Практическая реализация антимонопольного комплаенса отражает принципы поведения хозяйствующего субъекта и сотрудников на рынке

03 декабря 2018, 11:30

К такому выводу пришли участники конференции информационного портала «Право.RU»

Федеральная антимонопольная служба в последние годы проводит в первую очередь профилактическую работу и предупреждает нарушения, а не карает за них, заявила заместитель начальника Правового управления ФАС России Оксана Кузнецова на конференции: «Комплаенс – 2018: тенденции и лучшие практики».

«Статистика подтверждает, что число нарушений снижается, хорошо себя зарекомендовал институт предупреждения. В 80% наши предупреждения не обжалуются, – сообщила она. – Это не влечет штрафов для компаний и позволяет избежать долгих судебных разбирательств».

Затем Оксана Кузнецова рассказала о плюсах антимонопольного комплаенса для компаний. Законопроект, который разработала служба, дает определение этого понятия. Согласно проекту, его внедрение должно быть добровольным.

В рамках конференции также выступил заместитель начальника Управления по борьбе с картелями Мухамед Хамуков. Он добавил, что если положения о комплаенсе прописаны, то это еще не значит, что они работают.

«В одной компании антимонопольный комплаенс есть, но об этом никто не знает, кроме генерального директора. В другой - есть хорошие документы, журналы, где расписываются сотрудники об ознакомлении. Но ведут они себя совсем не так, как на бумаге, и систематически нарушают закон», - продолжил Мухамед Хамуков.

Он указал на то, что для обеспечения добропорядочности компании в хозяйственной деятельности необходимы следующие сдерживающие факторы: моральные принципы руководства компании и добросовестное её поведение на товарном рынке, адекватность и неотвратимость наказания. В случае отсутствия какого-либо из этих факторов сдерживание компании от противоправной или преступной деятельности будет очень сложно или невозможно.

«При этом можно сказать, что практическая реализация антимонопольного комплаенса отражает моральные принципы поведения хозяйствующего и сотрудников на рынке либо на торгах», - отметил спикер.

Применительно к антимонопольным рискам различного рода сговоров, Мухамед Хамуков добавил, что нарушения могут возникнуть в ходе общения компаний с конкурентами, контрагентами, органами власти, в частности с гозаказчиками, в рамках взаимодействия с конкурентами в различных ассоциациях или иных случаях. Поэтому комплаенс-подразделениям необходимо быть внимательными к этим вопросам во избежание нарушений законодательства.