В МГЮА обсудили модернизацию антимонопольного законодательства

10 марта 2019, 10:00

Среди предпосылок внесения изменений: цифровая экономика и рост числа картелей

5 марта 2019 года в Университете имени О.Е. Кутафина прошёл круглый стол «Современные проблемы модернизации антимонопольного законодательства новые риски, будущие приоритеты», организованный кафедрой конкурентного права университета имени О.Е. Кутафина МГЮА. 

В рамках круглого стола состоялось заседание Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства Московского отделения Ассоциации Юристов России.

С приветственным словом выступили заместители председателя комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев и член центризбиркома России, профессор кафедры конкурентного права МГЮА Александр Кинев.

Начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов рассказал о поиске правовой конструкции доминирования на цифровых рынках.

«Традиционно мы оцениваем долю компании на рынке, но особенность цифровой экономики такова, что у компании ее нет. Они продают, например, услуги гостиниц, но при этом не владеют ими, или продают услуги такси и не имеют таксомоторного парка. Поэтому и доли у них нет. Мы говорим о доле трансакций, которые проходят через цифровую платформу. Этот подход был выработан в процессе обсуждения с предпринимательским сообществом. Компания может быть доминирующей, только если цифровая платформа занимает не менее 35% рынка взаимозаменяемых услуг, которые оказываются с ее использованием, - рассказал он. - При этом мы ввели ограничения: доминирующее положение в любом случае не может быть признано, если цифровая платформа имеет выручку менее 400 млн рублей в год. По нашему мнению, это даст толчок развитию стартапов. Они ни при каких условиях не могут быть признаны доминирующими».

Андрей Тенишев, в свою очередь коснулся темы либерализации уголовной ответственности за ограничение конкуренции.

Как он отметил в своём выступлении: "сложившаяся экономическая и внешнеполитическая ситуация, стимулирующая рост числа картелей и иных антиконкурентных соглашений, их проникновение в стратегические, жизненно важные сферы деятельности государства, составляющие основу национальной безопасности страны, требуют соответствующего ответа, в частности, внесения в законодательство Российской Федерации таких изменений, которые отразят существенно возросшую общественную опасность картелей, а также будут способствовать развитию практики противодействия им".