Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России
Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России
Минсельхоз разместил информацию о состоянии развития конкуренция в АПК
Минсельхоз разместил информацию о состоянии развития конкуренция в АПК
01 мая 2019, 11:00
Соответствующую информацию можно найти на сайте ведомства
Комплексные меры поддержки аграрного сектора направлены на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на агропродовольственном рынке, а также на поддержку доходности сельскохозяйственных производителей и увеличение темпа роста экспорта продукции агропромышленного комплекса.
В документе содержится информация о стимулировании инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе, корректировке мер таможенно-тарифного регулирования, о проведении государственных закупочных и товарных интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
С текстом документа можно ознакомиться ниже.
О состоянии развития конкуренции в агропромышленном комплексе
Одним из принципов государственной аграрной политики в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» является единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке. Реализуемые в последние годы меры государственной поддержки сельского хозяйства и государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия направлены также и на развитие конкурентной среды на внутреннем рынке.
Основополагающим документом развития агропромышленного комплекса является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее – Госпрограмма), предусматривающая мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Комплексные меры поддержки аграрного сектора направлены, в первую очередь, на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на агропродовольственном рынке, а также на поддержку доходности сельскохозяйственных производителей, увеличение темпа роста экспорта продукции агропромышленного комплекса.
Во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № Пр-817 ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 5 апреля 2018 года (подпункт «а» пункта 2), согласно Методики по расчету ключевых показателей развития конкуренции в отраслях экономики и субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 августа 2018 г. № 1232/18 (далее – Методика), Минсельхозом России проведена работа по рассмотрению ключевых показателей развития конкуренции в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов 20 субъектов Российской Федерации.
По результатам рассмотрения 5 субъектам Российской Федерации ключевых показателей развития конкуренции согласованы, 5 субъектам Российской Федерации перечни показателей возвращены на доработку и 10 субъектам Российской Федерации отказано в согласовании в связи с не представлением исходных данных в соответствии с Методикой.
Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в качестве одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года является создание и модернизация экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, в том числе строительство оптово-распределительных центров (далее – ОРЦ). Создание и развитие современных логистических структур является одной из важнейших мер, направленных на стимулирование торговой деятельности и увеличение объемов продажи продукции отечественных производителей, повышение их конкурентоспособности.
В соответствии с данными ведомственного мониторинга, в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 г. функционируют 3 413 картофеле- и овощехранилищ суммарной мощностью единовременного хранения 7 888,0 тыс. тонн (2 110 картофелехранилищ суммарной мощностью 4 612,5 тыс. тонн, 803 овощехранилища суммарной мощностью 1 630 тыс. тонн и 500 смешанных картофеле- и овощехранилищ суммарной мощностью 1 645,5 тыс. тонн.), а также 282 плодохранилища суммарной мощностью 668 тыс. тонн. Всего за 2015 - 2018 годы введено в эксплуатацию картофеле- и овощехранилищ мощностью 2 701,6 тыс. тонн, а также плодохранилищ – 339,7 тыс. тонн.
Повысилась товарность реализованной сельскохозяйственной продукции. По данным Росстата, товарность реализации скота и птицы в 2018 году составила 101,1% против 100,7% в 2017 году, свиней – 100,5% и 100,2%, птицы – 99,8% и 99,0%, яйца куриного – 89,9% и 90,3% соответственно.
Увеличились объемы отгрузки сельскохозяйственной продукции сельхозорганизациями.
|
Производство, тыс. тонн |
Отгружено, тыс. тонн |
||||
|
2017 г. |
2018 г. |
2018 г. в % к 2017 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2018 г. в % к 2017 г. |
Зерновые и зернобобовые культуры |
94968,7 |
79539,5 |
83,8 |
63254,7 |
67921,1 |
107,4 |
Подсолнечник |
7132,6 |
8466,2 |
118,7 |
6118,6 |
6756,9 |
110,4 |
Сахарная свекла |
45790,5 |
37503,3 |
81,9 |
40489,4 |
35389,6 |
87,4 |
Картофель |
4232,8 |
4316,5 |
102,0 |
2607,0 |
2528,4 |
97,0 |
Овощи |
3479,3 |
3581 |
102,9 |
2484,4 |
2861,3 |
115,2 |
Скот и птица (в живом весе) - всего |
10821,2 |
11256,2 |
104,0 |
10891,8 |
11374,6 |
104,4 |
в т.ч. крупный рогатый скот |
932,7 |
986,7 |
105,8 |
1035,8 |
1089,9 |
105,2 |
свиньи |
3735,1 |
4061,3 |
108,7 |
3741,4 |
4079,9 |
109,0 |
птица |
6096,5 |
6150,2 |
100,9 |
6038,4 |
6135,7 |
101,6 |
Молоко |
15609,5 |
16204,6 |
103,8 |
14834,4 |
15357,5 |
103,5 |
Яйца куриные (млн шт.) |
35,4 |
35,8 |
101,0 |
31,8 |
32,3 |
101,5 |
Корректировка мер таможенно-тарифного регулирования
Таможенно-тарифное регулирование осуществляется в соответствии с обязательствами Российской Федерации в Всемирной торговой организации (далее – ВТО). Решения о корректировке ставок ввозных таможенных пошлин принимаются Евразийской экономической комиссией (далее – ЕЭК) в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) от 29 мая 2014 года.
Решениями Коллегии ЕЭК от 5 июня 2018 г. № 94 и Совета ЕЭК от 13 июля 2018 г. № 66 в Единый таможенный тариф ЕАЭС внесены изменения, вступившие в действие с 1 сентября 2018 г., в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО.
Понижены ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды рыбы, какао-полуфабрикатов, фруктов, продуктов переработки рыбы и фруктов.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 1484 «О распределении объема тарифной квоты в отношении молочной сыворотки в 2018 году» и от 9 декабря 2017 г. № 1498 «О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы в 2018 году» утверждено распределение объемов тарифных квот, установленных на 2018 год решением Коллегии ЕЭК от 18 августа 2017 г. № 97.
Решением коллегии ЕЭК от 18 августа 2017 г. № 96 «Об установлении на 2018 год объемов тарифной квоты в отношении отдельных видов риса длиннозерного, происходящего из Социалистической Республики Вьетнам и ввозимого на территории государств-членов Евразийского экономического союза» для Российской Федерации установлена тарифная квота в объеме 9 039 тонн (постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2017 г. № 1470 «О распределении объема тарифной квоты в отношении отдельных видов риса длиннозерного, происходящего из Социалистической Республики Вьетнам, в 2018 году»). Ставка ввозной таможенной пошлины в квоте 0%, вне квоты 10%, но не менее 0,03 евро за 1 кг.
В настоящее время применяются ставки вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов рыбной продукции (тунец синий прочий - код ТН ВЭД ЕАЭС 0302 35 190 0, прочие рыбные субпродукты из тунца синего - из кода ТН ВЭД ЕАЭС 0302 99 000 9), семян рапса (код ТН ВЭД ЕАЭС 1205), семян подсолнечника (код ТН ВЭД ЕАЭС 1206), шкур крупного рогатого скота, овец, ягнят и прочих необработанных шкур (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4101 и 4102) и соответствуют конечному уровню связывания согласно обязательствам Российской Федерации в ВТО.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 966 «О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе» ставка вывозной таможенной пошлины с 23 сентября 2016 г. до 1 июля 2018 г. по позиции 1001 99 000 0 (пшеница и меслин прочие) применяется в размере 0 рублей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 г. № 737 ее действие продлено до 1 июля 2019 года.
О проведении государственных закупочных и товарных интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Общий объем зерна федерального интервенционного фонда на конец 2018 года составлял 3 005,7 тыс. тонн на сумму 29 121,9 млн рублей.
По данным ФТС России, на конец 2018 года в 2018/2019 сельскохозяйственном году экспортировано зерновых культур 28,2 млн тонн, что на 5% выше, чем за аналогичный период прошлого сезона (26,9 млн тонн).
Экспорт пшеницы с начала сезона составил 23,8 млн тонн, что на 14% выше уровня аналогичного периода 2017/2018 сельскохозяйственного года (20,9 млн тонн), ячменя – 3 млн тонн, что на 15% ниже уровня аналогичного периода 2017/2018 сельскохозяйственного года (3,5 млн тонн), кукурузы – 1,1 млн тонн, что на 49% ниже уровня аналогичного периода прошлого сезона (2,2 млн тонн), прочих культур – 0,3 млн тонн, что в 1,6 раза выше, чем за аналогичный период прошлого сезона (0,19 млн тонн).
Основные 5 стран экспорта зерновых в сезоне 2018/2019: Египет (4,9 млн тонн, 17%), Турция (3,1 млн тонн, 11%), Вьетнам (1,2 млн тонн, 4%), Нигерия (1,2 млн тонн, 4%), Саудовская Аравия (1,2 млн тонн, 4%).
В 2018 году Минсельхозом России осуществлялось точечное регулирование рынка зерна путем реализация зерна из запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции (далее – интервенционный фонд) в рамках отдельных распоряжений Правительства Российской Федерации.
В целях высвобождения мощностей по хранению зерна и снижения расходов федерального бюджета на обслуживание запасов зерна интервенционного фонда Минсельхозом России во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2017 г. № 2921-р реализовано зерно интервенционного фонда на экспорт в объеме 499,1 тыс. тонн общей стоимостью 4 598 млн рублей.
В целях оказания поддержки потребителям Красноярского края и Республики Крым в связи со снижением валового сбора зерна вследствие неблагоприятных погодных условий реализовано 128,1 тыс. тонн (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 г. № 1051-р) и 43,4 тыс. тонн зерна (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 октября 2018 г. № 2133-р) соответственно.
Также во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 октября 2018 г. № 2134-р Минсельхозом России на биржевых торгах реализовано 436,9 тыс. тонн общей стоимостью 4 329,5 млн рублей, что позволило увеличить предложение зерна на внутреннем рынке.
В целях выравнивания доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в субъектах Российской Федерации, в которых отмечался значительный прирост объема производства зерна на фоне рекордного урожая зерна в 2017/2018 году (135,4 млн тонн), принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1595 «Об утверждении Правил предоставления в 2017 и 2018 годах субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна» (далее соответственно – Правила № 1595, субсидии).
Правилами № 1595 предусматривалось предоставление до 30 июня 2018 г. субсидий ОАО «РЖД» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна со станций, расположенных в границах 13 субъектов (Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Курганской, Новосибирской, Омской областей) в направлении станций железных дорог Дальневосточного, Северо-Западного и Южного федеральных округов без взимания провозной платы с грузоотправителей, с возмещением из федерального бюджета потерь в доходах ОАО «РЖД», возникающих в результате осуществления таких перевозок.
В ходе реализации Правил № 1595 в период с января по июль 2018 г. объем перевезенных зерновых культур составил 1 782,58 тыс. тонн, в том числе из Сибирского федерального округа – 398,97 тыс. тонн. По данным Федерального агентства железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» перечислены субсидии в размере 1 721,6 млн рублей.
По итогам сезона 2017/2018 г. мера господдержки в виде льготных тарифов на перевозку зерна получила положительную оценку производителей, переработчиков и экспортеров зерна, что повышает конкурентность сельхозтоваропроизводителей.
Во исполнение подпункта «г» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 15 марта 2018 г. № Пр-436 Минсельхозом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна» без ограничения сроков (далее – проект постановления). Проект постановления подготавливается Минсельхозом России к внесению в Правительство в установленном порядке**.
Принятие проекта постановления позволит компенсировать часть стоимости перевозки зерна в регионы, являющихся крупнейшими потребителями зерновых культур, а также стимулировать перевозки из регионов Уральского, Приволжского и Сибирского федеральных округов, обладающих значительными запасами.
В целях снижения уровня административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции в сфере агропромышленного комплекса и совершенствования антимонопольного и тарифного регулирования Министерство сельского хозяйства и Федеральная антимонопольная служба заключили 14 декабря 2018 г. Соглашение о взаимодействии в формировании и реализации государственной политики в сфере агропромышленного комплекса и осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
* В соответствии с частью пятой подпункта «в» пункта 2 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»
** Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна» принято 6 апреля 2019 г. № 406
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter