерации, где был представлен Доклад о состоянии конкуренции за 2017 год.

Ко второму уровню относятся поручения Президента Российской Федерации по итогам проведения Государственного совета РФ, а следующий уровень – утверждение «дорожной карты по развитию конкуренции» Правительства РФ в 18 отраслях экономики.

«Задачи продвижения конкуренции активно поддержали регионы. На данный момент проведены совещания более чем в 80% регионов и подписано 65 соглашений о взаимодействии между ФАС России и субъектами РФ. Подавляющее большинство регионов определили и готовы утвердить не менее 33 показателей развития конкуренции из 41 предложенного Государственным Советом РФ», - сказал руководитель службы.

Затем он перешел к отраслевой специфике конкурентной политики. В первую очередь он выделил отмену внутрисетевого и национального роуминга, что устраняет дискриминацию абонентов по территориальному признаку.

Также Игорь Артемьев затронул аспекты тарифного регулирования. Глава ФАС указал, что проводимая государственная политика «инфляция минус» продолжает создавать благоприятные условия для потребителей и развития малого и среднего бизнеса.

«Кроме того, проводимая нами работа позволила исключить из состава региональных тарифов необоснованные средства более чем на 7,5 млрд руб., - продолжил глава ФАС. – Еще один момент, который необходимо отметить, это сделан очередной шаг к унификации тарифного регулирования. В апреле этого года Правительство РФ утвердило единые правила рассмотрения досудебных споров и разногласий в сфере тарифного регулирования. Таким образом, 16 нормативных правовых актов, регламентирующих порядок рассмотрения досудебных споров и разногласий, были заменены».

Игорь Артемьев в своем выступлении отдельно остановился на повышении эффективности исполнения государственного оборонного заказа. Как сообщил руководитель ведомства, была внедрена мотивационная модель ценообразования, стимулирующая предприятия снижать издержки и инвестировать в производство, а создание уникальной специализированной площадки для проведения закрытых закупок в электронной форме позволило сэкономить 8,5 млрд рублей бюджетных средств.

Далее глава ФАС рассказал о современных вызовах, стоящих перед конкуренцией и экономикой. Во-первых, изменение структуры рынков в условиях цифровой экономики. В Докладе о состоянии конкуренции за 2017 год служба указала, что с помощью цифровых технологий иностранные компании монополизируют рынки, а картельные сговоры реализуются с использованием цифровых алгоритмов.

«Традиционные инструменты противодействия монополизации не работают на «цифровых» рынках. Совместно со всеми заинтересованными органами власти нам следует в кратчайшие сроки принять «пятый антимонопольный пакет», который определяет применение отечественного конкурентного права в условиях цифровизации, а также в сфере интеллектуальной собственности», - добавил Игорь Артемьев.

Традиционной проблемой остается картелизация экономики. Руководитель службы привел статистику: в 2017 году ФАС России выявлено 360 картелей, что на 8% больше, чем в 2016 году.

«Ущерб бюджетам всех уровней может достигать 1,5-2 % ВВП. ФАС России подготовила пакет законов, направленный на дополнительную борьбу с картелями», - добавил руководитель службы.

Еще одну проблему, которую отметил Игорь Артемьев, стала устаревшая нормативная правовая база в сфере регулирования естественных монополий. Некоторые рынки, деятельность которых отнесена к естественным монополиям, функционируют в состоянии конкуренции, что свидетельствует об отсталости существующих экономических условий и тормозит развитие предпринимательской инициативы.

«В условиях внешних и внутренних вызовов резервы конкуренции задействованы недостаточно. Однако у нас есть все инструменты для создания российского экономического чуда, когда демонополизация и развитие малого и среднего бизнеса в совершенно фантастических, огромных объемах может резко повысить эффективность нашей экономики», - заключил Игорь Артемьев.

[photo_1011]

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх