Цитатник по итогам пленарного заседания «Развитие конкуренции в цифровую эпоху» VI Конференции по конкуренции под эгидой БРИКС

Цитатник по итогам пленарного заседания «Развитие конкуренции в цифровую эпоху» VI Конференции по конкуренции под эгидой БРИКС
20 сентября 2019, 11:10
5q8a5848

Модераторы третьего Пленарного заседания «Развитие конкуренции в цифровую эпоху» статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский и заместитель главного экономиста Административного совета по экономической безопасности Бразилии Патрисиа Саковски отметили, что тема цифровой экономики самым активным образом освещается в ходе проходящей в Москве в Цифровом деловом пространстве VI Конференции по конкуренции. Участники мероприятия в ходе ряда сессий обсуждали дигитализацию экономики как в контексте итогов Рабочей группы БРИКС по исследованию проблем конкуренции на рынке цифровых технологий, цифровых нарушений, так и в формате обсуждений этого явления с научным сообществом.

Пленарное же заседание, по их словам, является более «предметным и приземлённым».

Андрей Цариковский, Статс-секретарь – заместитель руководителя, Федеральная антимонопольная служба

Тяжело стало определять взаимозаменяемость товаров - люди зачастую ориентируются не на сравнимые потребительские качества продукта, а на свои, порой иррациональные предпочтения <…>

Мы должны понять, что происходит, насколько вообще изменилась конкуренция в цифровую эпоху <…>

Вся наша работа не нужна, если не будет достигаться определённый социальный эффект, доходящий до потребителя <…>

Можно ли работать со старым регулированием или все же нужно новое? Это как будто наступила эпоха автомобилей, а старые правила - это закон эпохи дилижансов: базовые принципы сохранились (по какой стороне ехать, не бросаться под лошадь) но всё же нам нужно переориентироваться <…>

Идут большие дискуссии, кто должен регулировать интеллектуальную собственность. Мир изменяется так, что если не регулировать интеллектуальные права, контролировать будет уже нечего. Теперь главный объект регулирования – мысль <…>

На мой взгляд, при согласовании сделок нужно переносить акцент с отношений между производителями на то, приносит ли такое взаимодействие благо потребителю <…>

Для антимонопольного анализа ещё одним важнейшим направлением науки наряду с экономикой и юриспруденцией становится социология для исследования мнения групп.

Патрисиа Саковски, Заместитель главного экономиста, Административный совет по экономической безопасности Бразилии:

Учитывая изменения в сложном мире, нужно разобраться, что и как должно быть нами сделано <…>

База данных торговых марок может использоваться конкурентными ведомствами уже сейчас <…>

Мы много раз обсуждали правовую систему. Нам нужно задуматься о компетенциях различных экспертов в отраслях <…>

Нужно найти оптимальный баланс между целями цифровой экономики. Возникают как сложности, так и возможности для стран БРИКС.

Габриэлла Мусколо, Комиссионер, Конкурентное ведомство Италии:

Традиционный антимонопольный инструментарий занимался количественной составляющей и ценой, качественный аспект конкуренции оценить достаточно сложно. Поэтому в цифровой век кроме закона о защите конкуренции мы используем в своей работе закон о защите потребителей <…>

Учитывая характер цифровой экономики и отсутствие границ конкурентным ведомствам также необходимо сближаться в своей работе и сближать свои законы и правила.

Руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев:

Синергия больших данных, облачные сервисы, которые делают границы прозрачными и сопоставимыми, доступность к этим сетям создают в городе условия, чтобы развитие бизнеса шло в геометрической прогрессии. Синергия проникновения возможна на практических кейсах, и мы бы хотели развивать эту тему дальше.

Дмитрий Афанасьев, Соучредитель, председатель комитета партнеров, Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»:

Цифровые платформы – это железные дороги, которые появились 130 лет назад и были в свое время таким же революционным ресурсом, каким сейчас является цифра. Глобальные цифровые платформы не регулируются, это стремительная революция. Те, кто контролирует данные – тот управляет миром, не просто миром, а цифровым – цифровой валютой, данными людей <…>

Отмечу работу ФАС в делах с Google, Bayer/Monsanto: крайне важно, что регулятор может заниматься такими делами <…>

Работа регуляторов в сфере цифровых технологий и согласовании глобальных сделок будет работать, если правительства разных стран будут добиваться одинаковых требований. Одна страна в одиночку не сделает того, что необходимо всему обществу. Мне кажется, что такие глобальные вопросы можно решать только вместе.

Тереза Морейра, Руководитель Отдела по конкурентной политике и защите прав потребителей ЮНКТАД:

Цифровые данные – это валюта. И тема цифровых данных объединяет конкуренцию и защиту потребителей. Конкурентным ведомствам необходимо тесно общаться с ведомствами по защите данных и защите прав потребителей.

Рассел Дамтофт, Заместитель Директора международного департамента Федеральной торговой комиссии США:

Вопросы цифровой экономики следует рассматривать в первую очередь с точки зрения больших данных и необходимо провести работу, чтобы «понять эти новые рынки. Когда создавались антимонопольные законы, были телеграф, железные дороги и газеты, товары и услуги, продаваемые на рынках. Мир стал меняться в сторону цифровизации, мы видим все больше революционных изменений. Мы не должны продолжать делать все так, как делали в прошлом. Самое опасные слова – «мы всегда так делали и будем продолжать делать так». Кое какие из наших прошлых методов еще будут работать какое-то время. Но нам необходимо понимать, как работают новейшие технологии и как можно применять принципы антимонопольного законодательства в новых условиях. Нужно заниматься большими данными – это чрезвычайно важный актив Частная жизнь и защита прав потребителей - тоже важные вопросы и ими необходимо заниматься. Но я считаю, нам нужно очень осторожно вмешиваться в инновационный процесс, чтобы не зарегулировать инновации, а дать им возможность конкурировать в естественных условиях.

Фредерик Женни, председатель Комитета по конкуренции ОЭСР:

Чтобы решать вопросы и проблемы, которые встают перед нами в связи с цифровизацией, нам нужно находить новые инструментарии <…>

Вот некоторые сложности, которые нас ждут:

1. В цифровую эпоху могут возникать разрушительные инновации, которые не улучшают нашу жизнь, а усложняют. Они вступают в конкуренцию с уже существующими услугами. Как же осуществить компромисс в этой области? <…>

2. Многосторонние платформы: для них характерны сетевой эффект и не нейтральная структура цен. Если у многосторонней платформы есть рынок, то как его рассматривать? И до какой степени платформы конкурируют с традиционными рынками? <…>

Как определить рыночную власть многосторонних платформ, если цены не отражают затраты, и не совпадают с ценами на традиционных рынках <…>

3. Очень сложно контролировать глобальные слияния цифровых платформ. Нужно анализировать все слияния даже ниже ценового порога и определить характеристики для использования при анализе таких слияний <…>

4. И, наконец, два вопроса по искусственному интеллекту:

может ли он приводить к сговору?

и если да, то кто будет за него отвечать: фирма, которая его использует, или человек, который его создал? <…>

Цифровой мир позволяет фирмам и потребителем обойти большое количество проблем, вызванных инфраструктурными сложностями, существующими в их странах <…>

Впервые на моей памяти развивающиеся страны становятся передовыми в части новаций антимонопольного законодательства. И это подтверждает, что страны БРИКС сыграют важную роль в экономике будущего.

Альберто Эймлер, председатель рабочей группы № 2, Комитет по конкуренции ОЭСР:

Правовые антимонопольные положения являются очень общими. Чтобы их можно было эффективно исполнять, их нужно толковать, так как чтобы правило было эффективным, оно должно быть понятным <…>

Нужно найти новые или параллельные решения для антимонопольной политики, которые могут обеспечить лучшее понимание поведения существующих игроков, особенно игроков цифровой сферы.

Джиованни Наполитано, Заместитель Директора Департамента стран с развитой экономикой и развитых стран, Международная организация по защите интеллектуальной собственности (WIPO):

Мы предоставляем свои услуги по защите интеллектуальной собственности изобретателям со всего мира, которые хотят распространить свои продукты и разработки и в другие страны <…>

В этом процессе мы собираем большие объемы открытых данных. В настоящее время конкурентные ведомства находятся в более выгодном положении, чем раньше, потому что могут пользоваться этими данными в своей работе и обмениваться ею с коллегами.

Пер Хелстрём, Старший юридический директор, Европа, Ближний Восток, Африка и Индия, Корпорация Apple Inc.:

App store появился больше 10 лет назад и является конкурентной средой для множества разработчиков. Любой может создать приложение и представить его в 155 странах мира. App store изменил отрасль. 84% всех приложений являются бесплатными. В тех категориях, где нами созданы приложения, мы ощущаем очень высокую конкуренцию <…>

Всегда есть искушение все упростить и найти простые ответы на сложные вопросы, но важно понять, как работают конкурентные рынки и бизнес-модели. Не смотря на развитие рынков, принципы антимонопольной работы должны быть сохранены.

Янис Лианос, Профессор права, Университетский колледж Лондона:

Важно создать новые рабочие группы на уровне БРИКС, чтобы продумывать возможные инструменты защиты конкуренции. Например, изучающую влияние платформ на рынок труда. Необходимо защитить конкуренцию в условиях развития искусственного интеллекта <…>

В антимонопольное законодательство могут быть интегрированы вопросы невмешательства в частную жизнь.

Бьёрн Ландквист, Доцент, Стокгольмский университет:

Информационные платформы, контролирующие внутреннюю экосистему, становятся своего рода регуляторами. Платформы конкурируют за наше внимание и могут монополизировать его, начав контролировав всю экосистему.

По мнению экономистов, рыночная власть платформ очень прочная и будет только укрепляться. Они могут привносить инновации, меняющие окружающий мир и имеющие сетевой эффект <…>

В странах БРИКС было много антимонопольных дел в области телекоммуникаций. С интернетом вещей их число будет увеличиваться. Существует понятие нейтральности в телекоммуникационном секторе, и оно может потребоваться в области интернета.

Алексей Иванов, Директор, Антимонопольный центр БРИКС, Институт права и развития ВШЭ-Сколково:

Существуют серьезные сложности в области доступа к данным, к информации – это серьезная проблема для тех, кто работает в БРИКС. Компании гиганты не делятся информацией, и в этом вопросе необходимо дать больше полномочий антимонопольным органам использовать и создавать совершенно новые инструменты, подходы. Необходима глобальная реакция, когда они действуют глобально, а власти реагируют локально, то это не может долго продолжаться. Нужно расширять круг полномочий.

[photo_1392]

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь